• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



             «Военный Реквием»  Бенджамина Бриттена

«Военный Реквием»  Бенджамина Бриттена

Одним из кульминационных моментов V Международного фестиваля Мстислава Ростроповича можно считать исполнение «Военного реквиема» для солистов, хора и оркестра Бенджамина Бриттена (1913-1976) в Концертном зале имени П.И. Чайковского.

Написанный автором в память о тех, кто погиб на двух мировых войнах, он был приурочен к освещению нового собора в Ковентри, возведенного рядом с развалинами старого собора св. Михаила, разрушенного немецкими бомбардировщиками. Подружившись с Мстиславом Ростроповичем и Галиной Вишневской, английский композитор специально для нашей оперной дивы написал партию сопрано, которую она готовилась спеть под управлением автора вместе с англичанином  Питером Пирсом и немцем Дитрихом Фишер-Дискау на премьере, запланированной на 30 мая 1962 года. Но этого не произошло, так как в последний момент Галине Павловне власти не разрешили выехать из страны. Зато в январе 1963 года она спела «Военный реквием» в Лондоне на сцене Королевского Альберт-холла…

В прошлом году в рамках «Сезонов Бенджамина Бриттена в России», посвященных 100-летнему юбилею английского композитора, можно было не раз услышать «Военный реквием» в ряду других его замечательных произведений. А также увидеть в Государственном музее изобразительных искусств им. А.П. Пушкина уникальную выставку «Художественный мир Бриттена», состоящую из коллекции картин, которые Бриттен собирал вместе со своим спутником жизни Питером Пирсом (1910-1986).  

             «Военный Реквием»  Бенджамина Бриттена

В грандиозном концерте вместе  с Лондонским филармоническим оркестром во главе с Владимиром Юровским принимали участие Государственная академическая хоровая капелла России имени Юрлова (художественный руководитель Геннадий Дмитряк), хор мальчиков Хорового училища имени А.В. Свешникова и камерный оркестр под руководством дирижера Невилла Крида (Великобритания). В качестве солистов выступали Александрина Пендачанска (Болгария), обладательница высокого, чистого и красивого сопрано; Иин Бостридж (Великобритания), лауреат премии «Грэмми» за исполнение цикла песен Бриттена с Берлинским филармоническим оркестром под управлением Саймона Рэттла в 2007 году; и Маттиас Герне  (Германия), покоряющий мягким, бархатным и трогательно звучащим баритоном.      

Интересно, что «Военный реквием» состоит из шести частей, каждая из которых озаглавлена соответственно традиционным разделам заупокойной мессы: Вечный упокой (Requem aeternam); День Господней гневной силы (Dies irae); Приношение Даров «Господи Иисусе Христе» (Offertorium); Свят (Sanctus); Агнец Божий (Agnus Dei). В нем традиционный латинский текст сочетается с антивоенными стихами английского поэта Уилфрида Оуэна (1893—1918),  сражавшегося на фронтах Первой мировой войны (1914-1918) и погибшего за несколько дней до ее окончания.

Благодаря четко выстроенному представлению «Военного реквиема» его солисты Иин Бостридж и Маттиас Герне, выступающие в образе английского и немецкого солдата, пели текст на стихи Оуэна из «Поэмы Мертвых» в сопровождении камерного оркестра. А чередуясь с ними, Александрина Пендачанска страстно исполняла траурную мессу вместе со смешанным хором и симфоническим оркестром. Самыми трогательными моментами драматичного театрализованного действа оказались обворожительно нежные голоса хора мальчиков, раздававшиеся в глубине огромного зала.

Примечательно, что сразу после объявления в программе «Военного реквиема» дирижер Владимир Юровский, выйдя на сцену, обратился к публике со вступительной речью, в которой подчеркнул, что это второй визит Лондонского филармонического оркестра в Москву. Первый состоялся два года назад и тоже в рамках Международного фестиваля Мстислава Ростроповича. «На этот раз нас попросили привезти «Военный реквием» Бенджамина Бриттена - знаковое сочинение для музыки XX века. Несмотря на то, что со времени его премьеры прошло более 50 лет, оно с каждым днем приобретает все большую актуальность».

             «Военный Реквием»  Бенджамина Бриттена

Далее он рассказал о долгом и трудном пути выдающегося композитора к этому сочинению, который лежал через Вторую мировую войну (1939-1945). Когда она началась, Бриттен, как и все англичане призывного возраста, должен был служить в армии. Но он и Питер Пирс, будучи убежденными пацифистами, не хотели брать в руки оружие. К тому же, в Англии существовал закон, позволявший отказаться от военной службы, хотя за это полагалась условная мера наказания – полгода тюрьмы. В отличие от многих коллег Бриттена, которые отсидели этот срок, он имел преимущество: к нему благоговела королевская семья. И ему, и Пирсу разрешили не служить в армии, и они уехали в Америку. Правда, по возвращении на родину в 1942 году Бриттена стали воспринимать не только как выдающегося, признанного во всем мире автора своих сочинений, но и как человека, на котором лежало несмываемое клеймо «отщепенца» из-за отказа воевать. Поэтому, получив заказ на написание «Военного реквиема», Бриттен почувствовал, что настало время, когда ему нужно сказать свое веское слово о войне, как о преступлении».  

В то же время Владимир Юровский отметил еще один малоизвестный и щепетильный факт, имевший значение для Бриттена при написании им «Военного реквиема», который он посвятил своим друзьям юности: Роджеру Бурнею,  Пирсу Данкерлею, Дэвиду Джиллу и Майклу Халлидею. Трое из них погибли во время Второй мировой войны, а четвертый покончил жизнь самоубийством в 1954 году из-за начавшегося в Великобритании гонения на гомосексуалистов. При этом сам Бриттен большую часть своей жизни скрывал, что его партнером был любимый им певец Питер Пирс. Так что, по словам Владимира Юровского, композитор свой великий Реквием писал не только против войны, но и против преследования людей за то, что они мыслят и чувствуют иначе, и природой созданы по-другому…

Когда на освещении возведенного Собора было сыграно сочинение Бриттена, по его окончании в зале стояла тишина: люди не в состоянии были аплодировать. «Я думаю, - сказал Владимир Юровский, - что это связано не только с тем, что они услышали выдающееся музыкальное произведение. Просто «Военный реквием» попал в сердцевину многих проблем, с которыми люди жили в середине XX века. И это сочинение идеальным образом нашло художественный способ выражения философских, политических и социальных тем, существовавших тогда».

А Вы как думаете?

Алла Буловинова

Фото автора 


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей