• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


29.06.2017

РУСЛАН БИЦОЕВ: "В ТЕАТРЕ ГОВОРИТЬ О ЧУВСТВАХ НЕВОЗМОЖНО…"

Руслан Бицоев на Нано-опере

РУСЛАН БИЦОЕВ: 

" ТЕАТРЕ ГОВОРИТЬ О ЧУВСТВАХ НЕВОЗМОЖНО…"

Руслан Бицоев – обладатель Гран-При Третьего международного конкурса молодых оперных режиссеров «Нано-Опера». Наше издание наградило его своим специальным призом с формулировкой «За режиссерское решение ариозо Иоланты из оперы Чайковского «Иоланта». Эта работа на первом туре сразу же произвела очень сильное впечатление – внятные задачи перед исполнительницами (Ольга Толкмит – Иоланта, Ирина Рейнард - кормилица Марта), и в плане внутреннего состояния, и внешнего действия, и интонаций Иоланты; грамотное использование пространства, «работающего»  на драматургию представленного отрывка. 

Мы очень рады, что замеченный нами с первого тура конкурсант получил высшую награду «Нано-Оперы» 2017!

- Ваша профессия – очень «штучная», потребность в оперных режиссерах значительно меньше, чем в режиссерах драмы или кино, и тем более, клипмейкеров. Что вас подвигло к ее выбору?

- Я учился в Ярославле на отделении режиссеров драмы. У меня были прекрасные учителя. Но, наверное, у каждого человека бывает период переоценки ценностей. Я резко бросил все и, как ни смешно, купил велосипед и отправился путешествовать. Два с половиной месяца колесил по Европе, в основном по Финляндии, потом по Прибалтике. Для меня целью было обязательно приехать в Вильнюс и посетить театр Римаса Туминаса.

Бицоев Руслан лауреат 1 премии

- То есть, вы просто взяли велосипед и поехали? Ушли в никуда? А вас не мучили какие-то мысли, что будет дальше?

 - Никакие мысли не мучили. Логику тех поступков я точно не найду. 

- А театр Туминаса нашли?

- Нашел, только было лето, спектакли не шли. Но для меня это было как род поклонения, потому что я очень люблю Туминаса. Кассы работали, мне даже что-то там подарили на память. Обкатывая Вильнюс на своем велосипеде, я ощущал, что словно жил в этом городе когда-то раньше, может быть, в прошлой жизни. Бывают места, которые просто твои. Это было замечательное время, замечательная поездка. Она меня изменила.

- И что же в итоге привело вас в оперу?

После моих велосипедных путешествий у меня была осень, зима и весна, чтобы летом принять для себя решение: «без Театра нельзя».

В Театре всегда была для меня загадка—опера. Нечто далекое от меня. Кто эти все люди? Почему они стоят? Почему поют? Отчего с артистами ничего не происходит, хотя в самой музыке прямо слышно, что там что-то происходит? Все это большая тайна.  И меня  «переклинило» - почему бы это не изучить! Решил поступать в ГИТИС на оперную режиссуру, прошел все туры. Экспликацию писал по «Ласточке» Пуччини, но не потому, что хотел соригинальничать и выбрать малоизвестное название. Я его связал с чеховской «Чайкой», нашел какие-то ходы, может, это и не совсем пуччиниевская «Ласточка» была, получилась такая экспериментальная экспликация. В общем не готов был я заниматься оперной режиссурой,  но Дмитрий Александрович Бертман дал шанс. И сказал - готовиться к встрече с Натальей Евгеньевной Акуловой. Кто это, узнал я только в сентябре. Но сразу скажу, что эта встреча — Подарок. Один из самых дорогих.

- У вас уже есть наметки на дипломную работу?

- Да, это «Синяя Борода» Оффенбаха. На третьем курсе я показал отрывок на самостоятельных работах, и Дмитрий Александрович сказал, что из этого можно делать дипломный спектакль. Это действительно достойный музыкальный материал, драматургия просто потрясающая, в ней очень интересно «копаться».

- Как вы пришли к мысли участвовать в «Нано-Опере»?

- Изначально таких мыслей не было, я смотрел весь второй конкурс и был просто в ужасе от того, до какой степени ты тут себя подставляешь. Но после того, как я выпустил спектакль «Благодарение» Джулиана Генри Лоуэнфельда с театром-студией «Альмавива» и Хоровым театром Бориса Певзнера, то есть работал не со своими однокурсниками, а с большим количеством незнакомых людей, мой педагог Галина Викторовна Тимакова сказала: «А почему бы тебе не попробовать Нано-Оперу?» И я переступил через свой страх, написал экспликацию по одной из сцен из оперетты «Синяя Борода» и представил для отбора на конкурс. Самое интересное было сформулировать то, что ты уже поставил. Это обратный процесс. Ведь на репетиции не приходишь с экспликацией, а сочиняешь вместе с живыми людьми.  Но я понял, как важно формулировать  мысли на бумаге, как такой процесс структурирует твой мозг. Ты не говоришь о мыслях, чувствах, переживаниях, а четко по школе строишь историю. Становишься понятным. Для самого себя в первую очередь. Очень важный этап конкурса был в Красноярске, где работаешь со всеми службами театра, я там сделал первую картину «Евгения Онегина» с красноярскими солистами, а затем, по условиям конкурса певцов имени Словцова, работал с участницей, которая потом получила Гран При, Йылдырым Горкем Эзги, сопрано из Турции. Мы сделали с ней каватину Розины из «Севильского цирюльника». Ничего не усложняли, сидит на табуретке человек, пишет письмо, мучается. Вроде банальное содержание, но мы применили немножко такой подход, как в комедии дель арте, я ей предложил играть «жирно», не драматизировать, а наигрывать. Материал позволяет – опера-буфф! Ни слова о чувствах, а они появились сами в результате действий. Театр – грубое искусство, говорить о чувствах на репетициях невозможно.

Бицоев в Геликон-опера

- Как выбирали отрывки для конкурса, чем вас привлекла именно «Иоланта»?

- Это был для меня вызов. Ну, поет она красивую арию. Обычно говорят, что она потеряла гармонию и пытается разобраться, почему она ее потеряла. А как вот это сыграть??? я не понимаю. И выбрал, еще не представляя, что буду делать. Первым делом открыл партитуру. Нас учат не чувствовать музыку, а видеть ее. Смотреть в партитуру—это ритуал. Далее я понял, что нужно разобраться в первоисточнике, пошел в театральную библиотеку, спросил драму Герца «Дочь короля Рене». Мне библиотекарь говорит: «Вот, Дмитрий Черняков как раз оцифровал ее недавно!»  Для меня это был знак, значит я на верном пути.  В драме этой очень много интересного, завлиты в театрах обычно неграмотно пишут краткое содержание – Иоланта вовсе не слепая от рождения, она в раннем детстве ослепла, в результате пожара. Этого в опере нет, но надо это иметь в виду, и Чайковский наверняка это имел в виду. Кстати, тогда и объясняется факт исцеления. Вообще, это опера мистическая. Говорят, Иоланта – ангел, чистый, несчастный… А Иоланта совсем не такая простая. Если бы ангел, то голос надо легкий. А поет ее голос совсем не легкий, будь здоров какой! Смотрите, пришли два друга, видят спящую девушку. Спорят, что за странный сон. Один говорит – вижу ангела! Другой боится, видит неестественность, словно демона какого-то видит. Есть загадка. И еще одна тема есть, сегодня особенно актуальная. Врач – мусульманин, отец – христианин, и они борются за нее. Это тоже надо иметь в виду. Финальный хор обычно делают в театре, как говорит Дмитрий Александрович Бертман, хвалой электричеству – потому что и на сцене яркий свет, и в зале свет включают. А на самом деле в пьесе начинается утром, а заканчивается вечером, не от тьмы к свету, а наоборот. В общем, загадок много, и хочется их разгадать.

- Хотелось бы увидеть этот спектакль в вашей постановке. Гран При предполагает постановку в «Геликоне». А вдруг…

- Мы пока не говорили по поводу названия. Честно, я до сих пор не осознал своей победы. А ставить буду то, что театру нужно.

- А что особенно хотелось бы?

- На индивидуальных занятиях по анализу оперной драматургии мы с педагогом Натальей Евгеньевной Акуловой будем сейчас подробно разбирать 10 опер, по моему выбору. Вот собственно, это и хотелось бы. Правда, Наталья Евгеньевна исключила из моего списка «Галантные Индии» Рамо, она считает, анализировать надо названия, в основном, популярные, чтобы избавляться от штампов. Мне немного жаль, этот композитор произвел на меня огромное впечатление, когда я его слушал в Москве, дирижировал Курентзис. Ощущение, как будто автор – мой сосед, в его ритмах и мелодиях не чувствуется, что это такая старая классика..

Я выбрал «Отелло» Верди, шекспировский сюжет в опере, это не тот Шекспир, что в драме, так же, как «Пиковая» и «Онегин» у Чайковского – не то, что у Пушкина. Выбрал «Иоланту», «Руслана и Людмилу» Глинки, «Снегурочку» Римского-Корсакова, «Девушку с Запада» Пуччини, она очень крутая в плане драматургии, «Волшебную флейту» Моцарта.

- Что же, будем надеяться, что какое-то из этих названий скоро увидим в афише «Геликона» с вашим именем как режиссера-постановщика.

 

Беседовала Надежда КУЗЯКОВА

Фото Ирины ШЫМЧАК

29.06.2017



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей