• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


14.11.2016

Ирина Герасимова: «Мы работаем по законам радио»

Ирина Герасимова: 

«Мы работаем по законам радио»

- Ирина Анатольевна, Вы – руководитель единственной в России радиостанции классической музыки. Классика, как известно, вечна. Но у средств массовой информации существует устойчивый стереотип, что классическая музыка – это не формат. Как вам живется, таким вот неформатным? Что у вас делается как на всех радиостанциях, а что нет?

- Разговор о том, что касается неформата, наверное, надо начинать издалека. Радийный рынок очень изменился с тех времен, когда радиоканалов было всего четыре, и классика звучала из каждого радиоприемника. Он изменился в сторону огромного увеличения числа радиостанций. И поэтому форматность станций становится все уже и уже. Считаю, что это хорошо – радиослушатель может выбирать. Впрочем, сейчас для того, чтобы находиться постоянно в музыкальном поле, вовсе не обязательно слушать радио – любой человек может сам себе сформировать плей-лист по своему вкусу. На некоторых цифровых приемниках уже есть такая функция, это можно сделать, используя  возможности Интернета и так далее. Однако, люди продолжают слушать радио, и музыкальное в том числе. В Москве сегодня существует 55 радиостанций. Строго говоря, есть всего два формата – «разговорное» радио и радио музыкальное. Музыкальные станции очень разнообразные, но все тяготеют к популярной музыке.  Очень легко объяснить, почему, отнюдь не только из-за вкусов программных директоров или даже аудитории. Популярная музыка очень удобна для звучания по радио. Произведения, как правило, короткие - не длиннее 3 минут. Эта музыка чисто технически «сжата», обработана так, что дает возможность очень яркого, насыщенного звучания, без «проседания» по частотам, не имеет пауз. Классическая же музыка для радио является самой неудобной. Почему? В ней огромные динамические сдвиги – от форте до пиано. Не говоря уже об амплитуде от, скажем, четырех форте до пяти пиано. Есть паузы, а паузы, вообще-то на радио считаются браком в эфире. И если вдруг пауза более 30 секунд, то технически, должен запуститься резервный канал, автомат решает, что произошла авария.  Еще один нюанс, мы не «сжимаем» музыку, как делают другие радиостанции, это будет уже искажение интерпретации. Сейчас поясню. Если дирижер дает «тутти» оркестру на четыре форте, мы не можем сжать до двух – мы нарушим ту интерпретацию произведения, которую предлагает своим слушателям маэстро. Сложнейшая технологическая сторона современного радио, конечно, закрыта от слушателя, но она диктует те законы, по которым радио обязано существовать.

Ирина Герасимова и Денис Мацуев

С Денисом Мацуевым

Уже давно музыка не ставится в эфир вручную, как когда-то. Это делают специальные программы-ротаторы, которые берут произведения из базы и составляют плей-лист по определенным технологиям. А в базе каждое произведение имеет опись, где отражены 53 опции. Например: быстро или медленно, весело или грустно, сольное инструментальное или оркестровое произведение, и даже когда предпочтительнее звучание, утром или вечером.

Некоторые слушатели нам говорят, правда, все реже – вы нарушаете целостность произведения, целостность авторского замысла, даете в эфире отдельные части произведений, сонат, симфоний. Да, нарушаем, и я сейчас объясню почему. В филармонии концерт идет максимум два часа. Туда приходит подготовленный слушатель и знает, что пришел слушать и кто это произведение будет исполнять. На радио работают свои законы. У нас вещание – 24 часа. Люди слушают радио не только дома, но и в машинах, метро, на улице. Кстати, у нас теперь работает мобильное приложение, это упрощает прием радиостанции в любом месте и даже стране. И, конечно же, восприятие музыки в концертном зале и в радиоэфире – это разные вещи. Хронометраж музыкального произведения, смена темпов, голосов, очень важны на радио и имеют свои ограничения. Поэтому, если мы не хотим потерять внимание слушателя, то обязательно должны с этим считаться. Но в нашем вечернем эфире есть и исключение - «Концертный зал радио «Орфей», виртуальный концертный зал, который способен вместить всех желающих! В этом зале мы транслируем концерты целиком из лучших концертных залов страны и из-за рубежа. Так что филармония у нас в эфире по вечерам, собственно в то время, когда люди обычно и ходят на концерты. Но во всем остальном – мы радио и работаем по законам радио, у нас все так, как на других радиостанциях, отличаемся только контентом – не популярная музыка, а академическая.

- Вы предвосхитили мой вопрос: руководя радиостанцией классической музыки, кем Вы себя ощущаете больше - музыкантом или радийщиком?

- Сейчас, конечно, безусловно, радийщиком. Но и ощущения музыканта стараюсь не терять.

- На «Орфее» есть просветительские программы, они интересные и их авторы имеют своих поклонников. Но ведь существует мнение, что на музыкальном радио должна быть только музыка. Насколько важными вы считаете именно разговоры о музыке? или у вас не только о музыке?

- Радиостанция – это живой организм и она не должна быть магнитофоном в эфире. Хорошее радио - это когда оно может неожиданно дать слушателю ту информацию, которую он сам не найдет. В эфире должны быть интересные эксперты, безусловные авторитеты в своей области, когда программы – действительно просветительские, но не назидательные. Когда можно услышать точку зрения нестандартного мыслителя от музыки и шире – от культуры в целом. Поэтому у нас есть и разговорные программы. Именно поэтому наши просветительские программы не раз уже получали профессиональную премию «Радиомания», что очень приятно.

С Ларисой Гергиевой в студии радио "Орфей"

С Ларисой Гергиевой в студии радио "Орфей"

- Только что такую премию получил проект «Возрождаем наследие русских композиторов».  Наша газета подробно писала о разных этапах этого проекта, мы очень рады, что вашу работу высоко оценили профессионалы радиоиндустрии.

- Для нас оценка коллег очень важна. В рамках проекта уже восстановлены и прозвучали произведения Аренского и Голованова, следующий проект мы посвятили неизвестным произведениям Александра Мосолова. Осуществить эту огромную работу стало возможным благодаря нашему сотрудничеству с энергетической компанией «Юнипро». И, конечно же, благодаря тому, что мы не просто радиостанция, а музыкальный телерадиоцентр, в состав которого входят два оркестра и два хора. Наши творческие коллективы создают уникальный контент для радиостанции, и ранее не исполняемые произведения русских композиторов разных эпох обретают жизнь. Вернуть утраченные музыкальные сокровища в современное медиапространство – это наша миссия.

- Можно сказать, что премия «Радиомания» этого года – словно подарок вашей радиостанции к юбилею. А что бы Вы сами себе и «Орфею» пожелали в эти дни, исполнения какого заветного желания?

- Самое заветное желание всего коллектива радио «Орфей» - иметь свой дом, как имеют его многие мировые радиостанции классической музыки. Дом с концертным залом, студиями, вещательным комплексом, репетиционной базой для наших творческих коллективов. Может быть, это и не такая уж фантастическая мечта? Ведь когда-то несбыточной мечтой нам казалось вещание в FM-диапазоне. И конечно, чтобы продолжало расти число наших постоянных слушателей.

Беседовала Елена Александрова

Фотографии Кирилла Курганова предоставлены радио "Орфей"

14.11.2016



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей