Новости |
ПЕТР СКУСНИЧЕНКО: «В ОПЕРНОМ ТЕАТРЕ Я ХОЧУ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ПОСЛУШАТЬ КРАСИВЫЙ ГОЛОС»
В далеком 1978 году на VI Конкурсе имени П.Чайковского мне довелось слышать выступление молодого певца, выпускника Московской консерватории Петра Скусниченко, который стал тогда лауреатом этого соревнования.
А недавно в Москве на XIII Международном конкурсе вокалистов имени М.Глинки декан вокального факультета, заведующий кафедрой сольного пения Московской консерватории имени П.Чайковского, народный артист России, профессор Петр Скусниченко ответил на мои вопросы о проблемах сегодняшнего музыкального театра.
- Вы, Петр Ильич, один из тех, кто многие годы стоит у руля российского вокала и постоянно варится в этом котле. Каковы, на Ваш взгляд, главные проблемы в этой сфере?
- Везде и всюду всегда были и хорошие, и не очень хорошие певцы. Такая ситуация и у нас в России, и за рубежом. В последнее время появилась замечательная молодежь, пришедшая на смену Паваротти и Доминго, которому уже немало лет. Но огромная проблема – дефицит теноров и басов. Как правило, преобладают сопрано. Если поступают, скажем, 400 человек, из них сопрано – 250, а теноров всего 12, да и те нам не совсем подходят. В Московской консерватории на всех курсах и подготовительном отделении вокального факультета из 100 человек всего 8 теноров. Такое время. Конечно, каждый из теноров может спеть Ленского, Альфреда, Рудольфа, но только два-три тенора могут сделать это прекрасно. У остальных нет таких красивых по тембру голосов, которые были когда-то. Ведь важно еще и взять верхнее «до» или «си бемоль». Если эти ноты есть, то они есть. А если певец дрожит, пока не проскочит верхушку, а только потом оживает, - это не дело. В предыдущем году в Московскую консерваторию не поступило ни одного баса, и мы впервые за последние 15 лет сделали дополнительный набор, приняв трех басов. Это необходимость: в консерватории есть оперная студия, и нужны исполнители как ведущих, так и вторых партий. Нередко плохая школа портит хороший голосовой материал. Это можно было наблюдать и на последнем Конкурсе имени Глинки. У многих молодых певцов ужасные гласные, исполнительская манера, итальянский язык. Коллеги-итальянцы в жюри, наверное, ничего не понимают, слушая номера на языке оригинала.
- Вы сейчас говорите о нашей ведущей вокальной школе. Что же тогда происходит на периферии, сохранилась ли вокальная традиция или там зачастую просто портят голоса?
- Нет, нет, совсем не так. К нам в Московскую консерваторию поступает много хорошо подготовленных ребят после провинциальных училищ. Они приезжают отовсюду: из Казани, Уфы, Нижнего Новгорода. А половину набора нам поставляет московское училище. Я бы не сказал, что в провинции учат плохо. Но везде есть средние педагоги, даже если в свое время они и были хорошими певцами. Жаль: далеко не все могут приехать учиться в Москву. Она стала самым дорогим городом в мире. Сегодня в Москву сложно приехать, чтобы просто показаться педагогу, ну а жить здесь, даже если предоставляется общежитие, совсем непросто.
- Как, на Ваш взгляд, живется оперным певцам в наших театрах?
- Плохо, очень плохо. И поэтому многие наши выпускники вынуждены работать за границей. Раньше я их осуждал. Но представьте: даже в Большом театре при бывшем главном дирижере певцы получали всего 7, с президентским грантом – 8 тысяч рублей, в то время как первая скрипка в оркестре - около 50 тысяч рублей. Это, конечно, абсурд. Деньги президентского гранта главный дирижер распределял между солистами как поощрение за исполнение партий. Я совершенно убежден, что такой дирижер просто не любит певцов, и я об этом много раз везде говорил. Такая политика может окончательно развалить Большой театр. Солистов, которые из-за мизерной заработной платы уезжают за границу, потом оттуда вызывают петь, и не только главные партии. А это влетает в копеечку. Конечно, тех, кто особенно привязан к России, к Москве, не выманишь жить и работать за границей. Мне тоже неоднократно предлагали подобные варианты, но я остался преподавать здесь. И еще. Раньше в Большом театре была стажерская группа, где корифеи воспитывали молодых певцов, тщательно работали с ними. Это способствовало сохранению традиций. Сейчас этого нет. Я тоже был в стажерской группе перед тем, как стать солистом Большого театра. Сегодня часто бывает просто стыдно сидеть на спектакле – некого слушать.
- А может, певцов оттеснили на втором плане из-за засилья современной режиссуры?
Полную версию читайте в № 6\7 "Музыкального Клондайка"
Международный конкурс юных вокалистов
Первая премия – Эль-Хашем Анна
12.07.2010
Анонсы |
-13.09.24-
-13.09.24-