Новости |
30.08.2010
СЮРПРИЗЫ XXIII СОБИНОВСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФЕСТИВАЛЯ
Собиновский музыкальный фестиваль, который проводится Саратовским
академическим театром оперы и балета, давно является одним из знаковых событий
культурной жизни страны.Нынешний фестиваль был двадцать третьим по счету. Успешность
Собиновского фестиваля и его стабильность - результат деятельности многолетнего
творческого и административного тандема: художественного руководителя и
главного дирижёра театра народного артиста России, лауреата Государственной премии России Юрия Кочнева и директора театра
заслуженного работника культуры России Ильи Кияненко.
В честь юбилея Победы
Одной из
художественных кульминаций фестиваля стал ораториально-хоровой вечер. Его программа,
специально подобраннаяЮрием Кочневым к юбилею Победы,
оказалась чрезвычайно цельной по своей внутренней драматургии.В сопровождении оркестра театра под
управлением маэстро её исполнили молодёжные по составу хор
Саратовской консерватории и Саратовский губернский театр хоровой музыки (художественный руководитель Людмила Лицова). Вечер открыла кантата С.Танеева «Иоанн Дамаскин», почитаемая первым русским реквиемом. Она прозвучала как
отречение от мирского бытия, воплощение возвышенных эмоций, успокоение.
Особенно проникновенно была исполнена центральная часть acapella. За ней последовали впечатляющее эмоциональное крещендо - мощнейшая
кульминация «Когда труба вострубит…», и мягкий, лирический финал на пианиссимо,
буквально растворившемся в воздухе.
Небольшое по
объему сочинение создателя додекафонной музыки, одного из родоначальников
музыкального экспрессионизма Арнольда Шенберга «Уцелевший из Варшавы»
исполняется чрезвычайно редко. Во всяком случае, в
Саратове до этого оно не звучало никогда. «Уцелевший из Варшавы» -
проникновенный рассказ чудом спасшегося из фашистского гетто узника. Русский перевод текста, прочитанный до
начала исполнения, соответствующим образом настроил слушателей, а английский
текст, звучащий в музыке, подчеркнул значимость каждогоее
фрагмента. Огромна роль чтеца - в этом качестве выступил ведущий солист саратовской
оперы Виктор Демидов. Его исполнение возвысилось над традиционной
мелодекламаций и явило собой исторгаемый из души монолог–речитатив, каждое
слово которого точно следует мелодическим поворотам, изменчивому темпоритму
музыки.
Апофеозом программы стала кантата А. Прокофьева
«Александр Невский», составленная на основе музыки к одноимённому кинофильму. Исполнителям удалось передать эпический размах, драматическую напряженность и героику этого сочинения. Известное соло в части «Мертвое поле»
проникновенно исполнила меццо-сопрано Марина Демидова.
В патриотическую тематику
фестиваля как нельзя лучше вписалась эпическая опера А.Бородина «Князь Игорь». Она давалась
в концертном исполнении, и это сконцентрировало внимание на качестве звучания
оркестра, солистов и хора. На ведущие партии были приглашены гастролеры. В
партии Кончака был великолепен значительно выросший за последние годы московский бас Михаил Гужов, который порадовал ярким,
масштабным звучанием своего красивого, мощного баса. В труднейшей теноровой
партии Владимира Игоревича успешно выступил солист Московского музыкального
театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Дмитрий Полкопин. Свою
певческую карьеру певец начал баритоном, но только переход в теноровый диапазон
по-настоящему раскрыл его недюжинные вокальные данные.
Подлинной
звездой вечера стала солистка Саратовской оперы Светлана Костина,
продемонстрировавшая прекрасную вокальную школу и тонкую артистичность в партии
Ярославны. В партии князя Галицкого блеснул безупречным вокалом и артистизмом
Виктор Григорьев. На высоте был и хор театра - хормейстер Людмила Тадтаева. За
дирижёрским пультом стоял главный дирижёр Нижегородского театра оперы и балета Евгений Шейко,
сумевший достойно провести этот исключительно сложный, сборный по составу
спектакль.
Традиционная премьера
На фестивале была представлена премьера оперы-былины Римского-Корсакова «Садко». Над спектаклем работала постановочная группа в составе дирижера Юрия Кочнева, режиссера Вадима
Мелкова из Волгограда, московского художника Юрия Харикова и балетмейстера из
Санкт-Петербурга Андрея Кузнецова.
В оригинальной трактовке известный классический шедевробрел новые смысловые акценты. Была предпринята сознательная попытка поставить
«Садко», отступив от традиционных решений, от псевдоисторического контекста.
Достаточным основанием для этого, по мнению маэстро Юрия Кочнева, является то,
что эта опера, былинная в своей основе, отсылаетко временам зарождения христианства, к Великому
Новгороду IХ-Х веков. К тому же в
«Садко» ярко выражены элементы фантастики, что в свою очередь даёт право пофантазировать и постановщикам спектакля.
Именно поэтому был сознательно приглашён такой
яркий, свободно мыслящий художник, как Юрий Хариков, которому свойственны
нетрадиционный подход и свежий взгляд на материал.
Подчёркнуто условное, минималистское, с обилием символики
оформление Харикова выполнено в сдержанной серебристо-серой цветовой гамме. Оно
практически неизменно на протяжении всего спектакля, трансформируясь за счёт небольших деталей в различные соответствующие сюжету
интерьеры вплоть до подводного царства. Костюмы
художника Анастасии Нефедовой - напротив, избыточно массивны, с выделяющимися,
нарочито гиперболизированными деталями. Они выполнены в русском стиле с
«приколами».
Над сценой на фоне земного шара
постоянно нависает некий иронично-скептический продолговатый мужской лик с
цирковой причёской, имеющий портретное сходство с художником
Хариковым. Лик как бы наблюдает сверху, из поднебесья, над земной суетой где-то
в тьмутаракани, в глуши российской, в которой всё –
на уровне стеба, да и вообще: было ль, не было ль – поди разберись.
Продолжение в августовском номере...
30.08.2010
Анонсы
Анонсы |
-17.10.24-
-18.10.24-
-23.10.24-
-25.10.24-
-27.10.24-
-30.10.24-
-01.11.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-