Музыкальный клондайк новый номер

МДМТ Экспромт



Новости


Подписка RSS    Лента RSS


 

«Вокальные перекрестки» «Новой оперы»

Третий год столичный театр «Новая опера» проводит в своем Зеркальном фойе фестиваль камерной музыки «Вокальные перекрестки». Автор проекта и партия фортепиано — директор театра Дмитрий Сибирцев. За два года своего существования Фестиваль не только полюбился москвичам — на его концерты собирается много слушателей, порой даже не хватает запланированных стульев и приходится подставлять банкетки, но и стал значительным музыкальным событием Москвы.

В нем участвуют солисты «Новой оперы» и приглашенные певцы других московских театров.  Этот фестиваль не для галочки, а для души и сердца исполнителей и слушателей. Работа над репертуаром ведется серьезная, тщательная, тем более что исполнители выбирают подлинные шедевры русской и зарубежной музыки: вокальные циклы и вокальные сочинения Роберта Шумана, Эдварда Грига, Рихарда Штрауса, Густава Малера, Александра Даргомыжского, Модеста Мусоргского, Дмитрия Шостаковича – во всяком случае, так это было на третьих «Вокальных перекрестках». Из четырех концертов Фестиваля мне удалось послушать первые три.

Начинал Фестиваль  баритон Алексей Богданчиков. Он предложил два цикла: «Любовь поэта» Роберта Шумана и «Песни странствующего подмастерья» Густава Малера. Обоим исполнителям, Алексею Богданчикову и Дмитрию Сибирцеву, удалось сразу же войти в стилистику шумановских песен, передать массу эмоциональных чувств и настроений героя, часто противоречивых, нашедших свое выражение в 16 песнях цикла «Любовь поэта» на стихи Г. Гейне. Растворение в природе и красоте — «В сиянье теплых майских дней», «Цветов венок душистый», «Над Рейна светлым простором», ласковая умиротворенность — «Встречаю взор твоих очей», «Ее он страстно любит». Взрывы тоски — «Если б цветы угадали», моменты  глубокого трагизма — «Я не сержусь», «Во сне я горько плакал». Заканчивается цикл песней «Вы злые, злые песни»  — в духе иронии Гейне.

После небольшого перерыва Алексей Богданчиков спел четыре «Песни странствующего подмастерья» Малера. Они созданы молодым автором, пережившим любовную драму. Композитор объяснил в письме другу смысл своего цикла: «Песни задуманы так, будто странствующий подмастерье, настигнутый злой судьбой, выходит в широкий мир и бредет куда глаза глядят». Тексты трех песен Малер написал сам, для первой  «Бел, как снег, твой наряд» он взял текст из сборника «Чудесный рог мальчика». Именно эта песня лучше всего удалась певцу. Затем Богданчиков ушел от стиля Малера, остальные песни оказались чужеродными, крикливыми, особенно третья — «Кинжал, как пламя, жгущий». Очевидно, Алексею просто не хватило времени доделать цикл до конца, а ведь он был на верном пути. Что же, у молодого талантливого певца все впереди.

Солист «Новой оперы» Анджей Белецкий выбрал для своего выступления песни и романсы норвежского композитора Эдварда Грига. Благодаря Григу весь мир узнал и полюбил музыку Норвегии. В концерт вошли произведения из нескольких вокальных циклов: замечательные романсы «Колыбельная» и «Арфа» на стихи норвежца А. Мунка, погружающие слушателей в атмосферу Норвегии, и проникновенные «У моря» и «Прощание» на стихи Г. Гейне. Лучше всего  А. Белецкий исполнил песни из цикла «Мелодии сердца» на стихи знаменитого датского сказочника и поэта  Х. К. Андерсена «Сердце поэта» и особенно  «Люблю». Этим ранним шедевром композитора, наполненным любовью и нежностью, певец удачно завершил свое выступление на Фестивале.

Маргарита Некрасова включила в программу пять песен из разных циклов Рихарда Штрауса. Замечательная солистка «Новой оперы» Маргарита Некрасова оказалась блестящей исполнительницей камерной музыки, точно выбрав репертуар. Подчинив свое роскошное меццо-сопрано камерному жанру, она сумела найти массу красок. С первого же произведения «Завтра» на стихи Дж. Маккея певица захватила слушателей богатством интерпретаций. В опусе «Все мои помыслы» на стихи Дана мы слышим отзвуки старинной немецкой народной песни. «Ночь» на стихи Г. Гарта, «Посвящение» на стихи Г. фон Гильма Некрасова поет как ноктюрны, наполняя их теплотой и духовностью.

Баритон «Геликон-оперы» Михаил Давыдов обратился к русской музыке, подготовив программу из камерных произведений Александра Даргомыжского. С одной стороны, это были классические романсы, для них певец находит нежные и тонкие оттенки, словно пастелью рисует любовные элегии «Влюблен я, дева красота» на стихи Языкова, «Юноша и дева» на стихи Пушкина, лирически-драматический романс «Мне грустно на стихи Лермонтова. Удачно вводит он испанские приметы в романс «Ночной зефир» на стихи  Пушкина и рыцарский мотив  в романс «Оделась туманами Сиерра-Невада» на ст. В. Широкова. Получились у певца и написанные Даргомыжским в стиле русской песни произведения «Ох тих, тих, тих, тих» на слова Кольцова и «Не судите, люди добрые…» на стихи Тимофеева, которые почти не звучат в концертах. С другой стороны, Давыдов исполнил несколько сатирических зарисовок композитора: «Мельник» на стихи Пушкина, «Титулярный советник» на слова Вейнберга и «Червяк» на стихи Курочкина из Беранже, проявив подлинный актерский талант и виртуозную вокальную выразительность. Настоящим шедевром Михаила Давыдова стала драматическая песня Даргомыжского «Старый капрал» на текст Беранже в переводе Курочкина, за которую слушатели наградили исполнителя бурными аплодисментами.

Очень интересным и ярким был третий концерт Фестиваля. Солистка театра Ирина Боженко исполнила знаменитый цикл Шумана «Любовь и жизнь женщины» на слова А.Шамиссо. Она не сразу вошла в непростой мир молодой влюбленной женщины. Начало получилось у певицы однообразно радостным, и только к финалу она нашла точные вокальные нюансы, чтобы раскрыть трагическое состояние героини, потерявшей любимого, в заключительном романсе «Мне в первый раз наносишь ты удар».

Василий Ладюк Вокальные перекрестки

Премьер «Новой оперы» Василий Ладюк обратился к музыке французских композиторов. Сначала он представил слушателям благородного испанского рыцаря Дон Кихота, спев аТри песни к прекрасной даме Дульсинее, которые сочинил Морис Равель на слова П. Морана. Из трех песен: Романтическая, Эпическая и Застольная самой удачной оказалась у певца Эпическая песня, в которой он сумел раскрыть подлинную сущность печального и наивного испанского идальго. Затем Ладюк  исполнил романс К. Сен-Санса «Пляска смерти».  Внимание композитора привлекло стихотворение поэта и врача Анри Казалиса, выступавшего под псевдонимом Жан Лаор, в котором описывалась пляска скелетов в зимнюю полночь под звуки скрипки Смерти. 

Виктор Сыч маримба

На эти слова  композитор сначала сочинил романс, а через год  использовал его музыку для симфонической поэмы «Пляска смерти». На фестивале романс прозвучал  в оригинальном переложении артиста оркестра театра «Новая опера»  Виктора Сыча для баритона,  фортепиано и маримбы. Сам музыкант сыграл партию маримбы. Все три артиста Василий Ладюк, Дмитрий Сибирцев и Виктор Сыч  блестяще исполнили «Пляску смерти», вложив в нее все свое мастерство и настоящий драйв, точно воплотив иронический заголовок Жана Лаора «Равенство, братство» —  перед Смертью все равны: богатые и бедные, короли и простолюдины.

Яркий настрой концерта поддержал и развил далее солист «Геликон-оперы» бас Алексей Тихомиров. Он устроил в Зеркальном фойе настоящий театр, разыграв два «Райка». Один «Раёк» Модеста Мусоргского, для которого композитор написал свой текст, второй —Дмитрия Шостаковича под названием «Антиформалистический раёк». Оба сатирические. Сначала это был театр двух актеров. Идя вслед за Мусоргским и используя приемы традиционного ярмарочного представления, пианист Дмитрий Сибирцев и певец Алексей Тихомиров высмеяли  оппонентов  знаменитой «Могучей кучки» — представителей академического направления  в русской музыке 1860-х годов. Артисты без пошлости и комикования создали уморительные портреты директора Петербургской консерватории Зарембы, заклятого врага главы «Могучей кучки» Владимира Стасова, композитора и музыкального критика Фаминцына, композитора Александра Серова, пытавшегося подражать Вагнеру. С каким неподдельным восторгом  Тихомиров расточал похвалы итальянской певице Аделине Патти от имени пылкого почитателя ее таланта Феофила Толстого.

Дмитрий Сибирцев

«Антиформалистический раёк» Шостаковича был его ответом на безобразное постановление ЦК «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели». Это была компания против «формализма» в  музыке, практически уничтожавшее музыку лучших советских композиторов. Пострадал и Шостакович. Конечно, он писал в стол — ведь его «Формалистический раёк» был бичующей сатирой на политический режим в стране, но промолчать он не мог. Кстати, его острого произведения побаивались не только правители после сталинских времен, но и некоторые коллеги Шостаковича. Впервые оно прозвучало уже после смерти автора, 12 января 1989 года в Концертном зале Центра  им. Кеннеди в Вашингтоне. За пультом стоял Мстислав Ростропович.  В СССР премьера «Райка» состоялась в этом же году 25 сентября в день рождения композитора в Большом зале Московской консерватории. На Фестивале в «Новой опере» «Антиформалистический раёк» на текст композитора стал коллективным театром, а Алексей Тихомиров  его главным действующим лицом и режиссером представления. К пианисту и певцу прибавился еще Камерный хор театра (хормейстер Юлия Сенюкова). Артист пел и играл трех персонажей: Единицына, Двойкина, Тройкина, выступающих на собрании в некоем Дворце культуры, а остро-гротесковые музыкальные пассажи и подлинные высказывания партийных лидеров выдавали истинных «героев» — Сталина, Жданова и Шепилова.  Тихомиров дирижировал и хором, обращаясь к нему после каждого выступающего, и хор в  едином радостном  порыве одобрял все призывы «вождей». 

Возбуждение возрастало, и когда зазвучала мелодия «Лезгинки», все во главе с Тихомировым готовы были пуститься в пляс. Возникли в зале не только тени далекого прошлого, но и не очень далекого  — послышался голос  Бориса Ельцина с его характерными интонациями.  В общем, певец, артист Алексей Тихомиров, благодаря своей артистичности, харизме, владению даром мгновенного перевоплощения, красивому выразительному голосу, богатой мимике и пластичности, завел всех: исполнителей и слушателей и устроил праздник подлинной театральности.

Еще о двух непосредственных участниках Фестиваля мне было хотелось сказать несколько слов. Это, во-первых, директор театра и автор проекта Фестиваля.  Он проделал огромнейшую работу  со всеми певцами, а их было более 10. С каждым должен был выучить произведения, и не по одному, а чаще большие вокальные циклы, отрепетировать и выступить — это колоссальный труд. Но ему  это более чем пригодилось. Наконец, Дмитрий Александрович стал не просто человеком, хорошо играющим на рояле, а создателем вместе с певцом подлинных вокальных шедевров.

Михаил Сегельман

Ведущий концерта Михаил Сегельман – человек огромнейших знаний, высочайший профессионал, умеющий отобрать нужный материал для информации. Его интересно слушать, а не ждать, когда же ведущий кончит свою «речь». А формат уважительной беседы с слушателем всегда подкупает.

Дальнейших успехов Фестивалю и всем его сегодняшним и будущим участникам.

Елизавета Дюкина

Фотографии Даниила Кочеткова


← события

Театральный Фестиваль Третий звонок

Мастер-классы Академии барочной музыки. Подать заявку.

Купить билет

Партнёры Музыкального Клондайка



Афиша + билеты

 
 
« Декабрь »
 
  
ПнВтСрЧтПтСбВс
     123 
 45678910 
 11121314151617 
 18192021222324 
 25262728293031

Подписка RSS    Лента RSS


Все афиши


 

Опрос

 

афиша