Новости


Подписаться на новости


28.04.2017

ВАДИМ РЕПИН: «СКРИПКА – ВСЯ МОЯ ЖИЗНЬ…»

ВАДИМ РЕПИН:

«СКРИПКА – ВСЯ МОЯ ЖИЗНЬ…»

Давно подмечено: чем чаще слушаешь в исполнении хорошего музыканта одни и те же сочинения, тем больше для себя в них открываешь. Так бывает и с интервью. Вопросы, к которым поневоле приходится возвращаться, подчас открывают собеседника с неожиданной стороны. Новосибирск, скрипка и Транссибирский Арт-Фестиваль – лейтмотивы интервью Вадима Репина. 

– Вадим Викторович, в моей жизни Новосибирск тоже занимает особое место, здесь училась моя мама.  Вы в этом городе родились. Как вы считаете, какие черты определяют образ Новосибирска?

– Я думаю, первое – это хлебосольность. Люди здесь очень открытые, сразу идут на контакт, приглашают к себе домой, хотят общаться. Мне кажется, это одно из тех качеств, которые сразу подкупают. В особенности, иностранцев, которые приезжают и буквально с первого дня обрастают друзьями.

А у меня здесь живет мама. Это моя пуповина. Это невидимая постоянная связь. Вообще, для меня Новосибирск – самый важный в жизни город!

– Вы всегда очень трогательно говорите о маме. Она всю жизнь прожила в Новосибирске?

– Да.

– И для нее это такой же родной, любимый город?

– Безусловно. Даже когда мы думаем о том, что, может быть, ей стоит жить где-то поближе – скажем, в Москве или Петербурге. Мне кажется, ее очень держат здесь друзья. У меня тоже есть такой круг одноклассников, с которыми мы дружили еще в школе, и эти люди до сих пор остались в моей жизни.

– Сейчас все профессионально ориентированные дети переходят на экстернат. А вы ходили в школу?

– Конечно, ходил. И я даже проводил там какое-то время после уроков. Отпрашивался у мамы, чтобы пообщаться с ребятами, поиграть в разные игры, просто побыть вместе.

– И ваш педагог не препятствовал вашим внемузыкальным увлечениям?

– Ну, они отчасти были музыкальными, потому что это была спецшкола. Очень крепкие отношения завязались у меня с несколькими людьми. Нас пять человек, и каждый раз, когда мы бываем в Новосибирске, мы с огромной радостью встречаемся! Словно нет этого года, что проходит между фестивалями… Это один из показателей крепкого союза.

– Музыкальные традиции Новосибирска ведь очень богаты?

– Во время Великой Отечественной войны сюда было эвакуировано много интеллигенции. Это дало свои корни. Потом, конечно, наличие Академгородка – потрясающая вещь. Я не один раз бывал на ускорителях в Академгородке, встречался со студентами. Это всегда очень приятно и интересно. 

– В рамках Транссибирского Арт-Фестиваля вы провели два мастер-класса. Все участники по одному, а вы – два!

– Это было своего рода открытие и закрытие проекта. У меня были несколько часов, которые я с удовольствием подарил молодежи. Мне это было в радость. Получился прекрасный финальный день – ребята устроили замечательный заключительный концерт, прекрасно играли.

– Все жалуются на то, что сегодня в России очень упал уровень профессионального музыкального образования, что консерватории в бедственном положении, в оркестрах не хватает музыкантов. Ваша оценка – положение, действительно, катастрофическое?

– Мне сложно делить все на белое и черное, поэтому воздержусь от полярных оценок. Безусловно, многим музыкантам сейчас трудно. Наша профессия стала не настолько выгодной, популярной, как это было в советские времена. Гастроли – это было престижно. Сейчас ездить за границу могут все. Так что особых привилегий по сравнению с другими профессиями у музыкантов нет. Поэтому меньше стало тех, кто готов серьезно посвятить себя музыке. Тем не менее, есть очень талантливые ребята. Как дальше сложится их судьба? Надеюсь, что многим повезет! Оркестр в Новосибирске замечательный. В консерватории сегодня тоже начинается некий ренессанс. Я вижу, что студенты приходят к нам на репетиции, мастер-классы. Я надеюсь, что мы будем намного теснее сотрудничать, потому что программа «Дети – детям» в этом году у нас невероятно разрослась. В связке с TONALi мы сделали отличный проект. Молодые люди, не музыканты, настолько замечательно подготовились к конкурсу на организацию концерта классической музыки, что наши друзья и партнеры из TONALi были поражены. А ведь они профессионалы. Они проводят подобные программы во многих крупнейших центрах мира. В Новосибирске это было на высочайшем уровне. Все в восторге. Я считаю, что это нужно развивать дальше. На новую орбиту вышли и наши мастер-классы. Я надеюсь, в следующем году эта динамика продолжится. Мы более тщательно будем подбирать профессоров высшего класса так, чтобы они могли посвятить студентам достаточное количество времени, чтобы был виден результат, чтобы можно было что-то поменять. Точнее – не поменять, а развить.

– Было бы что развивать! Ведь это просто беда – многие выдающиеся педагоги уехали, молодежь не особо стремится на педагогическую стезю. Помимо талантливых учеников должны быть талантливые педагоги!

– Все в порядке, в Новосибирске есть много талантливых педагогов. Ребята замечательно играли. Их только слегка направить, и все будет превосходно. Просто нужно это делать! Фестиваль – именно такая платформа, которая нам это позволяет.

– Вы как-то обмолвились, что скрипка – ваша любимая игрушка. Отношение к инструменту с возрастом меняется?

– Трудно сказать. Это вся моя жизнь. То, что это игрушка, - безусловно. Огромное удовольствие именно играть с этим инструментом. И потом, технология извлечения звука на скрипке столь тяжела, запутана, что, с одной стороны, это постоянные поиски, а с другой – какие-то моменты наслаждения, радости. Здесь присутствуют все чувства. Великая музыка способна вводить в настоящий экстаз во время исполнения.

Вадим Репин

– На концертах Транссибирского Арт-Фестиваля вы, как правило, присутствуете. А помимо своего фестиваля вы часто ходите на концерты?

– Не могу сказать, что очень часто, но когда выдается возможность, когда есть свободный вечер – с удовольствием хожу на концерты. Особенно, если выступают мои любимые друзья!

– Мы всегда воспринимали вас как вундеркинда, который вырос в большого музыканта. Но сегодня музыканты, как спортсмены – все моложе и моложе. Это хорошо или плохо?

– В каждой ситуации есть плюсы и минусы. В каждой судьбе они есть. Хорошо, что рано начинают. К тому моменту, когда будет, что сказать, чем поделиться – наберутся опыта. Все равно, мне кажется, до тридцати пяти лет нельзя делать никакие выводы.

– То есть, неправильно говорить о том, что ребенок 10-12 лет – это состоявшийся музыкант, как это часто сегодня происходит?

– Состоявшийся? Нет, конечно! Человеку нужно время.

– Нынешняя музыкальная индустрия, поток выступлений – как вы с этим справляетесь? Ведь творчество, поставленное на поток, это уже не творчество…

– А что такое поток?

– Огромное количество выступлений. Надо, наверное, хотя бы изредка остановиться, подумать о своем?

– Видите ли, это палка о двух концах. Каждый день, вечер, каждую ночь, когда ты засыпаешь или просыпаешься, идет внутренняя работа. Остановиться - значит, потерять время, что-то пропустить. Хотя бывают остановки, которые дают возможность сделать следующий шаг. Кто-то любит чаще останавливаться, кто-то никогда этого не делает. Концертное выступление – своего рода, цель. Если ты проводишь многие часы и годы с инструментом, к чему-то готовишься, на сцене возникает невероятно сильное ощущение. Без этого очень трудно! У многих музыкантов, когда они уходят со сцены, что-то ломается внутри. Теряется главный стимул – стимул творчества!

– Видела вашу фотографию перед выходом на сцену. Вы должны были играть новое для себя сочинение и так при этом волновались!

– И когда я играю старые сочинения, тоже волнуюсь! Ведь на сцене нам дан единственный шанс, чтобы от начала до конца представить все сочинение. Малейшие неожиданности могут целиком испортить выступление. От этого и волнение. Хочется, чтобы с первой до последней ноты все пошло, как надо. А поскольку все это связано с мышцами, памятью, эмоциями, которые могут перехлестнуть, которых может не хватить, приходится как-то справляться!

– Но это бесконечный стресс!

– Безусловно. Без стресса невозможно создать в концертном зале нужную энергетическую атмосферу! На эту тему я часто вспоминаю анекдот. Один студент приходит к своему профессору и говорит: «Вы знаете, так себя комфортно чувствую, просто, как дома. Вообще не волнуюсь». Профессор отмечает: «Ничего, ничего, не волнуйтесь! Это придет с талантом!»

Беседовала Татьяна ЦВЕТКОВСКАЯ

Фото Александра ИВАНОВА

28.04.2017



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей