Новости


Подписка RSS    Лента RSS


 

Дети в мире старинной музыки_подать заявку

Сэр Андраш Шифф в Москве

А на бис – 31-я соната Бетховена!

Что приводит к успеху сольного концерта? Присутствие за роялем великого пианиста, наличие концептуальной программы, безупречное исполнение? Этот вопрос волнует многих. Вот и мартовское выступление всемирно известного, легендарного пианиста сэра Андраша Шиффа в Москве не дало однозначного ответа. Было ли это выступление успешным? Наверно, да. Но впечатление осталось очень и очень странным…

Мало чего так ждали в избалованной гастролями мировых знаменитостей Москве, как приезда «легенды исполнительского искусства» -  сэра Андраша Шиффа. Билеты на мартовский концерт закончились, не успев начаться, за приглашениями шла настоящая охота, а по количеству пианистов, посетивших klavierabend, выступление Шиффа, несомненно, поставило рекорд. В холлах Концертного зала им.Чайковского в этот вечер их было очень много – самого разного возраста и статуса, от юной Александры Стычкиной до маститого Бориса Березовского. Одним словом, ажиотаж возник нешуточный, и у сэра Андраша Шиффа было всё, чтобы ожидания публики оправдать: удивительная, хотя и не поражающая новизной (Шифф возит её по Европе уже несколько лет) программа из четырёх последних сонат великих мастеров этой формы - Гайдна, Бетховена, Моцарта и Шуберта, высочайшая репутация одного из самых лучших пианистов современности и великолепная история гастролей в России и в Москве, в частности. Удалось ли это Шиффу – вопрос спорный. Оценки произошедшего разнятся диаметрально и остаётся только, ничуть не оспаривая высочайшего класса музыканта, скупо описать то, что происходило. Скупо не от жадности, а, скорее, от того настроения и тональности, которые создал своим пианизмом сам Андраш Шифф.

Борис Березовский

Признаться, на концерт я собиралась с замирающим сердцем, предвкушая погружение в свои любимые 32-ю бетховенскую и 21-ю шубертовскую, да и сонаты Гайдна и Моцарта, неизменно вызывающие трепет и волнение души, привлекали ничуть не меньше. Правда, у многих, и не только у меня, последняя соната Бетховена уже намертво связана в памяти с тем самым «скандальным» исполнением её Андреем Коробейниковым на XV Конкурсе Чайковского...Кто-то вспоминает это с негодованием, кто-то – с искренним восторгом. Я отношусь к последним. То, что сотворил тогда Андрей, и даже эти темпы, заставляющие балансировать на грани двух миров – реального и неземного, - было совершенно, безоговорочно и абсолютно ошеломляющим. Впрочем, вернёмся к событию 14 марта в Концертном зале им.П.И.Чайковского.

Андраш Шифф

Открывалась программа гайдновской сонатой ми бемоль мажор, и Андраш Шифф сразу показал, что нас ожидает в этот вечер. Проработанный до мелочей, взвешенный до последней ноты и очень чёткий Гайдн звучал почти совершенно, но до такой степени безэмоционально, что становилось даже не по себе. Создавалось впечатление, что пианист идёт на это сознательно и то, как после Гайдна звучала 32-я соната великого Бетховена, поначалу доказывало, что эта мысль имела право на жизнь. С невероятным техническим мастерством, удивительным балансом и совершенной гармонией Шифф показывал публике абсолютно своего Бетховена, но и этот Бетховен был начисто лишен как страсти, так и трагедии. Когда отзвучала последняя нота, зал ещё какое-то время озадаченно молчал, и грянувшие после этого молчания аплодисменты несли в себе некоторый оттенок удивления.

Андраш Шифф

Забавно было наблюдать за публикой в антракте. Значительная часть её никак не могла определиться – нравится ли им то, что они услышали на столь долгожданном концерте.

Второе отделение открывала 18-я соната Моцарта («охотничья»). Мы, безусловно, столкнулись с работой большого мастера – Шифф виртуозно и строго выплетал моцартовское кружево, и порой от этой безупречной, но отстранённой красоты захватывало дух, а вот с эмоциональным наполнением всё было снова не так однозначно, как с техническим мастерством и своеобразием.

Андраш Шифф в Москве

Завершала программу концерта 21-я соната Шуберта. К концу основной программы Шифф разошёлся и сопротивляться его удивительному, пусть и несколько механистичному чародейству было практически невозможно: даже если тебе это и не нравилось, музыка захватывала и заставляла переживать именно то, что хотел передать пианист.

А вот по завершении основной программы случилось то, что на концертах классической музыки случается, прямо скажем, нечасто (хотя, говорят, у сэра Шиффа это в порядке вещей). Во всяком случае, трудно с ходу припомнить пример, когда бисы и по эмоциональному воздействию, и по объёму едва ли не превосходили основную часть программы. Обескураживающе восхитительное исполнение второй части из 20-й сонаты Шуберта снимало все вопросы по поводу качества и ценности Андраша Шиффа как пианиста, а исполненная напоследок целиком (!!!) 31-я соната Бетховена заставила бы трепетать и человека, далекого от классической музыки.

Андраш Шифф

Невероятный, интереснейший, хотя и неоднозначный концерт, настоящее пособие для пианистов – забавно, что и в том, как надо, и в том, возможно, как не надо делать музыку, драгоценный подарок для поклонников и фанатов сэра Андраша Шиффа и волнующее переживание для всех остальных.  Таким останется в нашей памяти последнее на сегодняшний день выступление выдающегося британского пианиста в Москве. Надеемся ещё не раз увидеть маэстро на московских сценах и будем с нетерпением ждать такой возможности.

PS Очень жаль, что на сайте Московской филармонии в архиве трансляций не оказалось записи концерта 14 марта - видимо, пианист не разрешил производить трансляцию...

Ирина Шымчак

Фото автора


← события

Единение культур_заочный конкурс_подать заявку

Купить билет

Партнёры Музыкального Клондайка



Афиша + билеты

 
 
« Январь »
 
  
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234567 
 891011121314 
 15161718192021 
 22232425262728 
 293031     

Подписка RSS    Лента RSS


Все афиши


 

Опрос

 

афиша