Новости


Подписка RSS    Лента RSS


 

Дети в мире старинной музыки_подать заявку

СОВРЕМЕННАЯ ОПЕРА – ПОИСК ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ 

 
Лаборатория «КОOPERAЦИЯ» заявила о себе как о  творческом и образовательном проекте для молодых композиторов и драматургов. Цель – вовлечь в сферу музыкального театра молодых авторов. Без создания новых сочинений невозможно развитие жанра, а с новыми именно оперными сочинениями дела обстоят не так уж и хорошо. Их пишут мало, и если пишут, то, как говорится, «в стол» - воплощение оперного спектакля является проектом многосоставным и значительно более дорогостоящим, нежели исполнение симфонического произведения. Возможна ли инновационная модель работы над этим жанром, традиционно считающимся одним из самых консервативных?  Где пролегают границы этого жанра? Каковы законы современного музыкального театра? Насколько нужен композитору драматург? Что есть либретто?  И так далее. 
 
Наверное, вопросов в этой сфере больше, чем ответов, и тем не менее лаборатория призвана предложить ответы на большинство из них. Кураторы нового творческого проекта — режиссер Екатерина Василёва и музыковед Наталия Сурнина. Проект реализуется совместно с Московским академическим Музыкальным театром имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко при участии ансамбля «Галерея актуальной музыки» под руководством Олега Пайбердина и театра голоса «Ла Гол» Наталии Пшеничниковой. Партнеры проекта — Молодежное отделение Союза композиторов (МолОт), Союз театральных деятелей и Российский Музыкальный Союз.
 
30 мая в фойе Электротеатра «Станиславский» в рамках первого этапа Лаборатории состоялась открытая дискуссия «Нужна ли режиссеру современная опера?». Вопрос отнюдь не риторический. Действительность такова, что молодые режиссеры не знают современных композиторов и наоборот. Необходимо узнать и услышать друг друга, понять и создать настоящие творческие тандемы.
 
Вот некоторые из высказываний участников дискуссии. 
 
Дмитрий Курляндский, композитор: "Базируясь на собственном опыте работы с режиссерами, я не вижу разделения на функциональном уровне режиссер-композитор-либреттист-художник. Это коллективное творение. Коллективный автор с множеством глаз, ушей - некий Франкенштейн. Уши композиторские, глаза художника, мозг режиссера, и что-то от либреттиста. Хотя либретто-  начало оперы, опера начинается со слова. Слово - это уже музыка. Задача композитора - распознать, услышать в слове и тексте музыку, а задача режиссера увидеть в тексте, его структуру, увидеть постановку. Этот процесс распознавания оперы в тексте - процесс коллективный. И тандем разрывать довольно опасно. Иначе мы сталкиваемся с эволюционной цепочкой: либреттист пишет текст, приходит композитор и убивает этот текст, прорастая в нем. Приходит режиссер и убивает композитора, замещая его собой. Потом приходит художник и убивает всех".
 
Мишель Поэлз, «Zangstudio Haarlem»: Если режиссер выбирает работу с современной оперой, то он должен быть погружен в эту область и знать, что в ней происходит. Он должен уметь думать в концептуальном ключе и понимать, как устроена эта работа. Часто бывает, что либреттист, композитор и режиссер находятся в конфликтной ситуации и очень часто это негативно влияет на результат. Я верю, что идеальная ситуация - когда все находятся в гармонии, - то, что делает проект успешным. Для того, чтобы эта гармония состоялась, необходимо достаточно времени, чтобы режиссер, композитор и либреттист смогли договориться и понять, как сложится опера.
 
 
Эван Гарднер, Opera Lab Berlin: "Можно смотреть самые разные постановки вагнеровских опер, и я думаю, вы заметите, что поверх основной идеи, заложенной Вагнером, всегда появляется дополнительная идея, заложенная режиссером и творческой командой спектакля. Есть такая определенная концептуальная сложность, многокомпонентность, несколько уровней, которые появляются в результате этого взаимодействия. И в таком случае можно задать вопрос: "Как современная опера может конкурировать с подобными мастодонтами, как Вагнер, когда современный композитор хочет, чтобы все, что он написал в музыке было дословно воспроизведено режиссером?". И когда я работаю с молодыми композиторами, я прошу их думать о том, какие концепции они закладывают в свою музыку и быть готовыми к тому, что режиссер добавит что-то, что лежит за пределами воображения и концепции композитора. Я верю, что столкновение личностей, конфликтные ситуации создают энергию, из которой рождается что-то новое, интересное, что двигает искусство дальше.  Театральный продукт создается во время репетиций и диалога, что и является творческим процессом. Композитор может заинтересовать режиссера своей мыслью, если он понимает, как сейчас, работает театральный процесс и его компоненты. Режиссер может менять какие-то решения, которые заложил в музыке композитор. Но все равно остается сущностная часть, ДНК произведения, того, что должно происходить по сюжету или во взаимодействии произведения с пространством. Задача режиссера - найти компромисс и художественное решение".
 
Семен Александровский, режиссер: "Искусство всегда развивается в осмыслении самого себя. Как сказал Пятигорский, "Философия - это в первую очередь мышление мышления". Искусство активно размышляет над тем, что возможно, что невозможно сегодня в данном конкретном случае: как разбить стереотипы жанра, вдохнуть в него свежий воздух и принести новые идеи? На процессе создания материала самый органичный и правильный процесс - диалог".
 
Александра САЙДОВА
фото автора 

← события

Единение культур_заочный конкурс_подать заявку

Купить билет

Партнёры Музыкального Клондайка



Афиша + билеты

 
 
« Январь »
 
  
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234567 
 891011121314 
 15161718192021 
 22232425262728 
 293031     

Подписка RSS    Лента RSS


Все афиши


 

Опрос

 

афиша