Музыкальный клондайк новый номер

МДМТ Экспромт



Новости


Подписка RSS    Лента RSS


 

Театр Сац встреча ассоциации музыкальных театров

Вся многоликость театра за пару часов

Признайтесь, на вопрос о том, насколько открыт музыкальный театр новаторству, большинство без сомнений ответит, что театр вообще, а тем более музыкальный– вид искусства, наиболее подверженный стереотипам и стандартам. Новаторство в виде переноса действия из прошлого в современность, смелые сценографические и световые решения, - все эти новации и на самых прогрессивных сценах мира, и в отечественных театрах по сей день рождают споры. А в ответ – театры не привлекают молодые постановочные силы, начинающие режиссёры опасаются предлагать свои смелые проекты, а критики то и дело пишут, как сильно отстал наш театр от авангардных тенденций мирового театрального искусства. И вот недавно в стенах Детского музыкального театра имени Наталии Сац была предпринята очень важная и решительная попытка вырваться из этого замкнутого круга.

Художественный руководитель Театра Сац, режиссёр Георгий Исаакян в прошлом сезоне возглавил Ассоциацию музыкальных театров России – общественную организацию, созданную десять лет назад и объединившую на неформальных началах множество и крупных оперных домов нашей страны, и ряд театров музыкальной комедии, а также и немало детских театров. В последние годы в число участников Ассоциации влились и театры ближнего зарубежья, и при всем разнообразии жанровой палитры театров-членов этого объединения, всеми ими движет общая цель: иметь возможности чаще общаться, делиться идеями и планами и разрабатываться совместные проекты. О важности копродукции много говорилось на конференции Ассоциации музыкальных театров, которая и состоялась недавно в Театре имени Наталии Сац.

Проекты, которые в силу своей художественной самобытности и при сегодняшнем постоянном дефиците бюджетов были бы невозможны к осуществлению в одиночку, совместными усилиями нескольких театров вполне реально воплотить в жизнь. Опыт, и очень успешный, таких постановок уже есть в возглавляемом Исаакяном Театре Сац: в прошлом сезоне с большим резонансом на Малой сцене театра была представлена международная постановка спектакля «Маленький Арлекин» на музыку крупнейшего композитора-авангардиста Карлхайнца Штокхаузена. И, как оказалось, самый радикальный авангард может быть вполне доступен и для широкой детской аудитории! Возможность воплощать на сценах детских театров самые смелые замыслы была доказана и в одной из частей конференции Ассоциации музыкальных театров России. И, возможно, эта часть, представляющая отчаянно смелые, невероятно самобытные и удивившие, по-моему, самых бывалых директоров театров, присутствовавших на конференции, - именно эта часть музыкально-театрального форума стала самой интересной и незабываемой.

Такого фейерверка идей и драйва от представлявших свои проекты композиторов и режиссёров, наверное, не ожидал никто. И каждый проект слушался специалистами из театров со всей России на едином дыхании. Оригинальность и смелость решений восхищала. Например, художник Алина Алимова продемонстрировала уже готовый макет декораций мюзикла «Дракон» по знаменитой сказке И.Шварца. В оформление сценического пространства художницей претворены очертания драконьей чешуи, изгибы хвоста, пронизанные словно выныривающими ниоткуда железнодорожными узкоколейками и загадочными металлоконструкциями. Жёсткая урбанистика, которая и пугает, и притягивает.

Театр им.Н.Сац

Композитор Александр Маноцков и режиссёр Александр Созонов представили оригинальнейший проект – оперу «Сон Немо», первоисточником которой стали… комиксы. Известные американские комиксы «Немо в стране снов» с своё время стали и основой мультфильмов Диснея, в США на их сюжет написана и опера. Но она, по мнению постановщиков представляемого проекта, очень инфантильная, примитивная. Нашим авторам видится более жесткая, но и вместе с тем более увлекающая современных детей трактовка истории о том, как мальчик Немо во сне превращается в героев и спасает мир от злодеев. «Не надо бояться напугать детей, вспомните русские сказки – сколько в них ужасов», - призывал Александр Маноцков. «Наша опера – это экстремально высокое искусство!» - подвёл итог Адександр Созонов.

Необычно трактовал оперу «Альцина» Генделя режиссер Олег Еремин, известный постановками и актерскими работами в Александринском театре. В интерпретации Еремина «Альцина» - это кукольный спектакль с участием певцов и живого оркестра, предназначенный для семейного просмотра. Не менее радикально трактовались и классико-романтические сюжеты и спектакли. Режиссёр Василий Заржецкий представил своё решение постановки одноактных опер Пуччини «Плащ», «Сестра Анжелика» и «Джанни Скикки», часто ставящихся в театрах как триптих одноактных спектаклей, как «три одноактные истории грехов человеческих». Сценография опер аллегорически воплощает семь смертных грехов, владеющих человеческими душами: гнев и похоть повелевают душами героев оперы «Плащ», гордыня завладела героями «Сестры Анжелики», а в «Джанни Скикки» все семь смертных грехов дефилируют на подиуме, трансформирующемся в финале в помост виселицы. Сам режиссёр определил столь радикальное видение романтических опер Пуччини, как опера-мистерия, средневековый миракль. И этот жанр средневекового представления стал стимулом фантазии многих молодых постановщиков. Вот и режиссёру Елизавете Бондарь герои оперы «Дон Жуан» Моцарта видятся как ожившие персонажи средневековых фресок, а Командор и Дон Жуан – пришедшие на белый свет демоны из чистилища. В готической стилистике решена и постановка Елены Артюхиной еще одной новой музыкальной партитуры, представленной в рамках презентации молодых постановщиков: оперы-мюзикла «Кентервильское привидение» на музыку Владимира Баскина. Однако, довольно ироничную историю Уайльда, авторы и постановщики этого спектакля видят как драматичный рассказ о потерявшем себя человеке, бесцельно прожившем жизнь и так и не нашедшем себя в земном мире.

Прекрасный итог этой необычной презентации подвёл куратор проекта, художественный руководитель петербургского театра «Зазеркалье» Александр Петров: «Менее чем за два часа все присутствующие смогли приобщиться ко всему разнообразию театрального искусства: от театра марионеток, до фэнтези, от средневековых мистерий до современных шоу… Благодаря молодым постановщикам мы смогли сполна почувствовать всю многоликость картины современного театрального искусства».

Надежда Дараган

Фото Елена Лапина

 

 

 

Театральный Фестиваль Третий звонок

Мастер-классы Академии барочной музыки. Подать заявку.

Купить билет

Партнёры Музыкального Клондайка



Афиша + билеты

 
 
« Декабрь »
 
  
ПнВтСрЧтПтСбВс
     123 
 45678910 
 11121314151617 
 18192021222324 
 25262728293031

Подписка RSS    Лента RSS


Все афиши


 

Опрос

 

афиша