Новости |
01.07.2010
Газета «Либерте» на другой день после выступления отметила, что «...Шанявски-хор из России выплетал на сцене настоящие русские кружева».
ХОР
НАРОДНОГО УНИВЕРСИТЕТА им. А.Л. ШАНЯВСКОГО
(исторический
очерк)
"В
искусстве главное не знать, а догадываться..."
Вс.
Мейерхольд
Первый
в России «вольный университет», как неофициально называли Народный университет
имени русского мецената польского происхождения А.Л. Шанявского, был основан в 1908 году и сразу выступил как оппонент официальной системы
образования. Его лозунгом было: «Университет для студентов, а не студенты для
университета!» И это был действительно «университет для студентов»! Его
академическая жизнь существенно отличалась от традиционного устройства высших
школ Российской Империи, а главным критерием отбора было только желание
учиться. Здесь сформировался тип «студента-шанявца», чуждого иждивенчества и
школярства, с сильной мотивацией к науке, искусствам, великолепно развитым
стремлением приложить свои знания на практике.
Московские студенты наряду с обучением в
своих вузах стремились посещать университет Шанявского. Ведь там читали лекции
такие светила, как физик Петр
Лебедев, историк Вячеслав Волгин, археолог Юрий Готье,
криминалист Михаил Гернет, психолог и философ Павел Блонский, биолог Николай Кольцов, химик
Александр Реформаторский, геохимик и минералог Александр Ферсман, и другие корифеи науки. На организуемые «у Шанявского» диспуты и семинары стремились
попасть все профессора Москвы.
О Народном университете имени Шанявского
написано множество научных и популярных трудов – интерес к этому
беспрецедентному учебному заведению всегда заслужен и совершенно оправдан.
Однако, к большому сожалению, за прошедшие десятилетия не предпринималось ни
одной попытки изучения такой немаловажной составной части истории единственного
в своем роде Народного университета, как музыкально-певческая, хотя она тесно
переплетена с важнейшими аспектами истории российской музыкальной культуры
первой четверти ХХ века.
Уникальной
архитектуры здание Московского городского народного университета, построенное в
1912 году, входило в ансамбль культурного центра Миусской площади. По
неписанным правилам того времени любое учебное заведение Российской Империи,
независимо от формы собственности, обязано было иметь два «духовнообразующих
элемента» – домовой храм и певческий коллектив. Фактически
это было необъявленной частью социально-образовательного стандарта начала ХХ
столетия, вплоть до Революции 1917 года. Университет Шанявского не был исключением –
наряду с официально декларируемым базовым образовательным процессом здесь
проводилось факультативное обучение пению и нотной грамоте всех желающих. Это ни у кого не вызывало ни вопросов, ни удивления – в тот
период времени пела вся страна, пела Москва, пела Миусская площадь – оплот
сразу нескольких учебных заведений с собственными хоровыми коллективами.
Потребность петь была такой же естественной, как потребность дышать. Поэтому
появление в Народном университете собственного хора, а в списке изучаемых
предметов – факультативных музыкальных дисциплин было воспринято как нечто
должное и само собой разумеющееся. Руководил музыкальным направлением Университета выпускник Московской
консерватории, музыкант-теоретик и дирижёр Юлий Брандт – близкий друг семьи
Шанявских.
Уже в
первый год существования певческого коллектива в него пришло много желающих. Об
этом свидетельствуют архивные документы, труды известных ученых по истории
Университета Шанявского, воспоминания бывших воспитанников. Костяк хора
изначально составили студенты и преподаватели историко-философского отделения,
однако вскоре состав начал существенно расширяться за счет представителей других факультетов, а также сторонних участников, не имеющих отношения к Университету, а просто желающих
петь – их с радостью принимали в ряды хора, дружески
называя «наши с Миусской площади», подчеркивая тем самым истинную народность
как своего учебного заведения, так и его хорового коллектива.
В хор с удовольствием
приходили попеть профессора университета. В их числе –
К.А. Тимирязев, Н.К. Кольцов, А.Е. Ферсман, Н.Е. Жуковский, Н.Д.
Зелинский, П.П. Лазарев, П.Н. Лебедев и многие другие.
В те
годы любительское хоровое пение во всех учебных заведениях России традиционно было неразрывно связано с торжественными актами, которые посвящались
окончанию учебного года (июнь–июль), а также различным юбилейным датам – коронования
императорских особ, тезоименитства и т.п. Хор Университета Шанявского пел и во
время церковных служб – в университетском Домовом храме (подробные данные о нем
обнаружить не удалось – они были старательно вымараны из архивов в советский
период, в бытность в здании Университета Высшей партийной школы) и возведенном
неподалёку грандиозном соборе Св. Александра Невского
(уничтожен в середине ХХ столетия).
Значительную
роль в становлении и развитии хора Народного университета сыграл композитор и
дирижер Всеволод Ануфриевич Дуневич, добровольный помощник
Юлия Брандта. Репертуар
коллектива был традиционен для своего времени – лучшие авторские
образцы русской
духовной музыки, обиходный церковно-певческий репертуар
(песнопения Всенощного бдения, Божественной литургии и специальных
богослужений), мировая хоровая классика, народные песни в различных обработках. Хор Университета
неоднократно приглашался для участия в постановках частной оперы Саввы
Мамонтова (ныне – Московский театр Оперетты), что позволяло пополнять репертуар
хоровыми сценами из лучших опер.
Мария Чередниченко
Полную версию статьи читайте в № 6\7 "Музыкального Клондайка"
Подписаться на газету
01.07.2010
Анонсы
Анонсы |
-13.09.24-
-13.09.24-
-21.09.24-
-26.09.24-
-04.02.25-