• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



05.05.2023

Музыкальный Клондайк на фестивале «Сыктывкарса Тулыс»: Оперетта

Тридцать третий фестиваль «Сыктывкарса Тулыс» («Сыктывкарская Весна») им. И.Бобраковой завершился в столице Республики Коми. Афиша его изобиловала яркими событиями и именами. В программе были как премьеры этого сезона, так и спектакли текущего репертуара, интересные масштабные гала-концерты, просветительские и образовательные программы. 150-летию со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова был посвящён концерт, в котором прозвучали знаменитый Второй концерт для фортепиано с оркестром (солист – лауреат Международного конкурса им. П.И. Чайковского Алексей Мельников) и симфоническая поэма «Колокола», в исполнении которой к симфоническому оркестру и хору театра присоединились хор ансамбля песни и танца «Асъя кыа» и академический хор г. Сыктывкара (хормейстеры Ольга Рочева и Алексей Разбаков). Солировали певцы театра Валерия Зеленская, Борис Калашников, Никита Одалин. Дирижировал главный дирижер Коми Оперы Роман Денисов, исключительно много делающий для того, чтобы яркие программы симфонической и вокально-симфонической музыки постоянно звучали в Сыктывкаре, обогащая афишу театра и даря аудитории новые впечатления и открытия.  Ярким событием стал концерт камерного оркестра «Солисты Москвы» п/у Юрия Башмета, который выступил также и как солист в произведении современного российского композитора Кузьмы Бодрова «Пять отражений на тему Паганини». В программе также звучала музыка Грига и Чайковского. Балет был представлен классическим шедевром «Баядеркой», грандиозным гала-концертом «Чайковский – триумфатор балета» и премьерой сезона – спектаклем «Русалочка».  Рамки традиционного оперно-балетного фестиваля «раздвинуло» кроссовер-шоу «Мелодия твоей души».

«Музыкальный Клондайк» - постоянный партнёр фестиваля. В этом году главный редактор нашего издания Надежда Кузякова побывала на спектаклях, которые были поставлены в нынешнем сезоне и представили жанры оперы («Дон Жуан» Моцарта), оперетты («Месть Летучей мыши» И.Штрауса) и балета («Русалочка» финского композитора Туомаса Кантелинена).

***

Сцена из спектакля

Жанр классической оперетты занимает прочное место в репертуаре Коми оперы. Удачные интерпретации непростого жанра в этом театре могут служить примером того прочтения классических оперетт, которое тактично по отношению к первоисточникам и в то же время открывает в них содержание как актуальное во все времена, так и особо близкое современному зрителю. Неслучайно спектакли «Принцесса цирка» и «Фиалка Монмартра» (обе оперетты И. Кальмана и обе – постановки Ильи Можайского) имели настоящий большой успех на гастролях театра в Москве. Оговоримся – слово «первоисточник» в данном случае весьма условно, прежде всего по отношению к пьесам, лежащим в основе спектаклей. Они, как правило, далеки от тех, на которые, собственно, писалась композиторами музыка. Интереснейшей страницей отечественной драматургии является пласт пьес (и стихов к музыкальным номерам), созданный для постановок на советской сцене классических оперетт Кальмана, Легара и Штрауса, порой имеющий отношение к переводу оригинала, порой совсем нет. Это абсолютно самодостаточное явление, ставшее в нашем восприятии тоже уже абсолютной классикой. И «Летучая мышь» – тут один из самых ярких примеров. Большинство тех «перлов» из текста, которые у всех на слуху, к оригинальной пьесе не имеют никакого отношения, так же, как и появление Розалинды на балу именно в костюме Летучей мыши. Режиссёр спектакля Илья Можайский, который является также автором редакции либретто, предложил вариант, словно соединяющий оригинальное немецкое либретто (К. Хаффнер и Р.Жене по французскому водевилю А.Мельяка и Л.Галеви) с прославившей в нашей стране это произведение «Короля вальсов» пьесой Николая Эрдмана и Михаила Вольпина. Этот прием подчеркнут и в названии спектакля – не «Летучая мышь», а «Месть Летучей мыши», ведь в первоисточнике костюм Летучей мыши носил друг главного героя Айзенштайна Фальк, и именно он решил отомстить своему приятелю за возникшую неурядицу. Впрочем, все эти подробности не столь важны и могут только утяжелить рассказ о спектакле легком, ажурном, словно искрящемся. Слово «ажурный» здесь использовано неслучайно – именно таков и изобразительный образ спектакля (сценография и костюмы Юрия Самодурова) – организующие пространство изысканные белые лестницы и белые же ажурные решетки. А пространство надо было организовать не только для сценического действия – по замыслу постановщика, оркестр располагается тоже на сцене, и дирижер (Никон Родюков) принимает активное участие в действии – более того, предполагается, что он и есть ни больше, ни меньше как сам маэстро Иоганн Штраус. И хотя действие оперетты происходит в разных, по-современному говоря, локациях, единая конструкция и ее элементы успешно адаптируются и под квартиру Айзейштайна, и под бальный зал во дворце князя Орловского, и под городскую тюрьму.

Розалинда - Елена Лодыгина, Айзенштайн – Анатолий Журавлев

Интрига искусно плетется, раскручивается, вовлекает новых персонажей, история Генриха Айзенштайна, который на балу-маскараде ухаживает за собственной женой, дополняется стремлением служанки Адели стать актрисой, множеством забавных путаниц и веселых моментов. Царит над всем, конечно, музыка. Музыкальное воплощение спектакля действительно на высоком уровне, особенно сильное впечатление произвели замечательные ансамбли с хором (хормейстеры Ольга Рочева и Алла Швецова), прежде всего финал второго акта. «Летучую мышь» во всем мире неслучайно так часто ставят именно в оперных театрах -  партитура оперетты предъявляет ко всем исполнителям серьезные требования. И труппа оперы Коми подтвердила соответствие этим требованиям. Очаровательны, каждая по своему, Елена Лодыгина (Розалинда) и Анастасия Морараш (Адель), исполнившие коронные арии своих героинь с блеском настоящих примадонн. Одной из несомненных удач спектакля стало исполнение Михаилом Ярмольским роли Альфреда - романтическое теноровое сладкозвучие настоящего героя-любовника убедительно соединилось с органичностью существования в комических ситуациях. Замечательно звучали Андрей Ковалёв (Орловский) и Галина Петрова (Ида), у которой и образ уверенной в себе искательницы счастья (или партнёра?) получился ярким и все время присутствия ее на сцене притягивал внимание. Несмотря на кажущуюся прямолинейной анекдотичность главной линии сюжета о не узнавшем свою супругу на балу легкомысленном Генрихе Айзенштайне, Анатолий Журавлев сумел выйти за рамки трафарета образа неверного мужа и подчеркнуть даже некоторую романтичность своего персонажа, и его несомненное обаяние. Конечно, Розалинда не могла не простить такого Генриха! И, конечно, бесспорно «держали» зал персонажи Геннадия Муралёва (очень симпатичный, весёлый и энергичный Фальк), Игоря Земского (директор тюрьмы Франк), Николая Глебова (Дежурный) и Николая Калашникова (адвокат Блиндт). Даже в самых комичных ситуациях они не переступали границы хорошего вкуса,  и то, что происходило на сцене, было исполнено именно искромётного юмора, но никак не комикования.

Фальк – Геннадий Муралев, Адель – Анастасия Морараш

«Летучую» буквально пронизывается танцевальная стихия, и, конечно, артисты балета украсили спектакль (балетмейстер Андрей Меркурьев). Даже хотелось, чтобы хореографических номеров было больше!

В целом получился спектакль-праздник. Он мог бы стать настоящей феерией, но, к сожалению, оказался перегружен чисто разговорными диалогами и сценами. И если без некоторых из них, разумеется, обойтись никак нельзя (чего стоит только знаменитая сцена вранья), а какие-то важны для понимания сути происходящего, все же, как мне думается, кое-что можно было бы сократить без ущерба для спектакля, и он обрёл бы значительно бОльшую динамичность. Также мне представляется в данном случае излишним исполнение части номеров на немецком языке (языке оригинала оперетты). Понятно желание акцентировать именно приближение к оригиналу, заявленное постановщиком, но именно в оперетте зрителям очень важно понимать, о чем поют персонажи. Тем более, что переводы исполненных на немецком языке фрагментов вполне качественны и хорошо ложатся на музыку.

Начальник тюрьмы – Игорь Земской, Альфред – Михаил Ярмольский

Но то, что спектакль по-настоящему украсил афишу театра и снова показал возможности труппы, не подлежит никакому сомнению.

Продолжение >>> Опера
Продолжение >>> Балет

Надежда КУЗЯКОВА
Фото предоставлены пресс-службой
Государственного театра оперы и балета Республики Коми.

05.05.2023



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей