• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


14.06.2017

ЮРИЙ КОЧНЕВ: «ПРЕЖДЕ ЧЕМ ОТРИЦАТЬ ЧТО-ЛИБО, НУЖНО ПОПЫТАТЬСЯ ЭТО ПОНЯТЬ»

Юрий Кочнев

Юрий Кочнев:

«Прежде чем отрицать что-либо,

нужно попытаться это понять»

В Саратовском академическом театре оперы и балета прошел юбилейный, XXX Собиновский музыкальный фестиваль «Образы Италии». Об его итогах и о своём творческом кредо рассказывает инициатор и неизменный художественный руководитель фестиваля - художественный руководитель и главный дирижёр театра Юрий Кочнев.

- Юрий Леонидович, как родилась у вас идея - посвятить юбилейный Собиновский фестиваль итальянской музыке?

- Программа фестиваля сложилась вокруг новой постановки вердиевской «Аиды». «Образы Италии» - широкая тема, охватывающая большой круг музыкальных явлений. Это и итальянская музыка разных эпох, и сочинения на итальянские темы европейских композиторов XIX – XX столетий, и современные произведения лёгкого жанра. При этом значительное место в фестивальной программе отдано сочинениям Джузеппе Верди.

- Таким образом, вполне логичным стало исполнение на фестивале вердиевского «Реквиема».

- В афише Собиновского фестиваля масштабные ораториально-хоровые сочинения присутствуют неизменно. Можно вспомнить, например, «Ромео и Юлию» Берлиоза, «Реквием» Дворжака, «Военный реквием» Бриттена, Симфоническое Евангелие «Совершишася» Караманова. «Реквием» Верди - эпохальное произведение. Сочинить такое – как мир создать. Обращение к вердиевскому «Реквиему», который до этого не исполнялся на Собиновском фестивале, особо ответственно, так как существуют эталонные образцы его исполнения самыми лучшими дирижёрами, солистами, оркестрами и хоровыми коллективами. Музыкантов-профессионалов в зале обычно не так много, но музыка «Реквиема» грандиозностью своего замысла никого не может оставить равнодушным. Она поднимает людей над обыденностью, заставляет задуматься над сущностью бытия.

Исполнение "Реквиема" Верди. XXX Собиновский фестиваль

- Каков, на ваш взгляд, художественный результат фестивального исполнения «Реквиема» Верди?

- Отрепетировать и исполнить это произведение было непросто. Дополнительные сложности возникли из-за того, что между последней репетицией и концертом у нас был пятидневный перерыв: в театре шли фестивальные спектакли. Выручил высокий профессионализм всех участников исполнения - солистов, хора и оркестра нашего театра, а также руководимого Людмилой Лицовой Губернского театра хоровой музыки и хора студентов консерватории, воплотивших это сложнейшее полифоническое произведение. Именно фестиваль, объединяющий творческий потенциал всего города, даёт возможность поднимать такие масштабные сочинения и делать это без каких бы то ни было скидок. Чувствую удовлетворение от того, что всё было сделано достойно, так, как нужно.

- В репертуаре Саратовского театра оперы и балета - оперные спектакли режиссёров, приверженных разным эстетическим направлениям. Что определяет ваш выбор как художественного руководителя театра того или иного режиссёра?

- Приглашая режиссера, я примерно знаю, что он может предложить, но никогда не навязываю ему стиль постановки. Если репертуар театра нужно пополнить русской классической оперой, предпочитаю постановщика, которому близка классическая традиция. У нас абсолютная свобода творчества, и каждый художник имеет право на своё собственное высказывание. Георгий Исаакян, осуществивший у нас впервые показанную на фестивале нетрадиционную постановку «Аиды», из тех мастеров, кому свойственно собственное концептуальное решение спектакля. В отличие от большинства постановок этой оперы, в которых действие разворачивается на фоне египетских пирамид, а персонажи как бы сходят с древних папирусов, Исаакян представил рассказанную в опере историю в реалиях современной жизни. На мой взгляд, свою работу он выполнил на высоком профессиональном уровне. Исаакян блистательно выстроил все мизансцены, в каждой из которых воплощены такие психологические мотивы взаимоотношений персонажей, которые не увидишь ни в какой иной обстановке. Другое дело, нравятся кому-то подобные режиссёрские решения или нет. Определённая категория зрителей их вообще не приемлет. Но налицо определённый художественный результат, работа артистов, стремящихся реализовать замысел режиссёра. И это, безусловно, имеет право на существование.

- И не только на существование. На первом премьерном показе «Аиды» присутствовали эксперты национальной театральной премии «Золотая маска».

- Саратовский оперный театр неоднократно принимал участие в фестивале «Золотая маска», трижды становился его лауреатом. За годы существования «Маска» задала некие свои стандарты. Она делает акцент на том, что представляет собой тренд современного театра. Давно нет железного занавеса, театральные подмостки стали местом взаимных контактов деятелей искусства всего мира, и российский театр не может оставаться вне этого процесса. Мы каждый раз работаем в соответствии с замыслом режиссёра-постановщика, и поэтому время от времени у нас появляются такие спектакли, как «Аида». Так, в 2000 году на нашей сцене была осуществлена первая в стране авангардная постановка «Евгения Онегина» - до этого у нас в стране подобные попытки не предпринимались. Спектакль вызвал большой интерес, стал номинантом «Золотой маски». Это было задолго до появления на сцене Большого театра нашумевшего «Онегина» Дмитрия Чернякова.

- В этом же ряду и показанный на нынешнем фестивале вердиевский «Риголетто» - участник «Золотой маски» 2002 года.

- Не могу сказать, что Саратовский театр является проповедником авангардизма на отечественной сцене. Упомянутые в нашей беседе спектакли – это свидетельства живого процесса работы коллектива. Каждому мастеру присуще что-то своё, не всегда похожее на общепринятое и традиционное. Руководствуюсь принципом: прежде чем отрицать что-либо, нужно попытаться это понять. Так, в живописи мне в равной мере близки и Репин, и Матисс, и Маковский, и Пикассо…

Беседовал Валерий ИВАНОВ.

Фото предоставлено пресс-службой Саратовского оперного театра

14.06.2017



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей