• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


14.06.2016

АЛЕКСЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ: «ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ОЛИМП СТОИТ НА ТРЁХ КИТАХ…»

Алексей Бессмертный Танцевальный Олимп

Алексей Бессмертный:

«Танцевальный Олимп стоит на трёх китах…»

Алексей Бессмертный – яркий представитель отечественной хореографической школы. Получив прекрасное образование в хореографических училищах (назовем их по-прежнему, хоть ныне они успешно называются академиями) Одессы, Москвы и Кишинева, он сделал замечательную сольную карьеру в театрах Одессы, Будапешта, Берлина, Мюнхена, Карлсруэ и др. Но можно сказать, что основным вкладом Алексея Бессмертного в мировое балетное искусство явилось все же не его собственное творчество как исполнителя. Алексей является основателем и бессменным руководителем одного из интереснейших международных хореографических форумов – конкурса-фестиваля для детей и юношества «Танцевальный Олимп», который проходит в Берлине уже в течение четырнадцати лет.

Российские танцовщики и танцевальные коллективы традиционно участвуют (и побеждают) в этом состязании. Однако, в 2016 году впервые один из отборочных туров XIV «Танцевального Олимпа» пройдет в России. И это, несомненно, привлечет к конкурсу особое внимание и тех, кто занимается прекрасным искусством танца, и многочисленных его поклонников.

Об особенностях «Танцевального Олимпа», о формате фестиваля-конкурса и географических неожиданностях мирового балетного искусства с Алексеем Бессмертным беседует корреспондент «Музыкального Клондайка».

-Балетных конкурсов проводится в мире немало. В чём, на Ваш взгляд, особенности «Танцевального Олимпа» и с каким из творческих соревнований его можно сравнить?

-Не уверен, что «Олимп» можно и нужно сравнивать с какими-то другими конкурсами. Знаменитые Варненский, Московский и другие традиционные конкурсы артистов балета имеют совершенно другой формат, они ориентированы только на профессионалов классического балета, причем выпускников государственных учебных заведений.  «Танцевальный Олимп» - это конкурс-фестиваль, открытый для профессионалов, в том числе и выпускников частных школ, а также для любителей. Конкурс имеет очень большое количество категорий – и танцевальных, и возрастных. В танцевальных категориях у нас, разумеется, классический /неоклассический танец, современный танец/модерн, народно-характерный танец, эстрадный танец/джаз-танец. Во всех этих категориях будут представлены солисты, дуэты и группы. Широк диапазон возрастных категорий – у нас есть группа «нулевая», или preagegroup, это дети в возрасте 7-9 лет, и группа 10-12 лет. Разумеется, эти детки не участвуют в категории классического/неоклассического танца, на пальцы в большинстве стран не разрешают становиться до 12 лет. Так что это в основном, как мы говорим, народники, много групп и ансамблей. Следующие же возрастные группы уже могут включать все категории, это группы 13-15 лет, 16-18 лет и 19-21, причем в последней группе для участников хореографических коллективов мы допускаем возраст до 25 лет. Но это только для участников коллективов и ансамблей, возраст солистов строго ограничен, не старше двадцати одного года.

-Скажите, а блюстители чистоты жанра и ревнители балетной классики не упрекают Вас в том, что вы смешали всё и вся – профессионалов, любителей, классику, народный танец, маленьких детей и взрослых артистов? Дескать, самодеятельность какая-то!

-Где они, те блюстители, покажите мне! (смеётся) А если серьезно, я считаю, что на любом конкурсе должно быть интересно. Интерес – в разнообразии танцевальных жанров, в разнообразии возрастов. В конкурсе должен быть элемент шоу, но хорошего, высокого шоу. Надо искать новые формы, длинный марафон вариаций из «Дон Кихота» или «Спящей красавицы» мне представляется сейчас неинтересным. Время меняется, меняется восприятие.  Я думаю, что устроители многих конкурсов просто забывают о том, для чего они всё это делают, а ведь театр остается театром.  Разумеется, я стремлюсь к тому, чтобы всё, что происходит на конкурсе, не представало некой «мешаниной», всё четко организовано по блокам, и даже финальный гала, где на одной сцене встретятся победители во всех категориях и группах, подчинен своей драматургии. К тому же я считаю, что обязательно должны быть элементы иронии и игры. И этот фестиваль-конкурс существует не только для участников, но и для зрителей. Артист не может быть без публики. А кто сейчас может выдержать шесть классических вариаций подряд?  Кстати, я думаю, что артистам совершенно незачем показывать жюри по шесть вариаций.  Профессионалам с первых движений всё становится понятно, будет у этого артиста будущее, или нет. Вполне остаточно двух вариаций – одна техническая, вторая – на артистизм, на чувство стиля.

-Как в таком случае выходит из положения жюри? Ведь при таком формате нельзя же применять одни критерии в оценках.

-Жюри «Танцевального Олимпа» высокопрофессионально, и, разумеется, применяет критерии сообразно категориям и группам.  Формируя жюри, я обращаюсь к моим бывшим коллегам, с которыми танцевал в различных театрах, которые ныне являются руководителями балетных трупп, балетных школ. К работе в жюри стараюсь привлекать настоящих звезд, бесспорных авторитетов в мире балета. Не один год в нашем жюри был Владимир Васильев, работали Сергей Филин, Нина Ананиашвили, Галина Степаненко… Конкурс проходил под патронатом Владимира Малахова.

-В практике проведения «Танцевального Олимпа» прочно утвердились отборочные туры, которые проходят в разных странах мира. Что послужило причиной для этого?

-Я не стремился экспортировать «Танцевальный Олимп» за пределы Германии. Но количество участников от раза к разу всё увеличивалось, и наконец, стало таким огромным, что просто нереально просмотреть всех за несколько конкурсных дней в Берлине.  Многие партнеры конкурса, члены жюри, руководители школ и театров стали предлагать проведение отборочного тура в своих странах.  В Бразилии уже в третий раз будет проводиться, большой интерес в Южной Корее, в Перу. В столице Перу Лиме будет проводиться в первый раз, в первый раз и в Москве. Наверное, присоединится и Италия. Важно, что эти туры у нас проходят без предварительного отбора по видео. Это демократично, дает большую открытость. Но мы не закрываем полностью возможность для участников быть просмотренными по видео, если по каким-то причинам они не могут приехать на отборочный тур. Смотрим эти видео очень внимательно, и, если артисты достойны, можем пригласить их в Берлин для участия в финале без «живого» просмотра. Но это скорее исключение. И решение принимается коллегиально с обязательным учётом мнения организаторов отборочного тура.

-С чем связываете традиционно большое количество участников?

-Думаю, здесь несколько причин. Конечно, Берлин является одной из культурных столиц мира, и в области хореографии тоже. В жюри работают представители крупнейших мировых балетных трупп, балетных школ. Молодых танцовщиков видят их потенциальные работодатели. Прекрасный шанс быть замеченным, получить интересные предложения. «Олимп» стал настоящей биржей для артистов балета, хотя изначально я такой цели не ставил. Но факт – талантливых моментально «разбирают». Большое количество категорий и возрастных групп определяет и большое количество конкурсных наград, в каждой категории и группе обязательно есть 1-2-3 места, то есть шанс получить награду также немаленький. И, наверное, самое главное, - наш конкурс очень «прозрачен», всё открыто, появление заведомых «фаворитов», какие-то договоренности между членами жюри исключены. И очень внимательное отношение к участникам, хорошая творческая атмосфера. У нас - праздник, фестиваль. Вот, наверное, на этих трёх «китах» и стоит наш «Олимп». К тому же, во время конкурса традиционно проходят мастер-классы ведущих педагогов, знаменитых артистов. И есть немало желающих приезжать на «Танцевальный Олимп» не соревноваться, а только принять участие в мастер-классах. А на конкурсе быть в качестве зрителей.

-Наблюдаете ли Вы какие-то изменения в балетной «географии»? Появляются ли новые «балетные» страны?

-Конечно, традиционно «балетными» остаются Россия и Франция. Как ни странно, сдала свои позиции в мире Италия. Хотя в Италии сейчас танцуют все, огромное количество детских школ, танцевальных фестивалей, и на этой почве, конечно, Италия может вернуться с периферии в центр мирового балетного искусства.  Но, действительно, появились новые «балетные» страны – прежде всего Португалия. В стране просто расцвет классического танца. Португальцы бьют рекорды на конкурсах, и во многих мировых труппах занимают ведущее положение. Бразилия стала по-настоящему балетной страной, я думаю, что по красоте исполнения они сейчас действительно «впереди планеты всей».  В стране работают прекрасные педагоги, и многие - из России. А природные данные у бразильских балерин и танцовщиков очень хорошие. Добавляется хорошая выучка – и вот результат. Южная Корея тоже в числе лидеров. Я рад, что «Олимп» по составу своих участников отражает основные тенденции развития прекрасного искусства танца.

Татьяна СВИРИДОВА

Фото из личного архива Алексея БЕССМЕРТНОГО

14.06.2016



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей