• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



Балетный фейерверк

XIII Международный конкурс артистов балета и хореографов

Балетный фейерверк

XIII Международный конкурс артистов балета и хореографов, который проходил в Москве с 10 по 20 июня, сегодня стал уже историей.  Рожденный в далеком 1969 году в пору царившего тогда в СССР общего гражданского и духовного подъема, этот конкурс уцелел в череде бурных социальных и экономических катаклизмов последних десятилетий, являя собой, наряду с Международным конкурсом имени П. Чайковского, свидетельство преемственности культурных традиций в нашей стране.

С течением времени в структуре и программе соревнования появилось много нового. Конкурс стал открытым для современных веяний в танцевальном искусстве. Начиная с девятого конкурса (2001 год), его полноправными участниками являются хореографы, а конкурсанты-танцовщики соревнуются теперь в двух возрастных группах: младшей – с 14 до 18 и старшей – с 19 до 26 лет.

Московский балетный конкурс навсегда связан с именем великой Галины Улановой, возглавлявшей жюри самого первого конкурса. У его истоков - Игорь Моисеев и Ольга Лепешинская. Подобно магниту конкурс притягивает легендарных мастеров мирового хореографического искусства. В разные годы в его жюри были Марина Семенова и Иветт Шовире, Майя Плисецкая и Алисия Алонсо, Роберт Джоффри, Джером Робинс, Константин Сергеев.

Каждый из прошедших конкурсов имел свою «особинку» и ни один не избежал шквала разноречивых отзывов и суждений. Тем не менее безусловным фактом является то, что каждый конкурс открывал  имена танцовщиков, которые становились украшением не только отечественной,  но и мировой сцены.

В череде золотых лауреатов неистовый Александр Годунов и классичный Вячеслав Гордеев (1973 год), несравненная Нина Ананиашвили и темпераментный Вадим Писарев (1985 год). Не забыть, каким безудержным вихрем ворвался на сцену Большого театра, мгновенно покорив московскую публику, аргентинец Хулио Бокка (1985 год). А еще были изысканнейший Владимир Малахов (1989 год), моторный японец Морихото Ивата (1993 год), безупречно гармоничный Николай Цискаридзе (1997 год), трепетная Евгения Образцова (2005 год). 

Особенностью нынешнего конкурса стало то, что он  состоялся в преддверии года Русского балета (2018 год) и 200-летия со дня рождения Мариуса Петипа и в год 90-летнего юбилея выдающегося хореографа современности Юрия Григоровича - неизменного, начиная со второго конкурса, председателя его жюри.

На сей раз коллегами мэтра в жюри были 16 мировых балетных знаменитостей, в числе которых возглавляющие отечественные академии балета Марина Леонова и Николай Цискаридзе, Валентин Елизарьев (Республика Беларусь), Вадим Писарев (Украина), прима-балерина театра Ла Скала Маргерита Парилла (Италия), звезды мировой сцены Светлана Захарова (Россия) и Владимир Малахов (Австрия), хореографы, художественные руководители балетных компаний и педагоги из Швеции, Дании, Франции, Китая, Японии, США.

В танцевальном соревновании приняли участие 126 конкурсантов, из которых 52 выступали в младшей и 74 - в старшей возрастных группах. Это исполнители из 12 городов России, составившие примерно четверть общего числа конкурсантов, и из 26 зарубежных стран, значительная часть которых - бывшие советские республики и страны азиатского и южноамериканского континентов, в которых популярность балетного искусства растет в геометрической прогрессии.

Терада Мидори и Коя Окава  (Япония). Фото Сергея Андреечева

Терада Мидори и Коя Окава  (Япония)

Фото Сергея Андреечева

К сожалению, как и в прошлые годы, на московском конкурсе не были представлены ведущие балетные страны Европы. Они то ли игнорируют это соревнование, то ли тамошние молодые артисты действительно слишком заняты в своих компаниях и предпочитают реальные гонорары конкурсным рискам. Более внятного объяснения подобной ситуации от организаторов конкурса услышать не довелось.

Не «сработали» и два беспрецедентные за всю историю конкурса Гран-при по 100 000 долларов США в номинациях «Артисты балета» и  «Хореографы». Впрочем, забегая вперед, отметим, что бесспорного лидера состязания, достойного Гран-при, на сей раз не оказалось. Такие суперзвезды вспыхивают на балетном небосводе не чаще одного раза в десятилетие. За всю историю конкурса их было только четыре: тогда совсем еще юная ученица Пермского училища очаровательная Надежда Павлова (1973 год), мужественный Ирек Мухамедов (1981 год), грациозный Андрей Баталов (1997 год) и  обаятельный Денис Матвиенко (2005 год).

Программа нынешнего конкурса по традиции была достаточно сложной. Конкурсанты-солисты на первых двух турах исполняли классические вариации, одна из которых - из обязательной конкурсной программы, и специально поставленный к конкурсу современный номер или фрагмент из балета, сочиненного не ранее 2005 года, а на третьем туре - две классические вариации. Конкурсанты, выступавшие в дуэте, на каждом из туров исполняли па де де из балетов классического наследия.

По завершении первого тура стало ясно: все участники прекрасно владеют танцевальной техникой, уверенно выполняют сложнейшие виртуозные комбинации. Однако это - лишь необходимый фундамент танцевального ремесла, которое при хорошей выучке и при наличии подлинного таланта с течением времени может обрести черты подлинного искусства. До этого многим конкурсантам пока еще далеко. Бесконечный, перемежаемый нечастыми па де де поток вариаций, который в режиме нон-стоп низвергался на членов жюри и зрителей на первых двух турах, порой попросту усыплял, настолько не отличимыми одна от другой они были. А ведь каждая - из балета, имеющего свою стилистику, в каждой – индивидуальность хореографа-создателя, упоминание фамилии которого порой  является простой формальностью, поскольку для многих конкурсантов главным приоритетом является наиболее выгодное представление собственной персоны. Этого пытаются достичь по-разному: адаптацией авторского хореографического текста к своим возможностям, насыщением его посторонними, не имеющими отношения к стилистике конкретного номера акробатическими элементами и спортивными трюками, вольного обращения с музыкой, на которую поставлен номер.

Все это неизбежные издержки конкурсных состязаний, которые не удалось избежать и на нынешнем конкурсе.

Уже на втором туре состав конкурсантов оказался достаточно ровным и сильным. Кое-кого из младших участников выручали номера современной хореографии, в которых они чувствовали себя более свободно и раскованно, раскрепощались, проявляли свое «нутро». В то же время многих из них подвел выбор не соответствующего их возрасту «взрослого» репертуара, для исполнения которого требуется значительно больший актерский и жизненный опыт. В этом случае претензии – к педагогам и наставникам юных конкурсантов.

Ввиду большого числа сольных и дуэтных номинаций в обеих возрастных группах обладателями наград стали более двух десятков участников, среди которых оказалось только семь представителей России. Но поскольку страна «приписки» участников определялась в соответствии с их гражданством, реальное число лауреатов и дипломантов конкурса, имеющих непосредственное отношение к России, намного больше.

Перечислять имена всех победителей нет смысла: они доступны во многих источниках. Упомяну лишь нескольких особо запомнившихся конкурсных выступлений.

Денис Захаров и Ел. Кокорева.  Фото Игоря Захаркина

Денис Захаров и Ел. Кокорева  

Фото Игоря Захаркина

С первого  появления на сцене обратил на себя внимание представлявший Россию выпускник Московской академии хореографии Марк Чино (сейчас у него японское гражданство), которому на жеребьевке достался первый номер в младшей возрастной группе. Восемнадцатилетний воспитанник Валерия Анисимова исключительно ровно выступил на всех трех турах, продемонстрировав прекрасную выучку и благородство исполнительской манеры и заслуженно стал обладателем золотой медали. Редкостное сочетание природных данных, артистизма и партнерских качеств неизменно приковывали внимание к выступлениям еще одного воспитанника Московской академии Дениса Захарова, завоевавшего золотую медаль в дуэтной номинации младшей возрастной группы. Уроженец Киргизии петербуржец Эрнест Латыпов, ставший серебряным лауреатом в дуэтной номинации старшей группы, запечатлелся в памяти еще по конкурсу 2013 года. Изящество пластики, темперамент и личностное обаяние придают его исполнению особые притягательность и шарм.

Эрнест Латыпов. Фото Сергея Андреечева

Эрнест Латыпов

Фото Сергея Андреечева

На конкурсе не обошлось без «традиционного» ЧП, в центре которого на сей раз оказался самый юный конкурсант из Сыктывкара Иван Сорокин - 14-летний ученик гимназии искусств при главе Республики Коми. Обладающий незаурядными способностями и отличной выучкой паренек поразил членов жюри и специалистов своими выступлениями на первых двух турах и прошел на заключительный третий тур. Однако среди выступавших финалистов его не оказалось. Выяснилось, что, приехав на конкурс на свой страх и риск и не рассчитывая на успех, Иван не подготовил репертуар для третьего тура и по окончании второго, воспользовавшись заранее купленным обратным билетом, сразу уехал домой. Лично мне запомнился исполненный Сорокиным необычный современный номер «6 секунд», в продолжение которого он доставал из карманов брюк пригоршни перьев и подбрасывал их над собой, обволакивая всякий  раз свой обнаженный торс пушистым белым облаком. В итоге был объявлен технический перерыв для подготовки сцены к выступлению следующего конкурсанта, а в прессе появились сообщения о том, что «балетный конкурс упустил будущую звезду» и что его пригласили в свои ученики столичная и петербургская балетные академии.

В соревновании хореографов приняли участие 30 человек из семи стран. Каждый из участников представил два специально подготовленных к этому конкурсу номера, причем многие авторы выступили и в качестве исполнителей своих сочинений. В современных хореографических номерах по-прежнему преобладают мрачные, лишенные позитива абстрактные пластические композиции. В большинстве своем это некие медитации, болезненные копания в собственной психике, передаваемые порой хаотичным набором изощренных гимнастических упражнений. Четких критериев оценки современной хореографии пока что нет, поэтому члены жюри руководствовались, похоже, исключительно личными предпочтениями. В номерах-фаворитах их привлекли, очевидно, не столько новизна и оригинальность пластики, сколько попытки раскрыть непростые взаимоотношения персонажей. Несмотря на то, что две трети конкурсантов-хореографов - 19 человек - россияне, первая премия досталась китайцу Вен Сяочао и чилийцу Эдуардо Зуниги за номера «Через невзгоды» и «Архипелаг» соответственно. У россиян Нины Мадан и Андрея Меркурьева – серебряные, у китайцев Чэн Луна и Лю Тхинтхина - бронзовые медали, у россиянина Александра Рюнтю – диплом за стильную миниатюру «Парик».

Валерий ИВАНОВ

Фото предоставлены Оргкомитетом конкурса 


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей