• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


07.03.2017

ИОГАНН ШТРАУС «ЦЫГАНСКИЙ БАРОН»

7 марта 2017 в Казани состоится постановка оперетты в двух актах по новелле Мора Йокаи ИОГАННА ШТРАУСА «ЦЫГАНСКИЙ БАРОН».

История создания и краткое содержание

Мечтая написать оперу, основанную на национальном сюжете, Иоганн Штраус обратился к известной новелле Мора Йокаи – «Саффи». Создание либретто было поручено известному драматургу Игнацу Шницеру. В процессе работы над произведением первоначальный план композитора подвергся существенным изменениям, 

и «Цыганский барон» стал опереттой. Премьера состоялась в Вене 24 октября 1885 года. Несмотря на смелый для того времени сюжет (аристократ женится на цыганке) и расхожие мнения о том, что слава Иоганна Штрауса осталась в прошлом, оперетта имела невероятный успех.

Оперетта, которую скорее можно назвать лирической, чем комической, не вписывается в рамки привычного для восприятия классического жанра. Оригинальный сюжет в переводе Г. Ярона довольно запутан. В 1950-е годы переработкой либретто занимался В. Шкваркин, а в 1980-е – Ю.Димитрин.

Действие происходит в Венгрии. Помещик Баринкай был изгнан с родины из-за своих связей с иноземцами. Спустя 20 лет его сын Шандор приезжает в родные края с чужбины. Доставшийся ему отцовский замок превращён в руины. Здесь теперь расположился цыганский табор. Шандор пытается ухаживать за дочерью местного богача, свиноторговца Зупана, но его отвергают из-за бедности. У Шандора и цыган завязывается дружба, и в скором времени он становится их предводителем и влюбляется в прекрасную цыганку Саффи. Однако выясняется, что Саффи – не цыганка, а дочь турецкого паши, управлявшего Венгрией…

Так сюжет выглядел во времена Иоганна Штрауса. Современные создатели спектакля переносят место действия из Венгрии в общее мировое пространство, а время – в эпоху осмысления стиля Ар-деко, воплощающего радость жизни и красоту послевоенного времени.

Барон Шандор Баринкай возвращается с легким ранением в свое родовое имение после войны. С изумлением и печалью Шандор обнаруживает на месте замка развалины. Он встречает медсестру Саффи из госпиталя, организованного в соседнем поместье, и влюбляется в нее. По законам жанра, паре лирических влюбленных соответствует пара комических влюбленных героев-оптимистов: Оттокар и Арсена. Они надеются найти помощь и защиту у Барона и соединить свои судьбы вопреки воле Зупана, всеми силами пытающегося сохранить нажитое в войну состояние.

Шандор должен восстановить свое доброе имя и доказать, что он барон, а не самозванец. Он решает устроить маскарад и переодевает своих обедневших соседей-дворян в цыган, дабы разозлить Зупана и его друга, законника Карнеро.

Следуя традициям комедии дель арте, еще одна пара влюбленных – Мирабелла и Стефан – помогает Барону.

Веселая кутерьма заканчивается обрядом венчания Шандора и Саффи. Небольшая угроза судом их не пугает, поскольку настает самое время вмешаться Графу Омонаю, своеобразному «богу из машины» (Deus ex machina). Он награждает героя войны, заодно успевая погоревать о своих чувствах, и неожиданно узнает свою юношескую любовь в Чипре, матери Саффи. Но и это еще не все! Наступает время финала, где выясняется, что Саффи – дочь турецкого Паши.

Все счастливы и над всем царит прекрасная музыка: «Наш привольный край!...»

И. Штраус

ЦЫГАНСКИЙ БАРОН

оперетта

Действующие лица и исполнители

Шандор БаринкайА. Вальмухаметов

(барон)

Стефан А. Высотин

(его адъютант)

Зупан Д. Босов

(богатый свиноторговец, бывший

управляющий именья Баринкаев)

Арсена А. Сальманова

(его дочь) Э. Насырова

Мирабелла Т. Кожевникова

(его домоуправительница)

Оттокар И. Изотов (его служащий) Е. Шорников

Саффи Я. Флаксман

А. Нуруллина

Э. Авзалова

Чипра Е. Воронцова

Граф Омонай Д. Стебунов

К. Логинов

 

Карнеро И. Балашов

(судья и комиссар нравственности)

 

Дворяне, слуги, военные и др.

Симфонический оркестр

Казанской консерватории

 

Хор вокалистов Казанского

музыкального колледжа

имени И. В. Аухадеева

 

Дирижёр

Алим ШАХМАМЕТЬЕВ

(г. Санкт-Петербург)

 

Режиссер-постановщик

Ирина ПЛОТНИКОВА

(г. Москва)

 

 

Вступительное слово

Ольга КОРАБЛИНА

(г. Москва)

 

 

Художественный руководитель Оперной студии

Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан

Альфия ЗАППАРОВА

Постановочная группа:

Дирижёр Евгений АФАНАСЬЕВ

Концертмейстер Анна ПРИХОДЦЕВА

Хормейстер Елена ЗАХАРОВА

Актерское мастерство Галина МАКОВСКАЯ

Хореограф Ольга ЗАРИПОВА

Режиссер по пластике Наиля ФАТКУЛЛИНА

Художник Булат ИБРАГИМОВ

Зав. труппой Екатерина ЗАРИФОВА

Зав. постановочной частью Валентина ЛИСИНА

Старший лаборант Александр ЛЕЙБОВ

Гример Марина ГОРШУНОВА

Костюмер Светлана АВЕРЬЯНОВА

Реквизитор Татьяна ШАНТАЛИНСКАЯ

Казанская государственная консерватория

имени Н. Г. Жиганова

ИОГАНН ШТРАУС

«ЦЫГАНСКИЙ БАРОН»

Оперетта

в двух актах

по новелле Мора Йокаи

либретто В.Шкваркина

Литературная редакция

И.Плотниковой

 

07.03.2017



← анонсы

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей