• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


19.09.2018

Итоги полуфинала скрипичного конкурса "Ауэр.Наследие"

Музыкальный критик Владимир Дудин комментирует ход конкурсной борьбы
ПОЛУФИНАЛ
Полуфинал фестиваля-конкурса «Ауэр. Наследие» завершился выбором четырех финалистов, которым 20 сентября предстоит выступить с оркестром. Конкурс, который на первом туре начинался с 14 человек, а продолжился семью в полуфинале, бесспорно, имел свои преимущества для жюри, которое не успело устать, а потому можно уверенно считать, что свои решения оно принимало более чем взвешенно, неторопливо, ибо игравшие были перед ними как на ладони, фактически под микроскопом. С другой, с каждым новым выступавшим слушатели входили в азарт, заражаясь желанием слушать и слушать, сравнивать, дожидаться более интересного и вдохновенного исполнения, находить преимущества у одного в музыке романтической, у другого – в музыке рубежа XIX-ХХ веков, или эпохе зрелого венского классицизма. Второй тур, как и первый, прошел без заявленного в жюри Александра Фишера, который не смог прилететь по состоянию здоровью и делегировал Татьяну Либерову. Не было на втором туре и Дмитрия Махтина, который прилетел лишь на работу в финале. Жюри и на втором туре поддерживало выступавших аплодисментами при выходе на сцену и завершении конкурсного выступления. Соната Бетховена и развернутая романтическая виртуозная пьеса дали молодым скрипачам, нашедшим в себе силы и уверенность показать себя как потенциального солиста, еще один шанс убедить жюри, что оно не зря сделало свой выбор. Анастасия Фаррахова толерантно исполнила Первую сонату Бетховена, а вот в виртуознейшей «Паганиниане» Мильштейна ей не всегда хватало выравненности в распределении сил и баланса в выстраивании формы и драматургии вариаций, которые в определенный момент начали сильно пробуксовывать. И вновь, как и на первом туре, Инга Дзекцер за роялем создавала впечатление, что каждого скрипача, с которым выступает, поднимает выше на целую голову своим заботливым чутким и всегда высокохудожественным, не прикладным исполнением. Елизавета Глазунова вместе с Региной Глазуновой за роялем, выступавшие следом, дали повод сравнить интерпретации Ре-мажорной сонаты Бетховена, представив ее в более сдержанных динамических и эмоциональных тонах. В Четвертой сонате Изаи Елизавете несколько не хватало силы звука, сочности и свободы дыхания, а на piano и вовсе она переходила на шепчущие звучности, однако добродушное жюри дало этой участнице большой аванс выступить и в финале. Ефросинья Ефимова вновь порадовала солнечностью и певучестью звука, умением охватить целое, охватить форму. Но Вторая Ре-мажорная соната Сергея Прокофьева красноречиво показала, что музыка ХХ века требует все же несколько иной интеллектуальной глубины и напряжения, которые звучали пока еще только в намеках, хотя и весьма убедительных, судя по яркому финалу сонату. В «Цыганских напевах» Сарасате очень хотелось услышать больше эмоционального раздолья, воли и, в конце концов, уместного здесь надрыва, но все это – дело взросления и опыта. Главное, чем обладает Ефимова уже сегодня, это способностью увлечь аудиторию, позволить ей разделять радость музицирования и жадного вслушивания в музыку. Алексей Стычкин оказался слишком робок в Третьей сонате Брамса, выбрав почему-то очень худосочный, совсем не уверенный звук. Вплоть до финала его исполнительские и драматургические намерения были неясны. Лишь в финале он словно проснулся и…сыграл Брамса. А вот в сольной Сонате-балладе Изаи он развернулся во всю мощь, размышляя вслед за композитором на очень непростые темы в вариациях на средневековую секвенцию Dies irae, показав, как привольно ему дышится в жанре без сопровождения. Элина Друх уверенно, очень артистично прошла и сквозь Пятую сонату Бетховена, соблюдая нормативы стиля, и в Поэме Шоссона дала насладиться деликатным вибрато своего фирменного звука со слезой. Дмитрий Стопичев если и не особо очаровал Четвертой сонатой Бетховена, исполнив ее лишь корректно (что в конкурсе, разумеется, уже немало, но всегда хочется большего), то в Рондо-каприччиозо Сен-Санса вместе с Ингой Дзекцер устроил пиршество романтического стиля, танцевальной полетности, игры темпов и настроений. Но всем ребятам по-прежнему хотелось бы пожелать на будущее больше свободы звука, мысли, больше присутствия музыкантской личности, а не желания показывать себя покорным прилежным учеником, знающим назубок правила грамматики и синтаксиса. Конкурс – это не школьный экзамен в борьбе за консерваторскую пятерку, к тому же конкурс, претендующий на международный престиж. Здесь нужно заявлять о себе уже как об артисте и музыканте, несущем в мир высокие смыслы, готовом поделиться самым сокровенным знанием о человеке.
 

 

19.09.2018



← новости

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей