• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


27.06.2017

ВАЛЕНТИНА ЛИСИЦА: «СВОЮ ПОЗИЦИЮ Я ВЫСКАЗАЛА СВОИМИ КОНЦЕРТАМИ».

ВАЛЕНТИНА ЛИСИЦА:

«СВОЮ ПОЗИЦИЮ Я ВЫСКАЗАЛА СВОИМИ КОНЦЕРТАМИ»

«И когда я играла вот эти концерты на ужасных разбитых инструментах, в каких попало залах, например, в Дебальцево мы играли с оркестром, и температура внутри была под сорок градусов. У музыкантов не было света, зал был полон, и было ощущение, что там музыка нужна как воздух. Это было что-то невероятное..».

В 2007 году резонанс в музыкальном мире вызвала хрупкая блондинка из Украины. Её первая видеозапись, которая была размещена на канале Youtube, собрала более двух миллионов просмотров. Казалось бы, немыслимое количество человек, которые в XXI веке слушали исполнение этюда «Красная шапочка» Рахманинова. Впервые в своей творческой жизни Валентина Лисица посетила Россию. В её гастрольном туре, кроме Московского международного Дома музыки и Bösendofer лофт-филармонии был концерт в рамках фестиваля «Белая сирень» в Казани. Уникальная пианистка.  У нее тонкая, изысканная, скрупулёзная к каждому оттенку и нюансу игра, и в тоже время неутомимая страсть, полная отдача себя зрителю. Валентина поделилась с газетой «Музыкальный Клондайк» своими успехами, мыслями о творчестве и жизненной позиции.

- Первый ролик на канал в Youtube вы загрузили в 2007 году. Откуда возникла такая идея?

- Это было только зарождение видеохостинга Youtube. Безусловно, сейчас этот ролик очень жалкого качества, потому что он был записан еще на пленку VHC. Видео было сделано студентами университета Майами, которые учились на кафедре кинематографии, и у них было задание подготовить музыкальные видео. Был записан этюд Рахманинова «Красная шапочка», достаточно знаменитый. Что-то в нем подкупило людей, наверное, моя честность. Я была неким подопытным кроликом для этих студентов. Они попросили сыграть им что-нибудь на три минуты, и вот появился этот этюд. И как-то этот ролик стал развиваться, люди стали делиться.

- Сколько времени прошло после того, как ролик был выложен на Youtube?

- Я не помню, может несколько месяцев, или год.

- Как вы поняли, что это успех?

- Первый и настоящий успех ко мне пришёл с этюдами Шопена. Все тогда пускались в звукозапись, и мы с мужем решили, что мы тоже запишем. Первый DVD-диск был записан прямо у нас дома в Майами, где кафельный пол, в общем-то обстановка не самая гламурная. У нас стоит небольшой рояль, на котором я и сыграла этюды. Вышел диск, мы решили его продавать. Загрузили в интернет-магазин, но его покупали не так часто. По-видимому, те люди, которые всё-таки приобретали мою запись, и им нравилось моё исполнение, хотели им поделиться с друзьями. Они копировали этот диск и ставили его на свой канал Youtube. Каждое утро у нас начиналось с того, что мы заходили на Youtube и искали этих «копирщиков», писали администраторам и просили, чтобы видео удалили. И с каждым днем все больше и больше людей его ставили. В конце концов, нам это надоело, продажи не очень шли, и мы сами повесили видео на Youtube. Буквально на следующее утро наш диск был первым номером в продаже музыкальных дисков. Мы опередили множество популярных исполнителей. Мы не могли поверить, а потом поняли, что люди не хотели покупать «кота в мешке», а когда они все же его приобретали, то пытались поделиться с друзьями. Теперь все поменялось, мы не пытаемся ничего продать. У меня есть хороший контракт с Decca. Для меня Youtube стал возможностью показать своё исполнение и привести новую публику. Многие молодые люди приходят на мои концерты только потому, что видели меня на Youtube. Я надеюсь, что они «заражаются» музыкой и будут дальше посещать концерты.

- Как вам кажется, каким видеохостингом или интернет-ресурсом нужно пользоваться молодым и талантливыми музыкантам, чтобы заполучить слушателя сегодня?

- Для любого музыканта, как и для любого предпринимателя, главное – слушатели, зрители и покупатели. Даже мои поклонники на Youtube, я надеюсь, когда-нибудь пойдут и купят билет на концерт. Всем музыкантам нужна публика, мы не можем петь у себя в ванной комнате, мы всегда в поисках зрителя. А найти его можно как раз в просторах интернета. Интернет – орудие и опасное, но в тоже время он дает столько возможностей, потому что он делает наш мир очень маленьким. Эта революция сопоставима с книгопечатанием. Тогда тоже старые люди ворчали, переписчики книг потеряли работу. Естественно, печатали не только Библии, но также неприличные анекдоты и многое другое. Конечно, говорили, что это конец прогресса, как сейчас говорят на счет канала Youtube, что он убивает публику. Я не верю, что убивает, но надо искать свою публику. В нашем коммерческом мире исполнитель превращается в расходный материал. Как сделать свое имя так, чтобы люди приходили послушать не конкретное сочинение, а именно меня? Люди приходили слушать Горовица, Рихтера, и им было неважно, что они играли. Они готовы были слушать все, что они им подают. И вот она идея, найти свою публику, думаю, что самое главное – это быть откровенным с публикой, не пытаться играть кого-то другого. Для каждого найдется своя публика, и тут не надо соревноваться, смотреть, что делают другие. Надо найти что-то свое, это может быть разный стиль игры, стиль композиторов, разный подход к музыке, и для каждого найдется свой зритель.

- У вас были концерты в Казани, в рамках фестиваля «Белая сирень», в Московском международном Доме музыки, в Bösendorfer лофт-филармонии. Это первые концерты в России?

- Это действительно первые концерты в России, это удивительно. Когда я училась в Киевской консерватории, единственная поездка, которая у меня была в те времена, это было на ВДНХ, в составе украинской делегации, мы выступали где-то рядом с коровами, но это было очень красиво. Я всегда обожала Москву, и я всегда болела за «Спартак». Я всегда была «ватницей», как говорится. Когда мы с друзьями ходили на матчи «Динамо», я всегда сидела в другом месте. Мой кумир детства - Ринат Дасаев. Я всегда говорю пианистам, что если они хотят научиться играть скачки, есть видео на Youtube, где Ринат Дасаев как котик хватает эти мячики. Вот так и нужно доставать эти октавки, скачки, мягкой такой лапкой. Без всякого стресса.

- Какие у вас впечатления от Москвы, от публики?

- Публика, конечно, своя, родная. Я училась на этой школе. Мой педагог учился в Москве, у Якова Израилевича Зака. И, наконец-то, я могу поделиться своим творчеством после стольких лет жизни и выступлений за границей с русским зрителем. Ведь когда я уехала в Америку в 1992 году, там все было по-другому. Было другое общение с публикой. В чем-то я рада, что получила образование на двух континентах, так как образование там – это совсем другое, другой стиль музыки, но все-таки приятно говорить на родном языке, и люди тебя понимают с полуслова, а не так, что приходится объяснять и переводить. Это невероятные ощущения. Конечно, впечатления от Москвы, от публики, от зала - чудесные. Лофт-филармония – это такое замечательное место, играть просто потрясающе, и в Доме музыки тоже очень понравилось.

- В связи со сложными российско-украинскими отношениями  какую позицию выбираете вы?

- Я свою позицию, по-моему, достаточно высказала своими концертами. Естественно, что-то показывали в России на центральных телеканалах, были официальные концерты, но для меня самым главным было то, что после всех самых ответственных концертов я ездила буквально по горячим точкам, я играла в школах. Там было огромное количество детей. И вот от тех концертов у меня мурашки по коже до сих пор. Я всегда говорила, что музыка – это не развлечение, а нечто духовное. Часто, люди, приходя на концерт, хотят получить удовольствие, хотят послушать бис, то есть они хотят развлечений. И когда я играла вот эти концерты на ужасных разбитых инструментах, в каких попало залах, например, в Дебальцево мы играли с оркестром, и температура внутри была под сорок градусов. У музыкантов не было света, зал был полон, и было ощущение, что там музыка нужна как воздух. Это было что-то невероятное. Я никогда такого не испытывала, надеюсь, что мне не придется больше играть по таким горячим точкам, чтобы не дай Бог у людей такая трагедия случилась. И вы знаете, я играла в прошлом году, а после этого у меня были концерты в Берлинской филармонии, мне было очень тяжело перестроиться. После ощущения того, что я выхожу на сцену как медсестра, играю для этих людей и даю им просто отдушину, а потом я опять должна развлекать людей. Но, я считаю, что музыка – единственное искусство, которое не имеет на себе отпечаток жестокого насилия. Кино имеет, живопись, естественно, проза, театр, а в музыке нет ничего такого. Музыка помогает людям. Я обязательно поеду еще, если я людям нужна, я буду туда ездить, что бы ни говорили и ни думали. Я была в Донецкой музыкальной академии имени Прокофьева, давала мастер-класс, ребята играли изумительно. И я видела, что музыка приносит им радость. Я бы никогда не поменяла ничего из того, что я сделала. Я надеюсь, что времена изменятся, и все это забудется, как дурной сон. Я столько езжу по Европе, я видела границу Франции и Германии, где они воевали по-настоящему, убивали друг друга, ненавидели, но сейчас все нормально. Когда-нибудь это все закончится. Самое ужасное, что мы садимся и начинаем всех винить. Когда думаешь, а что я могу сделать – это самое главное. Я очень надеюсь, что это все скоро изменится.

 

Беседовал Антон ИВАНОВ

Фото 1 - Гилберт Франкос, фото 2 и 3 - из личного архива Валентины Лисицы

27.06.2017



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей