• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


07.11.2018

«СТРАСТИ ПО РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА»

7 ноября в 20.00, в день 101-й годовщины Великой русской революции, в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии прозвучит сочинение Виктора Плешака «Страсти по русской революции 1917 года», поэтория для чтеца, солистов, органа, смешанного хора и русского оркестра в девяти частях

В рамках юбилейного года Андреевский оркестр представляет серию проектов, посвященных 130-летию коллектива. 7 ноября на сцене Большого зала филармонии прозвучат «Страсти по русской революции 1917 года» – поэтория петербургского композитора Виктора Плешака для чтеца, четырех солистов, органа, смешанного хора и русского оркестра в девяти частях.

«Страсти по русской революции 1917 года» написаны специально для Андреевского оркестра и посвящены 100-летию события, в корне изменившего ход российской и мировой истории (премьера состоялась в декабре 2017 года в Большом зале филармонии). По словам композитора, слово «страсти» в названии сочинения отсылает, скорее, не к страстям Христовым, а к запредельным в своем выражении страстям человеческим.

Поэтория продолжает музыкально-историческую эпопею Виктора Плешака «Русский миръ», первые части которой также звучали на сцене Филармонии в исполнении Андреевского оркестра.  В разных частях эпопеи осмысливаются важнейшие вехи становления и развития нашего Отечества. Примечательно, что во всех частях "Русского мира" Плешак одновременно является и композитором, и либреттистом, демонстрируя глубокие познания в области истории, литературы, поэзии, канонических текстов и философских трудов. Также как и остальные части цикла, «Страсти» созданы автором специально для оркестра имени В.В. Андреева, с которым Плешака связывает давняя дружба и плодотворные творческие контакты. Именно этот уникальный коллектив позволяет воплотить в жизнь многие музыкальные идеи композитора, сочетая в себе утонченный колорит русских инструментов, профессионализм, блестящую сыгранность состава и безграничные оркестровые краски.

Жанровая сущность произведения обозначена композитором как поэтория. Ведущую роль автор отдаёт пророческому слову поэтов-современников революции, которых озвучивают солисты. Отрывки из знаменитых произведений В. Маяковского (поэмы «Хорошо» и стихотворения «Левый марш») поручены басу; революционная лирика С. Есенина (строки из стихотворений «Ответ» и «Воспоминание», поэмы «Песнь о Великом походе») звучат в устах баритона; фрагменты из поэмы «Двенадцать» А. Блока («трагического тенора эпохи», по словам А. Ахматовой) переданы тенору; мятежная и пронзительная лирика М. Цветаевой (в основном, из цикла «Лебединый стан») отдана композитором сопрано.

Важную роль в музыкальной драматургии поэтории отдана хору, который то выступает как комментатор или участник революционных событий, то включается в диалог с солистом или просто поддерживает его высказывание, то предлагает художественное обобщение происходящего. Стилистическая палитра хора весьма многообразна: здесь и боевые маршевые песни, и церковные песнопения, и певучая кантилена, и удалые возгласы толпы, и частушечные интонации.

Инструментальный состав поэтории весьма необычен: мягкие тембры русских национальных инструментов Андреевского оркестра дополнены органом, звучание которого придает произведению грандиозность и мощь, а также связывает его с образцами духовной музыки прежних эпох.

Концептуальная кульминация произведения помещена в заключительный раздел последней части «Страстей», построенный на поэтических строках русского религиозного философа Владимира Соловьева (стихотворение «Бедный путь»). На финальных словах поэтории звучит гимн свету, солнцу и всемирной любви, объединяющий солистов, хор, оркестр и орган.

Символично, что "Страсти" родились в Санкт-Петербурге – "колыбели" революции, и прозвучат в исполнении Андреевского оркестра – коллектива со 130-летней историей, пережившего эти и все последующие драматические события в жизни нашей Родины.

***

Государственный академический русский оркестр им. В. В. Андреева (бывший Императорский Великорусский оркестр) – один из старейших музыкальных коллективов мира и первый профессиональный оркестр национальных инструментов в истории. Основан в 1888 году выдающимся русским музыкантом, просветителем и общественным деятелем, основоположником современного исполнительства на балалайке Василием Васильевичем Андреевым. На протяжении истории творческая деятельность Андреевского оркестра оказала значительное влияние на мировую культуру. Сегодня Государственный академический русский оркестр им. В. В. Андреева – коллектив с мировым именем, выступающий на лучших концертных площадках мира, от Канады до Японии. В его репертуаре тысячи произведений самых разных жанров и стилей: от обработок русских народных песен и музыкальных миниатюр до симфоний и ораторий. Оркестр также активно участвует в международных культурных проектах, включая создание нового «культурного Шелкового пути» странами Евразийского континента.

Во многом именно благодаря этому коллективу профессиональное исполнительство на русских инструментах стало уникальным национальным музыкальным брендом России.

ИСПОЛНИТЕЛИ:

Сергей Новожилов (чтец) – народный артист России

Мария Людько (сопрано) – заслуженная артиста России, профессор Санкт-Петербургской консерватории.

Солисты Мариинского театра, лауреаты международных конкурсов:

Александр Михайлов (тенор)

Кирилл Жаровин (баритон)

Юрий Власов (бас)

Елизавета Панченко (орган) – композитор, мультиинструменталист, лауреат международных конкурсов

Государственный Академический русский оркестр им. В. В. Андреева, художественный руководитель и главный дирижер – народный артист России Дмитрий Хохлов

Хор студентов дирижерско-хорового факультета Санкт-Петербургской консерватории, художественный руководитель и главный дирижер – народный артист России Валерий Успенский

07.11.2018



← анонсы

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей