• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



Самарский фестиваль Валерия Гергиева: второе дыхание

В Самаре прошел юбилейный, X Музыкальный фестиваль «Мстиславу Ростроповичу» - приношение и дань памяти великому музыканту и гражданину. Инициатор фестиваля – директор-художественный руководитель Мариинского театра маэстро Валерией Гергиев. Фестиваль проводится при поддержке Правительства Самарской области.

Выбор Самары местом проведения первого в стране фестиваля, посвященного памяти всемирно известного виолончелиста и дирижера Мстислава Ростроповича, не случаен. С этим городом связана не одна страница творческой биографии великого музыканта. В Куйбышеве Ростропович неоднократно гастролировал как солист-инструменталист, этот город оказался единственным, где ему был оказан радушный прием во время его последнего перед отъездом из СССР драматического гастрольного турне по Волге. В 1999 году Ростропович осуществил в Самаре мировую премьеру оперы Слонимского «Видения Иоанна Грозного» - свою последнюю оперную постановку на родине, ставшую значительным событием в культурной жизни нашей страны.

Валерий Гергиев: «Эта акция готовилась неторопливо. Сразу после ухода от нас Ростроповича я говорил с Галиной Павловной Вишневской, и вместе с его друзьями - замечательными российскими музыкантами мы решили создать фестиваль, который станет традиционным, ежегодным и который будет жить долго. Я сделал все возможное, чтобы посвященный Мстиславу Ростроповичу фестиваль в Самаре обрел крылья. Мне кажется, что не каждый даже великий российский город может сегодня сказать с гордостью о своей истории то, что может сказать Самара».

В послании Галины Вишневской в адрес только что родившегося фестиваля есть такие слова: «Этот самарский фестиваль вызывает во мне особые чувства. Ростропович любил этот город, и многое в его творческой судьбе было связано с Самарой. Я рада, что именно здесь осуществлена идея этого музыкального приношения. Уверена, что фестиваль будет развиваться и на долгие годы станет для многих подлинным диалогом с великим музыкантом».

Маэстро Валерий Гергиев и руководимый им симфонический оркестр Мариинского театра, признанный одним из элитных симфонических коллективов мирового уровня, - неизменные участники всех фестивалей «Мстиславу Ростроповичу». За годы существования фестиваля в нем приняли участие такие звезды мирового масштаба, как альтист Юрий Башмет пианист и дирижер Игнат Солженицын, немецкая скрипачка Анне-Софи Муттер, пианисты Александр Торадзе(США) и Люка Дебарг (Франция), новозеландский тенор Саймон О’Нил, солистка Мариинского театра Ольга Бородина. Гостями фестиваля были Майя Плисецкая, Родион Щедрин, Наталья Солженицына, София Губайдулина.

За это время под управлением маэстро Валерия Гергиева в Самаре прозвучал внушительный цикл симфонических и ораториальных сочинений, инструментальных концертов, фрагментов из опер отечественных и зарубежных композиторов-классиков и выдающихся современных авторов.

Каждый из фестивалей «Мстиславу Ростроповичу», отличаясь от других составом исполнителей и жанровым наполнением, становится демонстрацией эталонного исполнительского мастерства. С первых музыкальных тактов неизменно поражает мощь ведомого Валерием Гергиевым огромного по составу оркестра, звучание которого то выплескивается неудержимым потоком, заполняя пространство зала, то затихает перед очередной кульминацией, неизменно сохраняя богатство тембровой палитры, кантиленность и мягкость.

Не стал исключением и нынешний, юбилейный фестиваль. Программы трех его концертов были тщательно продуманы и включали произведения, редко исполняемые не только в Самаре, но  и на мировых подмостках.

В первый вечер звучала русская музыка. Открывшая программу вечера Шестая симфония Прокофьева и завершившая ее Девятая симфония Шостаковича – сочинения послевоенной поры, созданные в 1947 и 1945 годы соответственно. Каждая из них – это по существу исповедь, в которой глубокие переживания, связанные с утратами военных лет, соседствуют с трагическим предощущением грядущих испытаний. При этом эпический размах симфонии Прокофьева контрастирует с внешней беззаботностью камерной по масштабу симфонии Шостаковича, который, как заметил Валерий Гергиев, на этот раз «пришел к слушателям с улыбкой».

Вулканический темперамент маэстро, великолепная, поразительная по глубине эмоциональной выразительности и проникновенности игра музыкантов, мгновенно реагирующих на его малейший эмоциональный посыл, безупречное мастерство солистов, и в особенности соло фагота в симфонии Шостаковича – все это передалось слушателям, создав в зале приподнятую, волнующую атмосферу, от которой порой просто захватывало дух.

Второй фортепианный концерт Родиона Щедрина в Самаре слышать не довелось. Сочиненный в 1966 году этот концерт, отличающийся редкостной экспрессией и разнообразием стилей: в нем додекафония сочетается с джазом, требует от солиста-пианиста предельной собранности, выносливости и даже физической мощи. Все это должно было представлять особые сложности для более склонного к лирическим излияниям музыканта, каковым является бронзовый лауреат XV Международного конкурса имени Чайковского Сергей Редькин. Молодой пианист в целом достойно справился со стоящими перед ним задачами, но хочется думать, что в дальнейшем исполнение этого сочинения обретет у него еще большие внутреннюю энергетику и эмоциональную отдачу.

Дневной фестивальный концерт по традиции был благотворительным. Однако его программа, в отличие от прошлых фестивалей, рассчитанных, в основном, на юношескую аудиторию, оказалась на редкость внушительной и серьезной. Ее открыли Вариации Иоганнеса Брамса на тему Гайдна для оркестра – череда изящных миниатюр-вариаций, преломляющих мелодию старинной песни паломников, использованной Гайдном в одном из своих сочинений. Центральное место в утренней программе заняли два масштабных программных сочинения: живописующая бурю человеческих страстей, душевных переживаний и катастроф симфоническая поэма Рихарда Штрауса «Дон Жуан» и устремленная к заоблачным философским высотам Симфония № 3 - «Божественная поэма» Александра Скрябина, представляющая собой, по замыслу композитора, «развитие человеческого духа, который, оторвавшись от прошлого, приходит к упоительному и радост­ному утверждению своей свободы и своего единства со вселенной - божественного "я"».

 Исполнение каждого из этих сочинений подарило подлинное эстетическое наслаждение, но стало немалым испытанием для слушателей, от которых потребовались большая эмоциональная отдача и сосредоточенность. Таким образом, именно благотворительный утренник стал, пожалуй, самым мощным эмоциональным потрясением юбилейного фестиваля.

Впрочем, на высоте был и состоявшийся вечером того же дня  заключительный концерт фестиваля. Вначале была исполнена симфония для оркестра с солирующим альтом «Гарольд в Италии» Гектора Берлиоза, в которой концертмейстер группы альтов оркестра Мариинского театра Юрий Афонькин блеснул безупречным владением инструментом и виртуозным мастерством.

В Концерте для фортепиано с оркестром Франсиса Пуленка, который в Самаре никогда не исполнялся, солировал семнадцатилетний Абисал Гергиев, являющийся в настоящее время учеником Средней специальной музыкальной школы Санкт-Петербургской консерватории. Лирическое по своему характеру сочинение Пуленка со спокойным, уравновешенным, не требующим исключительной виртуозности соло фортепиано тем не менее позволило молодому пианисту продемонстрировать недюжинную исполнительскую культуру, умение рационально распределять свои силы и достойно, без излишней ажитации раскрываться на кульминациях.  

Абисал Гергиев

Апофеозом программы стало знаменитое «Болеро» Мориса Равеля, заворожившее магнетическим ритмом и неудержимым крещендо и буквально «покрывшее» зал мощью эмоциональной разрядки в финале.

Драгоценными подарками слушателям стали исполненные на бис роскошный, погрузивший всех в волшебную сказочную ауру Вальс цветов из балета Чайковского «Спящая красавица» - в первом концерте, и светлое, прозрачное, как бы рожденное в высших небесных сферах оркестровое вступление к опере Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» - в заключительном концерте, которое стало своеобразным отблеском унесшейся кометы – прекрасного праздника музыки.

Маэстро Валерий Гергиев о дальнейшей судьбе самарского фестиваля:

«Я считаю очень важным, что в течение десяти лет мы проводим в Самаре фестиваль, посвященный Мстиславу Ростроповичу, который любил здесь бывать, где он выступал, где у него были друзья. Десять лет - идеальный формат для подобных акций, и пришло время расширить масштаб фестиваля. В нынешнем,  2017 году – 75-летие первого исполнения Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича, которое состоялось 5 марта 1942 года в Куйбышеве, на сцене оперного театра.

Теперь наши приезды в Самару будут связаны с этим эпохальным событием мирового масштаба и с именем Шостаковича - гигантской фигурой, редчайшим «человеческим измерением» - как Чайковский, Лев Толстой, Лермонтов, Достоевский. Шостакович родился в Ленинграде, но Седьмая – «Ленинградская» симфония – это его «след» на самарской земле, и жители Самары должны этим гордиться.

Посвящение самарского фестиваля Шостаковичу не означает уход от Ростроповича. Имя Шостаковича даст фестивалю новое дыхание. Я убежден, что Дмитрий Дмитриевич, который был человеком колоссальной эрудиции, впитавшим все достижения мировой культуры, тонко ощущавшим и мелодику Верди, и слово Шекспира, приветствовал бы идею исполнения на посвященном ему фестивале сочинений Брукнера, Малера, Вагнера. Могу даже представить себе исполнение на этом фестивале вагнеровского «Кольца нибелунга».

Наш новый театр Мариинский – 2 в Санкт-Петербурге площадью в 80 тысяч квадратных метров едва ли не самый большой оперный театр в мире. И не только по площади, но и по технической оснащенности сцены, и по численности оркестра, и по качеству постановок. Самарский оперный театр тоже замечательно отреставрирован и засверкал красотой, став одним из лучших российских театров. Теперь наше сотрудничество можно реализовать на самом высоком уровне. Замечательно, что в Санкт-Петербурге будет показан один из лучших спектаклей самарского театра - опера Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». Очень надеюсь, что такие обмены будут более насыщенными и плодотворными.

Не так давно мы выступили в Пальмире. Это была очень рискованная, небезопасная акция, и я благодарен нашим артистам за этот героический акт поддержки людей, страдающих от безумия политиков, от ужасно нестройно звучащего хора мировых лидеров. Лучший вариант – не выступать при обстоятельствах, подобных тем, что были в Пальмире и в Цхинвале, не посвящать концерты памяти погибших людей и уничтоженных варварами памятников мировой культуры. Выступления в таких местах - не то, чем я мог бы гордиться, потому что в этом трагедия времени, в которое мы живем.

Это же относится и к исполнению Седьмой симфонии Шостаковича – к счастью, в России, но артистами, вынужденными покинуть свои дома и уехать из Москвы в Куйбышев и игравшими в надежде, что в это время не прилетит бомбардировщик. Все это – искажение нормального хода истории, и я надеюсь, что у нас не будет поводов для таких концертов».

Валерий ИВАНОВ

Фото Александра ШАПУНОВА предоставлены Самарским оперным театром


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей