• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


19.12.2016

СООБЩЕСТВО ДЛЯ СОДЕЙСТВИЯ. И ДЕЙСТВИЯ.

СООБЩЕСТВО ДЛЯ СОДЕЙСТВИЯ. И ДЕЙСТВИЯ.

«Музыкальный Клондайк» уже писал о создании в России Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых инструментах «Духовое общество». Сегодня на вопросы нашего издания отвечает Михаил Аркадьевич Брызгалов, генеральный директор Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И. Глинки. ВМОМК – в числе учредителей новой общественной организации.

 - Михаил Аркадьевич, музейное объединение также является одним из учредителей Всероссийского хорового общества. В чем Вы видите перспективность самой формы такой общественной организации, объединяющей людей, так сказать, по музыкально-цеховому признаку?

 - Мне кажется, что когда люди собираются в какое-либо общество, то это, прежде всего, их желание, продиктованное пониманием необходимости объединения для решения насущных задач, которые стоят перед тем или иным сообществом. Именно для хорового и духового сообществ очень актуальной была задача возрождения в масштабах страны некогда очень популярных и по-настоящему демократичных жанров музицирования – хорового пения и исполнительства на духовых инструментах. Всероссийское хоровое общество за относительно короткое время своего существования добилось очень многого. Осуществлены крупнейшие масштабные творческие акции: создание сводного Детского хора России, который выступал и на Олимпиаде, и в Мариинском театре, и в Большом театре, на Красной площади в День Славянской письменности и культуры. Прошли Всемирные хоровые, и так далее. Конечно, основным организатором крупных мероприятий является Министерство культуры России, но Хоровое общество – соорганизатор и основной исполнитель. Вы скажете – всё это возможно только потому, что Хоровому обществу серьёзно помогает государство. Государство готово помочь культурным начинаниям, но мы сами не всегда можем внятно объяснить государству, что именно нам нужно, какие проблемы стоят, в чём будет социальная составляющая нашей деятельности, для которой мы просим поддержки. Вот общественное объединение в масштабах всей страны как раз в состоянии провести мониторинги, сформулировать задачи и обратиться к государству с просьбой о поддержке, выражая её предельно конкретно. Мы можем получить содействие только в том случае, если сами будем действовать.

 - Духовое общество пойдет по пути Хорового?

 - Во многом да, но у нас (я по своему музыкальному образованию трубач) всё намного сложнее.

 - Почему?

 - Причин хватает. Прежде всего надо сказать, что подготовка дирижёров хора (я имею в виду сейчас специальное образование) у нас в стране одна из лучших в мире, чего, к сожалению, нельзя сказать о музыкантах-духовиках и особенно руководителях духовых оркестров. Сразу отмечу – я не говорю сейчас о военных оркестрах. Это система, которая появилась ещё при Петре Первом. В армии есть оркестровая служба, так же, как есть авиация, артиллерия, другие роды и виды войск. И там всё в порядке. А в гражданской жизни духовая музыка, которая действительно один из самых демократичных музыкальных жанров, практически исчезла. Пропали духовые оркестры в садах и парках, а ещё не так давно воскресный день в парке невозможно было себе без них и представить. Вернусь к теме образования. Когда я оканчивал музыкальное училище по классу трубы, у меня уже в дипломе было написано три квалификации: артист оркестра (квалификация «солист» - после консерватории), педагог ДМШ и руководитель самодеятельного духового оркестра. А сейчас как-то вот незаметно третья позиция ушла из государственного набора специальностей, которые можно получить в среднем музыкальном учебном заведении. Одна из наших первоочередных задач – разобраться с этим вопросом, который связан с Законом об образовании, с перечнем квалификационных требований и пр. Но это важнейший вопрос – соберутся люди, которые с радостью хотели бы провести свой досуг, играя в самодеятельном духовом оркестре (а это традиционно был один из очагов культуры, прежде всего в небольших городах, в сёлах), а руководить-то кто будет?

 - Кто же сейчас руководит?

 - Потрясающие люди, энтузиасты своего дела, и в большинстве случае всё держится на уникальных личных качествах этих замечательных людей. По данным Министерства культуры у нас в стране свыше тысячи духовых оркестров. А кто будет ими завтра руководить? Уже только для решения одной этой задачи стоило создавать сообщество духовиков.

 - Духовое общество будет сосредоточено больше на проблемах профессионалов или любителей?

 - Мы так определили для себя градацию коллективов: профессиональные, любительские, студенческие (в профильных учебных заведениях и не профильных), и конечно, детские. Первая задача, которую поставила перед нами заместитель Председателя правительства РФ Ольга Юрьевна Голодец на заседании нашей Ассоциации, это обратить внимание, прежде всего, на детские коллективы, промониторить, понять, кто и как руководит, что с инструментарием. Провести большой фестиваль детских духовых оркестров, организовать специальную смену в «Артеке».

Как я уже говорил, серьёзно будем относиться к проблемам профессионального образования, смотреть учебные программы. Духовик – это, прежде всего, оркестрант и ансамблист. А вот с часами на оркестровый класс и на игру в ансамбле у нас не всё благополучно. И в итоге нередки случаи, когда, приходя в оркестр, молодой музыкант не всегда готов сразу к профессиональной работе. Концертирующие ансамбли духовых инструментов по пальцам пересчитать можно. Хотя яркие примеры существуют: квинтет духовых и брасс-квинтет Большого театра, Мариинского театра, коллективы в Екатеринбурге, Волгограде, Ульяновске и в других городах. Хотелось бы, чтобы афиши концертных залов чаще приглашали публику на концерты коллективов духовых инструментов.

Вопросы профилактики профессиональных заболеваний необходимо затронуть, ведь игра на духовом инструменте – это тяжёлая физическая работа. Репертуар, инструментарий, кадры – есть, чем заняться. Но главная задача – вернуть духовую музыку в большем объёме в нашу жизнь. Знаете, ведь традиционно в симфоническом оркестре духовики на задних рядах сидят, их не так хорошо видно публике, как исполнителей на струнных инструментах.

В этом смысле внимание, которое уделено государством сегодня духовикам в связи с созданием Духового общества, - это огромный стимул.

 

Беседовала Надежда КУЗЯКОВА

Фото М.А.Брызгалова и О.Ю. Голодец предоставлены пресс-службой ВМОМК им. Глинки

19.12.2016



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей