• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


07.01.2017

Наталья Зыкова: «Cчитаю, что в целом фестиваль получился»

НАТАЛЬЯ ЗЫКОВА: "СЧИТАЮ, ЧТО В ЦЕЛОМ ФЕСТИВАЛЬ ПОЛУЧИЛСЯ"

Одним из знаковых событий, завершающих прошлый год, стал Первый Фестиваль музыкальных театров «Видеть музыку» в Московском академическом музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.

Аналогов такого крупного фестиваля, идея которого возникла в Ассоциации Музыкальных Театров, в России ещё не было. Многие вспомнят «Золотую маску», но необычностью этого фестиваля стала демонстрация жизни региональных и столичных музыкальных театров и театров оперы и балета. Соревновательный момент полностью отсутствовал. Кажется, не это ли верное представление о фестивале, на котором нет победителей и проигравших?

В беседе с Исполнительным директором Ассоциации музыкальных театров, помощником директора Музыкального театра республики Карелия  - Натальей Сергеевной Зыковой мы попытались осветить наиболее важные моменты прошедшего форума.

 

- Наталья Сергеевна, какие события фестиваля можно назвать успешными и в полной мере реализующими его замысел, а что требует доработок? Вопрос касается не только художественной стороны, экономической в том числе.

- Поскольку я являюсь организационным директором фестиваля, то я рассматриваю фестиваль не только с творческой точки зрения, также и с организационной. Я считаю, что в целом фестиваль получился. К нам приехало 12 региональных театров, мы показали более 33 спектаклей. В этом фестивале были задействовано множество московских музыкальных площадок: шесть основных музыкальных театров: Большой театр, «Геликон-опера», «Новая опера», Театр им. К. Станиставского и В. Немировича-Данченко, Театр им Н. Сац, Театр им. Б. Покровского, а также Центральный Академический театр Российский армии и музыкальный театр на Басманной, который выступал на своей площадке. Хотелось бы выразить слова благодарности за тот приём, который оказали московские театры региональным коллегам: помогали всеми силами, техникой, оборудованием, то есть выкладывались «по полной». На фестивале был очень напряжённый график: ночью спектакль монтировали, утром репетировали, вечером играли, а на следующий день труппа уезжала. Хотелось бы выразить благодарность всем московским театрам. Очень надеюсь, что мы и дальше будем с ними тесно сотрудничать. Для регионов – это очень важный аспект, так как это не только возможность показать себя, показать свои спектакли, которые они считают лучшими, но и познакомить московского зрителя с тем, что происходит в регионах России. Можно с уверенностью сказать, что не было явных провалов. Все постановки были достаточно интересны. Конечно, уровень интереса зависит от уровня театра, а уровень театра очень часто зависит от уровня финансирования определенного региона. К сожалению, как ни грустно говорить, это прямая зависимость, поэтому мы не можем сравнивать богатые регионы и те, которые считаются дотационными и выпускают еле-еле две премьеры в три года. Это реальная картина жизни российских театров.

 

После того, когда мы собрали заявки на фестиваль от тех театров, которые хотели бы приехать, мы посмотрели на бюджет, который нам выделило Министерство культуры, и поняли, что мы можем обеспечить каждому театру только двое суток проживания в гостинице. В общей сложности приехало более 1000 человек из 12 региональных театров, в каждом театре было не менее 50 человек. В количественном отношении рекорд установил Театр оперы и балета Республики Саха (Якутия) - они привезли 250 человек. Ведь  музыкальный театр всегда очень большой - это и балет, и оперная труппа, и технический персонал, декорации, костюмы и т.д.. Гастроли любого музыкального театра - это многонаселённая и дорогостоящая история. Без поддержки Министерства культуры мы бы не выдержали и не подняли бы этот фестиваль. 

- Были еще какие-то спонсоры, помимо Министерства культуры?

- Да, «Лукойл» поддержал наш фестиваль и внёс свою лепту. Спасибо ему огромное, с надеждой на будущее сотрудничество. Видите, интерес к фестивалю есть, и региональные театры в один голос говорят, что он нужен. Потому что это возможность продемонстрировать то, что они могут. К сожалению, не все смогли приехать в Москву в этом сезоне по разным причинам: у кого-то не хватило бюджета, кто-то потратил его на другие фестивали, у кого–то были другие причины. В нашей Ассоциации Музыкальных Театров состоит 44 театра, и понятно, что в один фестиваль всех не уместить. Однако мы хотим продолжать в таком же ключе. Есть уверенность в том, что будут желающие приехать и на следующий год, можно сказать, что они уже есть. Мы ведём переговоры, ведь процесс очень долгий. Мы этот фестиваль начали формировать с ноября прошлого года, то есть это был целый год подготовки.

-Мне очень понравился формат фестиваля. По–моему, ему нет аналогов.

- Да, музыкальный театр - это дорогостоящее удовольствием для региона. У нас есть всероссийский фестиваль музыкальных театров  – это «Золотая Маска», но в таком неконкурсном формате, в котором проходит наш фестиваль, - нет.

- Ожидается ли расширение географии участников фестиваля?

- Безусловно, но для этого должен быть соблюдён один нюанс. Это обязательно должны быть театры, которые входят в Ассоциацию Музыкальных Театров. А для того, чтобы театр попал в Ассоциацию, он должен подать заявку и мы выносим коллегиальное решение о его членстве. Собрания проходят два раза в год. Ассоциация - это как живой организм, кто-то прибывает, кто-то выходит. Тут вопрос интересов. Кому-то это интересно, кому-то нет. Это нормальный процесс, который задаёт движение Ассоциации.

- Какие жанры были представлены на фестивале «Видеть музыку» и почему, например, совсем не было балета?

- Театры заявляли те спектакли, которые хотели показать. Захотели оперу - привезли оперу, захотят в следующем году привезти балет – будет балет. У нас нет никаких ограничительных рамок.

- Режиссёр в опере. Страшно далёк ли он от народа? И какие режиссёры представлены в Музыкальном театре Республики Карелия?

- У нас в театре главным режиссером является Юрий Исаакович Александров, он также является художественным руководителем Камерного музыкального театра «Санкт-Петербургъ Опера». Наш театр был одним из первых, кто получил грант на постановку в рамках государственной программы помощи региональным театрам. Нам дали этот грант на проект постановки оперы «Волшебная флейта» В.А.Моцарта, балета «Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона и мы смогли пригласить интересного режиссёра, с другой стилистикой. Нам было очень интересно работать, но без дополнительной поддержки в виде гранта мы никогда в жизни бы этого не сделали. Самое интересное, что на следующий год такой грант получил Башкирский театр оперы и балета, он поставил «Геракла» и этот спектакль тоже, как и «Волшебная флейта», был показан в рамках фестиваля «Видеть музыку». Интересные режиссёры появляются в регионах, в первую очередь, благодаря хорошему финансированию. Мы также стараемся привлекать молодежь, как артистов–вокалистов, так и режиссёров. Вообще, у нас много режиссёров пробовало реализоваться в театре. Сейчас у нас ставит «Иоланту» Василий Заржецкий, также работали Сергей Пантыкин, Елена Артюхина и др.  

- Получается, Вы предоставляете площадку для творческой реализации молодых талантов?

 - Главный режиссёр у нас занимается подбором артистов и режиссёров. Юрий Исаакович Александров ставит один спектакль в год, и мы даём шанс молодым людям себя проявлять. Естественно, мы не даём в распоряжение молодёжи большие спектакли, это могут быть, например, новогодние сказки или выездные спектакли. Но мы всегда в поисках новых кадров, так сказать, ищем «своего человека», который мог бы работать у нас.

- Можете рассказать, испытывает ли Карельский музыкальный театр «кадровый голод», или наоборот Вы страдаете от переизбытка кадров?

- Я считаю, что у нас театр уникален тем, что мы начали практически с нуля, мы после реконструкции здания собрали новую труппу. Министерство культуры пригласило Юрия Исааковича Александрова для того, чтобы он был главным режиссёром в отремонтированном здании театра. Мы тогда объявили набор артистов, и к нам приехало более пятидесяти человек. В основном, выпускники консерваторий. Мы отобрали 11 артистов, которые у нас работают уже семь лет. И за эти годы сложился дружный семейный коллектив. У нас в театре нет никаких интриг, никаких подсиживаний. Когда в партии Ленского оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин» у нас выходил впервые третий тенор, два других, которые уже исполняли эту оперу, сидели и слушали в зале своего партнёра. У нас есть репертуар, под который формируется труппа, и репертуарную политику также строим из возможностей труппы, но также мы всегда находимся в поиске артистов для новых проектов. В данный момент мы подбираем штучно. Мы понимаем, что конкретно нам нужен баритон, мы выезжаем на Ярмарку молодых певцов и там смотрим, кто нам подойдёт. В этом году у нас новое приобретение - выпускник консерватории из Казани, с которым как раз познакомились на ярмарке вокалистов. Хотелось бы сказать, что я очень горжусь, когда наших певцов приглашают в другие театры - это новая ступень их развития. Надежда Павлова - наша солистка, которая окончила Петрозаводскую консерваторию, выходила в сказках в роли зайчиков и ёжиков в первых спектаклях. Она выросла у нас на глазах и сейчас работает в Пермском театре оперы и балета, исполняя партии в «Травиате».

Если говорить о современной опере, то это всё определяется зрителями. Когда город небольшой, мы не можем себе позволить роскошь в постановке грандиозного современного спектакля, который будет ездить на фестивали, а в театре пройдёт один раз в сезон. Поэтому мы применяем современные методы маркетинга, работы со зрителями, пытаемся сформировать рекламную компанию спектакля так, чтобы зритель приходил постоянно, стараемся внедрять что-то новое и интересное для публики.

Возвращаясь к Фестивалю музыкальных театров «Видеть музыку» хочу еще раз поблагодарить всех, кто принимал участие в Фестивале, кто организационно и финансово помогал проведению Фестиваля. Мы благодарны Министерству культуры РФ за ту поддержку, которую они оказали Фестивалю. Для нас особенно значимо, что Министерство культуры приняло решение ежегодно выделять постановочный грант, по рекомендации членов Ассоциации, одному из региональных театров - участников Фестиваля.

Беседовал Антон ИВАНОВ

Фото из личного архива Натальи Зыковой

07.01.2017



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей