• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


20.06.2021

700 лет органной музыки:
променад по истории
европейской органной культуры

20 июня в рамках фестиваля «Лето в соборе» в Кафедральном соборе святых Петра и Павла пройдет органный концерт. Испанский органист Даниэль Сальвадор пригласит гостей вечера в захватывающее путешествие, где всего за полтора часа каждый сможет услышать, как менялся музыкальный мир и сам орган на протяжении семи столетий.

Даниэль Сальвадор

Даниэль вновь соберет в одном концерте уникальную коллекцию сочинений — от средневековых рукописей до музыки наших современников. Слушателей ждет много сюрпризов: произведение испанского органиста, воспитателя будущего императора Филиппа II, пьеса для механического органа и грандиозные органные сочинения ХХ века, которые заставят поверить, что орган — это музыка открытого космоса.

Рассказ начнется в средневековых Англии и Германии с пьес из старинных кодексов. Продолжится он в Испании музыкой крупнейшего органиста и композитора эпохи Возрождения Антонио де Кабесона (он служил при дворе короля Карла V и воспитывал императора Филиппа II) и самобытной органной музыкой Польши. Мостик от Возрождения к барокко перекидывает великий нидерландский мастер Ян Питерсзон Свелинк, которым так восхищались, что называли «Амстердамским Орфеем».

Приятные сюрпризы ждут любителей барочной культуры. Помимо Баха, чья музыка обязательно прозвучит, Сальвадор предлагает вспомнить двух великих органистов добаховского периода – итальянца Джироламо Фрескобальди и француза Николя де Гриньи. О славе и величии первого говорит тот факт, что с 1608 года до самой смерти он занимал пост органиста собора св. Петра в Риме, где послушать его игру собиралось до 30 тысяч человек! Второй – знаменитый органист собора в Реймсе, сочинениями которого восхищались далеко за пределами Франции, их собственноручно переписывал Иоганн Себастьян Бах.

На пути к романтизму слушатели встретятся с музыкой для механического органа в часах. Такие инструменты были популярны во времена венских классиков, для них писали и Гайдн, и Моцарт, и Бетховен; Даниэль Сальвадор выбрал знаменитую пьесу Моцарта. Западный романтизм представлен сонатой Феликса Мендельсона, музыканта, вернувшего орган в сферу интересов композиторов первого ряда, и чудесной миниатюрой русского князя Владимира Одоевского – одного из главных пропагандистов Баха и органной музыки в России XIX века.

Орган ХХ века – это целый мир, и Сальвадор хочет показать, насколько разным, непостижимым он может быть. Поэтому заключительную часть программы он составил из максимально контрастных произведений: трансцендентное, мистическое «Явление вечной Церкви» великого мастера Оливье Мессиана; строгая, написанная по законам средневековой мессы пьеса Арво Пярта Annum per annum; виртуозная, эффектная концертная «Гэльская токката» Ханса-Андре Штамма.

Даниэль Сальвадор — один из самых ярких органистов своего поколения, виртуоз, просветитель и блестящий знаток органной музыки. Это музыкант, обладающий мощным артистическим темпераментом, безукоризненной техникой и глубоким пониманием органных традиций разных стран и эпох. Каждый его концерт – это возможность войти в огромный мир органной музыки как желанный гость. Уникальные программы Сальвадора — идеальный вариант для тех, кто хочет начать знакомство с органом, но при этом они всегда интересны знатокам и ценителям музыки. 

_____________________

Даниэль Сальвадор (Испания) — органист, дирижер и композитор. Титулярный органист Папской Базилики Св. Михаила — Апостольская Нунциатура в Испании. Окончил Мадридскую Королевскую Консерваторию (орган, музыковедение, композиция, оркестровое дирижирование и педагогика), участвовал в мастер-классах, лауреат Международного конкурса JM International. С юных лет служил церковным органистом, в том числе в Кафедральном Соборе родного г. Самора. Как органист и клавесинист выступает на лучших площадках страны (Мадридский кафедральный Собор, Королевский монастырь Эскориал, Испанская Королевская Академия Искусств, Национальная филармония), а также Парижа, Антверпена, Рима, Риги и др. В 2010-2012 гг. входил в совет Мадридской Королевской Консерватории, с 2012 г. — органист Архиепископства г. Мадрида. Преподает класс органа, истории музыки и полифонии в колледже «Mater Salvatoris» (Мадрид). Ведет авторскую программу об истории музыки на радио.

Начало в 19:00

В программе:

Робертсбриджский кодекс (ок. 1330 – 1360, Англия)

Estampie (Эстампида)

 

Буксхаймская органная книга (ок. 1460, Германия)

Die Süß Nachtigal («Сладкий соловей»)

 

Миколай из Кракова (1488 –  1550, Польша)

Hajducki («Гайдуки»)

 

Антонио де Кабесон (1510 – 1566, Испания)

Diferencias sobre el canto llano del cavallero (Вариации на тему «Песнь о рыцаре»)

 

Ян Питерсзон Свелинк (1562 – 1621, Нидерланды)

Ballo del Granduca («Танец Великого Герцога»)

 

Джироламо Фрескобальди (1583 – 1643, Италия)

Бергамаска

 

Николя де Гриньи (1672 – 1703, Франция)

Récit de tierce en taille (Gloria, de la Messe du Premier livre d’orgue)

Речитатив терции (Gloria из Мессы Первой органной книги)

 

Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750, Германия)

Токката и фуга ре минор, BWV 565

 

Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791, Австрия)

Andante фа мажор для механического органа, K 616

 

Фееликс Меендельсон (1809 – 1847, Германия)

Соната для органа №3 ля мажор, соч. 65/3, 1-я часть Con moto maestoso

 

Владимир Одоевский (1803 – 1869, Россия)

«Молитва без слов»

 

Оливье Мессиан (1908 – 1992, Франция)

Apparition de l’Église éternelle («Явление вечной Церкви»)

 

Арво Пярт (*1935, Эстония)

Annum per annum («Год за годом»)

 

Ханс-Андре Штамм (*1958, Германия)

Toccata gaelica («Гэльская токката»)

Информация предоставлена пресс-службой проекта

20.06.2021



← анонсы

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей