• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


27.10.2010

Интервью с Ульяной Лопаткиной

 

Ульяна Лопаткина:
«На спектакле должно произойти что-то такое,
от чего встаёт ком в горле»
 
 
Фото Н. РазинаОдни из самых ярких впечатлений фестиваля «Звезды белых ночей - 2010» связаны со спектаклями с участием примы балетной труппы Мариинского театра Ульяны Лопаткиной. Её удалось увидеть в главных партиях в балете Л. Минкуса «Баядерка», в премьерных постановках балетов Р. Щедрина «Анна Каренина» и «Кармен-сюита», а также в «Бриллиантах» П. Чайковского.
Это интервью собрано из нескольких общений с балериной после фестивальных спектаклей.
 
- Был ли балет Вашим призванием с детства?
- В четыре года мама отдала меня в танцевальный кружок. Было это в Керчи. В шесть лет я начала заниматься в балетной студии Лидии Илюшкиной - ученицы Вагановой, танцовщицы кордебалета Мариинского театра. Именно по её рекомендации приехала затем в Санкт-Петербург. В Вагановском училище первые пять лет я была в классе Галины Новицкой, затем перешла к Наталье Дудинской.
 
- Готовили ли Вы себя к какому-то определенному амплуа?
- Нет, не готовила. Просто училась тому, чему меня учили. Выпустилась. Меня взяли в Мариинский театр.
 
- По Вашим словам, всё получалось как бы само собой.
- Судьба моя действительно складывалась удачно. Первые годы в театре стояла в кордебалете, что помогло понять специфику классического танца, войти в спектакли. Затем начала понемногу готовить сольные партии второго плана: Фею Сирени в «Спящей красавице», Мирту в «Жизели». Все шло постепенно, выйти сразу в больших ролях у меня не хватило бы профессионализма. Первой большой партией стала проба Жизели. Я танцевала ее в конце своего первого сезона в Мариинском театре, потом повторила в начале следующего. Это была именно проба, потому что я ещё танцевала в кордебалете и техника была несовершенна.
 
- Как формировался Ваш репертуар в последующие годы?
- Кроме названных партий, была Уличная танцовщица в «Дон Кихоте» - партия, по характеру совершенно противоположная Мирте. Затем попросила Зарему в «Бахчисарайском фонтане», и это всех очень удивило: мои внешние данные больше располагали  к романтическому репертуару. Вышло так, что это желание не совпало с мнением моего педагога в театре, но зато меня очень поддержала Нинель Кургапкина, с которой я с тех пор начала заниматься. Именно с нею я перешла с партий второго плана к более сложным. Среди них Одетта-Одилия в «Лебедином озере» - моя настоящая премьера. Это был результат огромного труда педагогов и мой первый, по-настоящему серьезный, шаг. Затем без форсировки, кропотливо работая и постепенно осваивая с педагогом технические трудности, готовила другие партии.
 
- Кого Вы считаете своим главным педагогом?
- Конечно же, Нинель Александровну Кургапкину. Я ей низко кланяюсь. Это она научила меня всему: делать фуэте, работать со стопами, «поставила» на ноги. Тот запас профессионализма, который у меня есть сегодня, - это ее заслуга. Еще мне представилась возможность познакомиться с замечательным педагогом старой школы Ниной Михайловной Стуколкиной, работавшей еще в студии в Петербурге с Баланчиным. К ней я обращалась за консультациями, чтобы воссоздать детали, нюансы, найти изюминку той или иной роли. Это гармонично сочеталось с прекрасной формой, которую давала мне Кургапкина.
 
- Ощущаете ли Вы потребность выражать на сцене сложные душевные переживания?
- Безусловно. В моем характере, наверное, есть такие качества, как темперамент и внутренняя энергия, которые хочется выплеснуть наружу. И вообще, наряду с лирическими, очень люблю экспрессивные танцы, хотя, когда работаю в зале или на сцене, мне ближе неспешный - не медленный, а протяженный танец. Умеренные темпы позволяют мне с моими индивидуальными данными убедительнее выразить самые разные чувства: и внутреннее напряжение, и лирическое спокойствие.
 
- Как Вы, в таком случае, относитесь к достаточно экспрессивной и, порой, изощренной современной хореографии?
- Работа помогает добиться того, что нужно, в хореографии любой стилистики, особенно, если этого требует смысл спектакля. В старой русской школе, может быть, больше души. Есть изречение Баланчина: хореография - только материал, и балерина может исполнять ее так, как она это чувствует, отталкиваясь от себя. И все же каноны должны существовать, чтобы сохранить стиль.
 
- Какие партии Вам особенно близки?
- Из современных - Мехменэ Бану в «Легенде о любви» Григоровича. Это один из моих самых любимых балетов. Что касается чистой классики, то для меня в «Спящей красавице» все-таки предпочтительнее Фея Сирени, нежели Аврора. У меня есть некоторые индивидуальные особенности, довольно большой рост. Раньше вообще существовало разделение на амплуа. Те, кто танцевал Аврору, Сильфиду, никогда не танцевали «Баядерку» и «Лебединое озеро». А если было «Лебединое  озеро», то исключался «Дон Кихот». И это не зря. Партии должны соответствовать внутренним душевным импульсам балерины, их техническим возможностям. Для меня переход на другое амплуа связан с определенными сложностями.
 
Полную версию интервью Валерия ИВАНОВА читайте в специальном выпуске "Музыкального Клондайка"
 

 

27.10.2010



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей