• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



в Московской консерватории открылась выставка «Святослав Рихтер. Ars Ludus»

К 100-летию Святослава Рихтера в Московской консерватории подготовили ряд мероприятий, стартовавший за три дня до векового юбилея выдающегося пианиста: 17 марта в фойе Большого зала открылась выставка «Святослав Рихтер. Ars Ludus», а вечером в Большом зале состоялся Гала-концерт. В честь Святослава Рихтера с музыкальным приношением выступили представители трех российских консерваторий – пианисты Яков Кацнельсон (Москва), Евгений Михайлов (Казань) и Петр Лаул (Санкт-Петербург).

К 100-летию Святослава Рихтера в Московской консерватории открылась выставка «Святослав Рихтер. Ars Ludus»

В открытии выставки «Святослав Рихтер. Ars Ludus» участвовали Александр Соколов, ректор МКГ им.Чайковского, Ирина Антонова,  президент ГМИИ им. А.С. Пушкина, Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С Пушкина и Юлия Де-Клерк, заведующая отделом музыкальной культуры ГМИИ им. А.С. Пушкина.

«Нам очень приятно, что сохраняется традиция, объединяющая Московскую консерваторию, Пушкинский музей и всю интеллигенцию Москвы, в моменты, когда мы возвращаемся и мысленно, и духовно к чему-то великому, - заявил ректор Московской консерватории Александр Соколов. – Конечно, слово «великий» мы стараемся не транжирить. В окружающей нас художественной жизни очень много яркого, неповторимого, но, когда другого слова, кроме «великий», не подберешь, – это говорит о том, что нам посчастливилось быть современниками, запечатлеть в памяти и оценить то, что происходит в этой жизни. Имя Рихтера сегодня – это действительно Эверест, сияющая вершина, и никакие сравнения не могут бросить тень на это сияние.

К 100-летию Святослава Рихтера в Московской консерватории открылась выставка «Святослав Рихтер. Ars Ludus»

Сегодня здесь в консерватории – продолжение того фестиваля, того праздника, который был начат в Пушкинском музее, и это не случайно, потому что Рихтер связал нас. Связал мир музыки, мир изобразительного искусства, не только вхождением в этот мир, как художник, но и своим реальным воздействием на то, что происходило в художественном мире. И я счастлив, что сегодня перед концертом в Большом зале, а это один из концертов, посвященных юбилею Святослава Теофиловича, публика, которая сюда придет, увидит эту выставку. Это дар Пушкинского музея, и прежде всего хочу выразить глубокую благодарность за этот дар Ирине Александровне Антоновой и Марине Девовне Лошак. Здесь фактически подтверждается то, о чем мы давно договаривались – наше сотрудничество, содружество».

Марина Лошак

По словам Марины Лошак, директора ГМИИ им. А.С Пушкина, это «совершенно закономерно - соединение двух домов, которые были для Рихтера важнейшими в его жизни, тех мест, где собиралась его публика. Мы попытались создать выставку, которая бы напомнила приходящему в консерваторию зрителю (а зритель этот образован, достаточно искушен и многое знает), какое место занимает Рихтер в жизни музея, в его истории. Как мне кажется, нам удалось это сделать вполне элегантно, органично, и адекватно этому месту. Выставка в этих стенах проживет долго, практически до Конкурса им.Чайковского. В течение года мы будем все время возвращаться к этой дате, поэтому нам важно, чтобы жизнь нашей выставки в этих стенах стала частью жизнь консерватории. И еще раз хочу сказать спасибо и сотрудникам консерватории, и сотрудникам музея: Юлии Де-Клерк, которая положила много сил и желания, Алексею Подкидышеву, сделавшему элегантный дизайн выставки, и Наталье Дерябиной, которая тоже немало потрудилась».

Юлия Де-Клерк

Юлия Де-Клерк, заведующая отделом музыкальной культуры ГМИИ им. А.С. Пушкина, подробно рассказала о том, какие эскпонаты представлены на выставке в консерватории. Кстати, ровно месяц назад, 17 февраля, в Музее личных коллекций открылась выставка «Святослав Рихтер. От первого лица». Именно на ее основе и была подготовлена экспозиция в стенах Московской консерватории. «Всех, кто еще на этой выставке не был, я приглашаю идти и посмотреть на нее. Это необычная выставка, - заявила Юлия Де-Клерк. – Она имеет личный, интимный, доверительный характер, поэтому мы ее и назвали «От первого лица» - там очень много прямой речи Рихтера. В каждой витрине – его записи, где он комментирует, к примеру, свой рисунок: «Я родился в Житомире, и звали меня тогда Светик».

Рихтер

А сейчас у нас была довольно сложная задача – мы не хотели повторяться. Делая эту выставку, мы исходили из двух вещей – из дружбы нашего музея с Рихтером и из того, что эта площадка – Московская государственная консерватория, альма матер. Выставка в стенах консерватории называется «Святослав Рихтер. Ars Ludus». Это искусство игры в широком смысле слова, ведь Рихтер – музыкант. Великий музыкант и личность, явление в культуре XX века. Он же и художник, и режиссер… Влюбленность в театр, связь с литературой – это все Рихтер. И этот дар видения музыки и слышания живописи, который в нем был, действительно удивительный синтез, – все это как-то нужно было показать».

Выставка состоит из нескольких разделов. Первый связан с консерваторией, с обучением Рихтера в классе Генриха Нейгауза. Здесь представлен ряд редких материалов. «Сразу хочу сказать большое спасибо Всероссийскому объединению музыкальной культуры им.М.И.Глинки, потому что ряд материалов для этой выставки, а они носят знаковый характер – был любезно предоставлен нашими коллегами, - заметила Юлия Де-Клерк. – Например, первая афиша, очень редкая: это было первое выступление Рихтера с Нейгаузом, когда Нейгауз в 1940 году поделил концерт – второе отделение играл Рихтер. И Рихтер тогда, как первый пианист после автора, то есть после Сергея Прокофьева, исполнил 6-ю Сонату. В воспоминаниях Рихтера говорится об этом, когда после выступления Сергей Сергеевич подошел к Святославу Теофиловичу и со свойственным ему юмором сказал: «В общем, Вы справились, а теперь я хотел бы попросить Вас выучить 5-ый Фортепианный концерт, чтобы реабилитировать его, потому что ему как-то очень сильно не везет». И 9 марта 1941 года состоялась премьера 5-го Фортепианного концерта…Как Рихтер потом говорил, «У меня был клоунский дебют. Музыка была клоунской, и моя премьера была клоунской».

В этом разделе также собраны уникальные афиши, фотографии, ноты. Например, партитура Восьмой симфонии Шостаковича, с совершенно удивительной дарственной Генриха Нейгауза. «Дорогому, любимому Светику в день запоздавшего окончания консерватории». Все, кто знает биографию Рихтера и биографию Нейгауза, поймут, что за этой дарственной стоит. Это был 1946 год.

Второй раздел называется «Рождение легенды» и посвящен первым концертам Рихтера, включая его первые зарубежные гастроли. Здесь и материалы, связанные с победой великого пианиста в 1945 году на III Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей, и фотография с первого Международного конкурса им.П.И.Чайковского в 1958 году с Вэном Клайберном, и редкие афиши, и рисунок Рихтера с большим скрипичным ключом на здании консерватории.

Святослав РихтерТретий раздел выставки – «Годы странствий». «Это огромный период жизни Рихтера, связанный с его длительными гастролями, - рассказала Юлия Де-Клерк. – Конечно, нам приходилось очень сильно себя ограничивать и выбирать материл. Оставили знаковые вещи, пунктиром, чтобы вы поняли, какое количество стран и континентов посетил Рихтер, где и с кем он только не играл».

Очень важный раздел выставки – «Hommage Великому музыканту». Здесь представлены те дары, «признание в любви», которые Рихтеру выражали музыканты и художники. Это фотографии Прокофьева, автограф его 9-й сонаты, посвященной Рихтеру, редкие ноты Концерта Бриттена, с дарственной Рихтеру, другие материалы.

Выставка «Святослав Рихтер. Ars Ludus» в фойе Большого Зала Консерватории будет проходить до 2 июля 2015 года.

Ирина Александровна Антонова

Ирина Александровна Антонова, президент ГМИИ им. А.С. Пушкина, поделилась своими воспоминаниями о Святославе Теофиловиче Рихтере:

-Генрих Нейгауз, о Рихтере, с которым они были связаны очень серьезными дружескими отношениями, говорил, как о «человеке видения и слышания». И это была правда, потому что Рихтер был чрезвычайно одарен как художник. Сейчас у нас в музее вы можете увидеть его пастели, и убедиться в том, что это – человек, который тонко и глубоко понимал законы пластического искусства. Его появление в музее не было случайным, а для нас означало новый этап в жизни музея, привнесение в нашу привычную жизнь нового измерения. Во многих музеях используются залы для проведения концертов, но никто особенно не задумывался над тем, чтобы не просто сыграть красивую музыку в красивых залах, красиво декорированных картинами, но найти в них какое-то созвучие. В 1981 году на фестивале в Туре во Франции, который Святослав Теофилович организовал задолго до «Декабрьских вечеров», я предложила ему провести такой же фестиваль в Москве. Он с удивлением спросил – «А где ж там?». А я ему ответила – «Ну, хотя бы в нашем музее». И буквально в эти же дни мы сразу обо всем договорились, и о названии, и обо всем остальном.

Почему так случилось? Он был готов к этому. Первый концерт Святослав Теофилович сыграл у нас в 1949 году (он играл Сонаты Бетховена, а Нина Львовна дала маленький концерт с Шубертом). Потом, особенно с середины 50-годов, он стал часто приезжать в музей и играть в самых разных залах. Было совершенно очевидно, что его высочайшее требование к самому себе, как к музыканту, не позволяло ему стать и художником… Он даже брал уроки у Фалька. Когда его спрашивали, в каком времени он хотел бы творить, он говорил – «Ну конечно, в Ренессансном». Он не только любил сам писать пастелью, и рисовать – он очень хорошо знал искусство. И, когда он соглашался на организацию фестиваля, которому в этом году, кстати, уже будет 35 лет, сразу сказал, что это должны быть не просто концерты в музее, но продуманные программы, в которых мы будем искать созвучия пластических и музыкальных искусств. И действительно, это так и происходило.

Некоторые такие программы были очень интересны. Например, концерт, который он называл «Три Ш» - имелись в виду Шуберт, Шуман, Шопен, то есть романтическая музыка. Мы получили замечательные картины художников-романтиков из зарубежных музеев – нам прислали картины и Лувр, и немецкие музеи, и конечно, наши. И была великолепная выставка. Иногда мы делали сложные программы. Была такая программа, она мне очень дорога – когда мы взяли, с одной стороны, офорты Рембрандта, с другой – камерную музыку Бетховена. Это ведь музыканты, художники большой формы, а тут вдруг камерное творчество. Сколько же мы нашли внутренних соприкосновений, подходов, методов! Это было совершенно удивительно…

Таким образом складывались эти программы, и Святослав Теофилович принимал необыкновенно активное участие в их подготовке. Вплоть до того, что в различные музеи мира он не гнушался вместе со мной подписывать просьбы, чтобы получить ту или иную картину. Несомненно, его имя было так известно, что в ряде случаев его подпись была просто решающей. Этот объем его понимания искусства, его отношения с искусством оказался для нас чрезвычайно важным. В музее какой-то ген интереса к музыке был заложен с самого начала. Известно, что первая жена Ивана Владимировича Цветаева была очень хорошая пианистка, и Марина тоже была прекрасная пианистка. Для нее, как и для Рихтера, стоял вопрос – стать пианисткой или отдать себя поэтическому творчеству. Она выбрала, конечно, поэзию. Цветаева очень часто говорила: «Наш музыкальный корабль», имея в виду и свой дом, и музей, уже построенный отцом, в котором, кстати, еще до войны выступала Обухова. Но такое явление, как музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера» – это создание Святослава Теофиловича. Он действительно полюбил музей, считал его своим домом. Он так и говорил: «У меня теперь есть дом». И я очень благодарна консерватории, что великий дом культуры нашей страны и мы оказались причастны к этому празднику, 100-летию, и нам дали возможность показать эти материалы, которые мы храним. Для нас это большая честь.

Ирина Шымчак

Фото автора (17 марта 2015 года)

Архивные фото с сайтов ГМИИ им.А.С.Пушкина

www.arts-museum.ru

 


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей