Музыкальный клондайк новый номер

МДМТ Экспромт



Новости


Подписка RSS    Лента RSS


 

Владимир Юровский

На концерте Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова. Дирижёр - Владимир Юровский. Концертный зал имени П. И. Чайковского, 8 сентября 2016 года. Фото Веры Журавлёвой

 

Музыка как воля и представление

Юбилейный сезон Госоркестра имени Светланова открылся, по традиции, дважды – сначала, в более камерном формате, в Доме-музее Чайковского в Клину, и затем, уже официально, в Большом зале консерватории. Сентябрьский блок выступлений худрука ГАСО Владимира Юровского с руководимым им оркестром завершился концертом в филармоническом зале Чайковского – и уже с самого начала сезона задал высочайшую планку по части неординарности программ.

Как известно, любой концерт Юровского – это больше, чем концерт; и дело не только в его глубоких и энциклопедически разносторонних вступительных речах, но и в концептуальной составляющей каждой программы, превращающей ее в определенное высказывание – просветительского ли, гражданского ли толка. Для иных коллективов и расти уже было бы некуда, однако с Юровским ГАСО неуклонно набирает высоту в течение всего года – в октябре ожидается мировая премьера Александра Вустина, имеющего статус композитора в резиденции оркестра, а в ноябре – выход в совершенно невероятное «Другое пространство», на котором среди прочего прозвучат российские премьеры знаковых сочинений ХХ века – «Групп» Штокхаузена и оперы-оратории Адамса «Эль Ниньо».

Юровский Владимир

Пресс-конференция в Музее-заповеднике П. И. Чайковского в Клину. Художественный руководитель Госоркестра Владимир Юровский, директор Госоркестра Григорий Левонтин, директор музея-заповедника Галина Белонович, директор училища Владимир Демидов. Клин, 2 сентября 2016 года. Фото Ильи Кононова

 

О прошедшем с любовью

Уже пятый год подряд по инициативе Юровского Госоркестр участвует в церемонии посвящения в студенты первокурсников колледжа при Московской консерватории (Мерзляковки) в Клину, а вечером этого же дня дает концерт для жителей города. Программа клинских концертов, традиционно так или иначе выстраиваемая вокруг Чайковского, в этом году была изысканно красива. В качестве ее сквозной темы дирижер предложил публике термин «пассеизм» – пристрастие к прошедшему (чувствуется, что и самому Юровскому, посвященному в студенты более четверти века назад в этих же стенах, воспоминания о студенческих годах очень дороги – так что клинские концерты всегда окрашены особенно теплым, личным отношением). Кстати, в этом году на сцену вместе с ГАСО впервые вышли и сами студенты училища – вокалисты и хоровики, с которыми дирижер провел отдельно несколько репетиций.

Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, художественный руководитель Госоркестра Владимир Юровский и директор училища Владимир Демидов. Клин, 2 сентября 2016 года. Фото Ильи Кононова

 

«Тем, что я посвятил свою жизнь музыке, я обязан Моцарту», – говаривал Петр Ильич, так что Моцарт неслучайно стал альфой и омегой этой пассеистской программы. От него (Двадцатый фортепианный концерт в трогательном исполнении 11-летней Ольги Иваненко, получившей возможность выступить с ГАСО в качестве специального приза за участие в недавно прошедшем Grand Piano Competition) нить протянулась к Чайковскому  («Искренность пастушки», фактически, стилизованная под Моцарта), а на следующем витке – к Стравинскому (в его оркестровке прозвучали Па-де-де и Анданте из «Спящей красавицы», а затем была исполнена «Пульчинелла», целиком построенная на музыке Перголези и его современников – то есть снова разворот к XVIII веку, но уже к его самому началу, которое и для Моцарта было ностальгическим прошедшим); и наконец, к Рихарду Штраусу, чей виртуознейший гобойный концерт, говоря словами Юровского, «мог бы написать Моцарт, если бы умер на 150 лет позже».

Оля Иваненко, ГАСО, Владимир Юровский

Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, солистка - Ольга Иваненко, дирижёр - Владимир Юровский. Клин, 2 сентября 2016 года. Фото Ильи Кононова

 

Невольно вспоминается одна из самых мистических сцен Степного волка, где Гарри Геллер, схватив Моцарта за косу, взлетел на ней, как на хвосте кометы, к небесам, и его «проняло острейшей, сверкающей, как сталь, ледяной радостью, желаньем залиться таким же звонким, неистовым, неземным смехом, каким заливался Моцарт»: именно так и прозвучала искрометная «Пульчинелла»,  ставшая кульминацией всего дня и покорившая четкостью артикуляции, отточенностью нюансировок и мгновенными эмоциональными перевоплощениями.

Из железа и стали

Следуя уже другой традиции, первый консерваторский концерт ГАСО состоялся в день рождения Евгения Светланова – 6 сентября и был посвящен его памяти. Главной интригой вечера были премьеры – мировая сочинения Ефрема Подгайца «AGES» и московская пьесы Всеволода Задерацкого «Завод» (первое произведение было создано в этом году, а второе – 81 год назад). Партитуру «AGES» Подгайц подарил Госоркестру после того, как Владимир Юровский заявил о намерении исполнить 80 премьер в юбилейном 80-м сезоне. Стоит отдать должное изобретательности композитора, зашифровавшего в монограмме (AGES  = ля, соль, ми, ми бемоль) инициалы двух легендарных руководителей ГАСО – Александра Гаука и Евгения Светланова – и построившего на ней тематический материал практически всего сочинения: не исполнить его в день рождения Светланова Юровский просто не мог.

Ефрем Подгайц

«Памяти Евгения Светланова». Композитор Ефрем Подгайц после мировой премьеры произведения "AGES", посвящённого Госоркестру. Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова. Дирижёр - Владимир Юровский. 6 сентября 2016 года. Фото Веры Журавлёвой

 

Как музыкальный кунстштюк пьеса оказалась довольно эффектна, даром что композитор не стесняется использовать приемы, если не сказать штампы, свойственные музыке эстрадной – и завывания флексатона в сочетании с вибрафоном, и стилизованный вальсок, и «угрожающее» фортепианное остинато в басах, и восходящие секвенции, и, наконец, завершающее пьесу бодрое скандирование си-бемоль мажорного трезвучия, в которое в итоге разрешается немного видоизмененный заглавный мотив. Зная любовь Юровского к музыке «третьего направления», не приходится удивляться, что «AGES» пришлось ему по душе, да и мастерства владения оркестром у Ефрема Подгайца не отнять. Однако услышать сочинение второй раз желания не возникает.

ГАСО, Владимир Юровский

Концерт "Памяти Евгения Светланова". Московская премьера симфонического плаката "Завод" Всеволода Задерацкого. Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова. Дирижёр - Владимир Юровский. 6 сентября 2016 года. Фото Веры Журавлёвой

 

А вот симфонический плакат Всеволода Задерацкого «Завод», напротив, было бы интересно встретить снова в московских симфонических концертах. Ровесник Прокофьева, Задерацкий прожил невероятную и трагическую судьбу, в которой были и уроки музыки с цесаревичем Алексеем, и лагерь на Колыме, где он создал свой главный труд – «24 прелюдии и фуги».  До последнего времени его музыка была практически неизвестна слушателю, но благодаря усилиям его сына, музыковеда Всеволода Задерацкого-младшего, музыкальная общественность начинает ее открывать. «Завод» неизбежно вызывает ассоциации с одноименным легендарным сочинением Мосолова, созданным на семь лет ранее; однако пьеса Задерацкого раза в три длиннее и, в некотором смысле, страшнее миниатюры Мосолова. Партитура покоряет разнообразием оркестровки и ритмических рисунков, а пролетарский гимн у медных духовых в конце звучит не столько торжественно, сколько безжалостно, обрушиваясь на слушателя со всей своей мощью. 

Линию произведений из «железа и стали» продолжила редко исполняющаяся Вторая симфония Прокофьева, где впечатления композитора от бурно развивающейся индустриальной культуры поданы не через звукоизображения вращений шестеренок и заводских гудков, а в опосредованном виде, «режуще острым и могуче диким», по выражению Мясковского, характером музыки. И вот она-то и стала вершиной концерта, особенно ярко продемонстрировав отличительные свойства манеры Юровского в сравнении с Гергиевым, неоднократно исполнявшим ту же симфонию в том же зале в рамках Пасхального фестиваля.

Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова. Дирижёр - Владимир Юровский. 6 сентября 2016 года. Фото Веры Журавлёвой

 

Если у Гергиева это свободно изливающаяся как бы через него, стихийная, чуть ли не животная сила, подчиняющая себе и оркестр, и публику, то у Юровского – четко регламентированная подача энергии, пропускаемой, прежде всего, через аналитический ум; и даже в самых лихо закрученных эпизодах ощущаются хладнокровие и полный контроль дирижера над всей звучащей массой, выстроенной вплоть до каждого подголоска.

Лирическим центром этой конструктивистской программы мог бы стать Четвертый концерт Рахманинова с солистом Алексеем Зуевым, выучившимся у Алексея Любимова и Элисо Вирсаладзе в Зальцбурге и Мюнхене. Однако его эмоционально нейтральная интерпретация скорее вызвала недоумение: складывалось ощущение, что солист не ставил перед собой каких-либо творческих задач ни в отношении содержания, ни в области звукоизвлечения (хотя с технической точки зрения нареканий нет).

Через тьму к свету

Словно в компенсацию, настоящее волшебство случилось на следующем концерте в КЗЧ: с первых же нот Первого скрипичного концерта Прокофьева скрипач Сергей Крылов буквально заставил зал замереть, заворожив публику тончайшей, поэтичнейшей игрой под деликатный и чуткий аккомпанемент дирижера. Евгений Светланов, как-то вспоминая о совместном исполнении этого концерта с Давидом Ойстрахом в 1972 году в Лондоне, отметил, что его сложно отнести к числу выигрышных для солиста, однако же Ойстрах имел такой фурор, что скерцо пришлось повторить на бис. В случае с Крыловым и Юровским, думается, восторг публики был не меньшим, а в качестве биса солист исполнил финал второй сонаты Изаи, имеющий подзаголовок «Фурии» и построенный на мотиве секвеции  Dies irae  (День гнева).

Еще висевшее в воздухе воспоминание о только что растворившемся в божественной вышине ре мажоре тут же было перечеркнуто, – к тому же, в игре солиста явно почувствовалась усталость, появились технические огрехи, а сам финал оказался смазанным.

В качестве оправдания этого выбора можно только отметить, что бис неожиданно создал дополнительную смысловую арку внутри программы концерта: соната Изаи, известная как «Наваждение», перекинула мостик к «Наваждению» Прокофьева, открывшему вечер, замкнув таким образом возвышенную лирику скрипичного концерта в «дьявольские» кавычки.

Сергей Прокофьев - "Наваждение", оркестровая версия Геннадия Гладкова. Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова. Дирижёр - Владимир Юровский. 8 сентября 2016 года. Фото Веры Журавлёвой 

 

«Наваждение» Прокофьева, представленное в оркестровке и с досочиненными вступлением и заключением Геннадия Гладкова, в некотором роде было премьерой: в более камерном составе Юровский с ГАСО уже исполнили пьесу в МГУ им. Ломоносова в апреле этого года, но в полностью реализовать замысел автора удалось только сейчас. Во вступительном слове Юровский предположил, что в этой работе Гладков выявляет в Прокофьеве предшественника кино- и рок-музыки – однако же, при всех удачных тембровых находках, «Наваждение» с электрогитарой, ударной установкой и саксофонами потеряло самое главное: инфернальный характер.

Смысл послесловия, сводящего на нет весь драйв прокофьевского опуса, и вовсе остался неясен: в оригинале «Наваждение» постепенно истаивает на пианиссимо, словно жуткое видение, растворяющееся в воздухе; у Гладкова же после окончательной цезуры внезапно возвращается и неоднократно повторяется, переходя от одного инструмента к другому, заглавный мотив пьесы, – причем никакого другого развития не происходит и действие «зависает» примерно на столько же по времени, сколько до этого длилась пьеса Прокофьева. Затянувшееся окончание несколько раз хотелось прервать аплодисментами – вряд ли это понравилось бы Сергею Сергеевичу, больше всего на свете ненавидевшему скуку в музыке.

В целом же филармонический концерт 8 сентября по своей насыщенности приближался к программам летних просветительских циклов. Здесь в полной мере проявилось мастерство Юровского в жонглировании памятными датами и выстраивании аналогий: свое отражение нашли и 125-летие Прокофьева, и 110-летие Шостаковича, и 80-летние юбилеи Госоркестра и печально знаменитой статьи «Сумбур вместо музыки». От раннего Прокофьева Юровский перешел к юному Шостаковичу, исполнив Первую симфонию (в очередной раз подтвердив высокий уровень солистов Госоркестра, в особенности скрипичного и виолончельного концертмейстеров Сергея Гиршенко и Антона Павловского, запомнившихся своими прекрасными соло в побочной партии финала), а во втором отделении – «Лулу-сюиту» Альбана Берга и Пять антрактов из «Катерины Измайловой» Шостаковича.

Альбан Берг – «Лулу-сюита». Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова. Солистка - Надежда Гулицкая. Дирижёр - Владимир Юровский. 8 сентября 2016 года. Фото Веры Журавлёвой 

 

Четыре из пяти частей «Лулу-сюиты» Юровский исполнил два года назад в рамках просветительского цикла, посвященного Прометею, но тогда она несколько затерялась среди невероятно разнообразной и продолжительной программы. В этот же раз сюита с солирующей Надеждой Гулицкой, обладающей аристократичным и пластичным сопрано и регулярно участвующей в проектах дирижера, прозвучала как цельная, густая, насыщенная драматизмом и томлением «вокальная симфония». И даже если для многих слушателей она оказалась наиболее сложным произведением из всей программы – и по экспрессивному музыкальному языку, и по продолжительности, – в этот вечер музыка Берга точно приобрела новых поклонников, а уже существующим подарила редкое наслаждение.

Итогом вечера стали пять антрактов из «Катерины Измайловой», сыгранные по-настоящему мощно и трагедийно. Катарсическое переживание, достигнутое в момент наивысшей кульминации Пассакалии, отразилось и на всех остальных антрактах, парадоксальным образом окрасив и предыдущие, и последующие – в том числе пропитанные сарказмом и построенные на «сниженной» музыкальной лексике – светом высокой трагедии. Своей собственной волей и концентрацией в каждый момент времени Юровский объединил все фрагменты в единую линию, привнеся, как обычно, в играемую музыку много личного; что ж, остается только поздравить с этим фактом сентябрьского юбиляра, а современным композиторам пожелать скорейших встреч их сочинений с личностью такого масштаба, как Владимир Юровский.

Елена Мусаелян

Фотографии предоставлены

пресс-службой Госоркестра России им.Е.Ф.Светланова


← события

Театральный Фестиваль Третий звонок

Мастер-классы Академии барочной музыки. Подать заявку.

Купить билет

Партнёры Музыкального Клондайка



Афиша + билеты

 
 
« Декабрь »
 
  
ПнВтСрЧтПтСбВс
     123 
 45678910 
 11121314151617 
 18192021222324 
 25262728293031

Подписка RSS    Лента RSS


Все афиши


 

Опрос

 

афиша