• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


26.12.2017

Чингиз Османов: «На променад-фестиваль «Петербургские вечера» нам удалось собрать звездный состав исполнителей»

Петербуржцев ждет необычный предновогодний сюрприз – променад-концерты общедоступного музыкального фестиваля «Петербургские вечера». Любой желающий 29 и 30 декабря сможет неспешно прогуляться по Центральному выставочному залу культурной столицы России «Манеж» под «живую» музыку Вивальди, Моцарта, Россини, Верди, Чайковского, Шуберта Бородина, Шостаковича…

В музыкальной части фестивальной программы также джазовые сочинения и композиции, песни советских композиторов. И все это в исполнении лучших коллективов города: Санкт-Петербургского Государственного академического симфонического оркестра (ГАСО), камерных оркестров «Солисты Санкт-Петербурга» и «Симфониетта Санкт-Петербурга», Chizhik-Jazz-Quartet, джазового трио Гайворонский – Кондаков – Волков. Публику ждут также выступления Михаила Гантварга, Чингиза Османова, Олега Вайнштейна, Назара Кожухаря, премьера балетной труппы Михайловского театра Марата Шемиунова. Et cetera, et cetera, et cetera… Одновременно можно знакомиться с инсталляциями Натальи Цветковой, работами фотохудожников Святослава Дозморова и Василия Шишкина.

Променад-концерт – не самый привычный жанр для исполнения классической музыки, тем не менее, у автора проекта – виртуозного скрипача, создателя камерного оркестра «Симфониетта Санкт-Петербург» Чингиза Османова – есть все шансы положить начало новой фестивальной традиции…

- Чингиз, идея вашего предыдущего проекта «Раскрась концерт», наверное, была не в том, чтобы дети дошкольного и младшего школьного возраста, слушая музыку, рисовали…

- Детских концертов в Петербурге много, и очень хорошего качества. Наша же идея заключалась в том, чтобы дети слушали классическую музыку в доступной им атмосфере. Мы попытались организовать пространство так, чтобы ребенок свободно выражал свои эмоции, в любой момент мог подойти к маме, задать вопрос, и при этом не мешал другим детям. Маленький человек рисует – он занят делом, и в то же время слушает музыку, в данном случае, оркестра «Симфониетта».

- Теперь вы решили опыт, полученный при реализации проекта «Раскрась концерт», перенести на взрослую аудиторию? Фестиваль «Петербургские вечера» – попытка приобщения к классической музыке широких масс?

- Пусть это не прозвучит громко, но, как и в проекте «Раскрась концерт», наша задача интегрировать классическую музыку в общество. Работа со слушателем начинается не в концертном зале. Вкусы человеку, как известно, прививает и формирует среда его обитания, а она не всегда благоприятная.

- Кстати, один замечательный музыкант говорит: если мы не воспитаем «филармонического» слушателя, через несколько лет на наши концерты некому будет приходить…

- Вырастить аудиторию очень сложно. Как сделать так, чтобы человек пришел в филармонию, научился понимать музыку? Для меня как для концертирующего музыканта очевидно, что публика хочет слушать академическую музыку.

- Благотворительность благотворительностью, но за все же приходится платить…

- Я не считаю проект «Петербургские вечера» благотворительным. Это совершенно нормально – сделать мероприятие открытым, доступным каждому. Если есть такая возможность. Реализация наших проектов была бы невозможна без поддержки городских властей. Нам очень помогает Комитет по культуре.

- Может быть, вам хочется назвать поименно? А то ведь знаете, как бывает: один чиновник документ под сукно кладет, а другой…

- Константин Эдуардович Сухенко, председатель Комитета по культуре, собрал команду, которая работает как хорошо отлаженный механизм. Не может не радовать еще и то, что Комитет по культуре помогает реализовывать довольно смелые творческие идеи.

- В нашей Северной Венеции, к сожалению, нет традиционной для морских городов набережной-променада. На мой взгляд, устроить променад в «Манеже» – это и неожиданно, и замечательно.

- Мне доводилось участвовать в фестивалях open-air, и я могу засвидетельствовать: петербургские слушатели – особые. Это люди, которые в дождливую, ветреную погоду могут собраться на площади Искусств, чтобы слушать скрипичные произведения… Но в нашем климате променад лучше все-таки устраивать под крышей. Для этого идеально подходит Центральный выставочный зал «Манеж». Отличное место для прогулки, особенно зимой.

- Каким образом будут соседствовать музыка и живопись, фотография? Не будет ли одно другому мешать?

- Задача проекта «Раскрась концерт» – не вынимать детей из их обычной среды обитания, «Петербургских вечеров» – предоставить человеку возможность слушать музыку так, как ему удобно. Хочешь - сиди и слушай – в центре зала устроим традиционный партер на 400 мест. Хочешь – слушай, прогуливаясь. Люди смогут свободно перемещаться по «Манежу». Акустические характеристики зала таковы, что можно уйти в самый дальний угол, и там прекрасно слышать даже самое тихое пианиссимо. Во всяком случае, если вдруг во время выступлений мы заметим, что где-то плохо слышно, наш звукорежиссер моментально нивелирует звук.

- Во время концерта, а не во время репетиций?

- При полном зале акустические качества помещения меняются, поэтому нет смысла отстраивать звук при пустом зале. Со звуком проблем не будет.

- Экспонируемые во время «Вечеров» картины и фотографии как-то взаимосвязаны с концертной программой? Или это случайные соседи?

- Весь изобразительный ряд, так или иначе, взаимосвязан, и картины и фотографии обязательно будут взаимодействовать с музыкой. Их можно называть вспомогательными элементами, на самом деле, это, скорее, цементирующий материал программы. Слушателям и зрителям в одном лице представится редкая возможность не только насладиться музыкой, живописью, но тут же поделиться впечатлениями с друзьями, коллегами. Пообщаться с музыкантами. В «Манеже» на «Петербургских вечерах» всем должно быть тепло, уютно и душевно. Нам очень хочется создать в «Манеже» такие условия, чтобы для тех, кто филармонические залы не посещает, этот концерт не стал единственным в жизни. Чтобы классическая музыка вошла в повседневную жизнь человека, далекого от классической музыки. Мы же идем на стадион, смотрим футбол по телевизору, не умея играть, так ведь? К сожалению, существует категория людей, не знакомых с классической музыкой. Поэтому для нас очень важен и уровень музыкантов. Мы хотим дать возможность всем желающим приобщиться к высококлассному исполнению. Каждый слушатель совершенно точно получит то, зачем обычно идут на концерты классической музыки. Нам удалось собрать звездный состав исполнителей, лучших в своем жанре. Цены на билеты на их концерты в филармонических залах не каждому меломану по карману. В нашем же случае, людям предоставляется возможность услышать их совершенно бесплатно, да еще в таком необычном формате. Комбинация «произведение – исполнитель» в фестивальной программе - беспроигрышная. Известнейшие музыканты исполнят лучшее из своего репертуара – программа составлена таким образом, что даже самый взыскательный слушатель найдет что послушать. Мы не сомневаемся, что та публика, которая спрашивает лишний билетик во Дворах Капеллы, на наших «Вечерах» не разочаруется. Для настоящих ценителей классической музыки, для тех, кто без нее жизни не представляет, наш фестиваль – настоящий подарок. Но очень хочется надеяться, что «Петербургские вечера» станут событием для города.

- Чингиз, позвольте провокационный вопрос.

- Задавайте. Я люблю провокационные вопросы.

- Вы не боитесь, что, прогуливаясь, посетители «Манежа» станут воспринимать музыку как фон? А кому-то она и вовсе может помешать обсуждать изобразительное искусство, и люди станут перекрикивать другу друга…

- Если музыка кому-то помешает на променадном концерте, у него есть возможность беспрепятственно уйти. У нас не только вход свободный, но и выход. Но, даст Бог, воспользоваться этим правом захочется единицам.

- Что лично для вас как для музыканта «Петербургские вечера»?

- Каждое мое выступление – это движение к слушателю с тем, что у меня на душе. Некий посыл от души к душе. Такие концерты – прекрасная возможность транслировать в мир добро. От музыки никогда не исходит зло. Мне очень хочется, чтобы классическая музыка всегда находила себе место в человеческих душах.

- Определите, пожалуйста, в одном-двух предложениях сверхзадачу фестиваля?

- Сверхзадача, действительно, «сверх». Мы хотим, чтобы классическая музыка могла полностью реализовать заложенный в ней потенциал.

- Два это тот минимум, который вкладывается в понятие «вечера». Я так понимаю: со временем число «Петербургских вечеров» может увеличиться.

- Все зависит от того, как пройдут эти два.

- Я не сомневаюсь, что у вас все получится. Это, можно сказать, беспроигрышный проект.

- Мы тоже надеемся, что и этот наш проект не одноразовая акция, что проект будет реализовываться и развиваться. Надеемся на длительное взаимоотношение с «Манежем». Точно могу сказать уже сейчас одно: в проект «Петербургские вечера» всегда будут приглашаться только лучшие из лучших.

Беседовал Владимир ЖЕЛТОВ

Фото: Анна ФЛЕГОНТОВА и Степан ЧУБАЕВ

 

 

 

Справка:

Чингиз Османов родился в 1982 году в Ленинграде. Играет на скрипке с пяти лет. Закончил Санкт-Петербургскую консерваторию, затем аспирантуру (класс профессора Михаила Гантварга).

В 2005 получил специальный приз за лучшее исполнение виртуозного произведения на Втором международном конкурсе им. Я. Хейфеца в Вильнюсе и вторую премию на Международном конкурсе камерных ансамблей им. М. Юдиной в Санкт-Петербурге.

В 2009 году дуэт Чингиза Османова и Светланы Месхи (фортепиано) завоевал первую премию на конкурсе «Современное искусство и образование» в Москве.

Выступал на сцене Санкт-Петербургской филармонии, Московского дома музыки, Кремлевского дворца, Israel Opera House в Тель-Авиве, The Coliseum Theatre в Лондоне, Goyang Aram Nuri Concert Hall и Nurimaru APEC House в Южной Корее.

Чингиз Османов – артист ансамбля «Солисты Санкт-Петербурга», основатель коллектива «Симфониетта Санкт-Петербург».

С 2012 года является преподавателем Санкт-Петербургской консерватории, с 2013 – концертмейстером Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра.

Создатель и художественный руководитель проектов «Раскрась концерт» и «Петербургские вечера».

26.12.2017



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей