• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


20.02.2018

Интервью с Дмитрием Дмитриенко

Дмитрий Дмитриенко

Дмитрий Дмитриенко:

«сегодня формируются те традиции,

которые будут лежать в основе завтрашней культуры»

Государственный академический русский народный ансамбль "Россия" имени Людмилы Зыкиной продолжает свой юбилейный сезон. Наш собеседник – Дмитрий Сергеевич Дмитриенко, художественный руководитель и главный дирижёр прославленного коллектива.

- Дмитрий Сергеевич, можем ли мы говорить о том, как прошел юбилейный сороковой сезон ансамбля «Россия» имени Людмилы Зыкиной? Юбилейный концерт ведь уже состоялся...

- Наш юбилейный сезон еще продолжается. Это мы 2017 год закончили, а сезон еще нет. По факту в 2017 году ансамблю «Россия» имени Людмилы Зыкиной исполнилось 40 лет со дня основания, но сезон будет продолжаться до самого августа 2018 года. Хоть мы и начали позиционировать его намного раньше, примерно в начале апреля в Ярославской филармонии мы положили начало большому юбилейному туру ансамбля с программой «Посвящение Людмиле Зыкиной».

ГАРНА "Россия"

А также в этом сезоне нам предстоит поездка на Всероссийский фестиваль профессионального народного искусства «Оренбургский пуховый платок» в Оренбурге и уже прошли выступления на музыкальном фестивале имени народного артиста РФ Виктора Гридина в Курске. Нам чрезвычайно важно участие в этих фестивалях именно в контексте нашего юбилейного сезона. Судьба этих двух крупнейших мероприятий неразрывно связана с судьбой основателей нашего ансамбля: Людмилы Зыкиной и Виктора Гридина. Людмила Георгиевна стояла у истоков фестиваля «Оренбургский пуховый платок» вместе с теми замечательными людьми в Оренбурге, которые пронесли его через годы, сумели его сохранить и развивают его сегодня. Один из них, Владимир Александрович Позднеев, — художественный руководитель Оренбургского народного хора. Он настоящий подвижник нашего дела. Без таких людей было бы сложно себе представить сохранение наших традиций в принципе. В этом же году исполнилось уже 20 лет, как нет с нами Виктора Федоровича Гридина, но фестиваль имени Гридина, который зародился как маленький родничок на Курской земле и вырос в крупное масштабное событие, уже отметил 25 лет со дня своего основания. Мне хочется от всего сердца поблагодарить курян, которые сохраняют этот великолепный фестиваль.

- Получается, что торжественный концерт, прошедший осенью в Московской консерватории им. П.И.Чайковского был не просто апогеем юбилейного сезона, а ещё и в каком-то смысле новой отправной точкой?

- Именно так. Ансамбль подготовился еще к одному знаменательному событию, которое проходит в феврале — это Зимний международный фестиваль искусств под руководством выдающегося музыканта Юрия Башмета в Сочи. В афише - совместное выступление Государственного академического русского народного ансамбля «Россия» имени Людмилы Зыкиной и Государственного оркестра «Новая Россия» под руководством Юрия Башмета в Зимнем театре. Выступление Юрия Башмета с ансамблем «Россия» на нашем юбилейном концерте и послужило, как вы сказали, отправной точкой для этого совместного выступления двух коллективов в Сочи. Юрий Абрамович не скрывал своего восторга тембровым звучанием ансамбля «Россия», после того, как исполнил с коллективом «Русскую песню» из оперы «Мавра» Игоря Стравинского на нашем концерте. Это произведение действительно очень характерно для звукоизвлечения на русских народных инструментах, на домрах, балалайках... Даже когда это произведение исполняется симфоническим оркестром, здесь идет скорее подражание смычковых инструментов нашим русским народным щипковым инструментам. Он был буквально покорён звучанием ансамбля и в тот вечер, скорее всего, решил продолжить творческое взаимодействие с нашим коллективом.

- В чём будет выражаться это взаимодействие?

На Зимнем фестивале в Сочи состоится премьера музыкального произведения нашего выдающегося современника композитора Александра Чайковского "Слово о походе Игоревом, сына Святослава, внука Олегова" (драматическая симфония для чтеца, альта, симфонического и русского народного оркестров), который написал его специально для наших двух коллективов. Событие обещает быть интересным не только для нас, но и для всего нашего вида искусства. Впервые в истории Фестиваля появилась образовательная программа (академия) для исполнителей на народных инструментах. Ещё в рамках фестиваля прошла очень интересная конференция «Народные инструменты: возможности по востребованности на музыкальном рынке и сохранение уникальности», в которой активное участие приняло и Профессиональное сообщество деятелей национального академического исполнительского искусства. Это наше сообщество давно занимается вопросами самоопределения и идентификации исполнительского искусства и сегодня, наверное, настало время это всерьез обсуждать.

21 февраля состоится Круглый стол по народным инструментам на тему "Развитие исполнительства в сфере национального академического искусства (менеджмент, репертуар, терминология).

Сегодня сама культура требует от нас чёткого разделения народного и академического искусства. Того искусства, которое передается из уст в уста, от сердца к сердцу и того, которое уже давно определено, как композиторское профессиональное академическое искусство.

- Что значит разделение?

- Я говорю только о необходимости осознания этого разделения. Никто не собирается ничего на самом деле разграничивать, помечать свои территории и яростно их отстаивать, нет! Мы должны просто определить, кто чем занимается и что развивает, чтобы не смешивать одно с другим. Разумеется, всем цветам нужно дать цвести! Но называть эти цветы необходимо своими именами. Мы все в музыкальной среде понимаем, что в сути, в самой сердцевине, в глубине нашего национального искусства, наших традиций мы коренимся как могучее дерево русской культуры, которое разрастается ввысь разными ветвями.

Сегодня очень важно понимать, в каком направлении кто движется. Слушатель, сидящий в зрительном зале, должен знать, что он сейчас слушает. Он ведь ничего не потеряет, если будет помнить, что его любимую песню, скажем, «На побывку едет...» написал не народ, а замечательный русский композитор Александр Аверкин.

Где проходят эти границы, чем отличается народное творчество от профессионального исполнительства, в чем особенности того и другого? Вот на эти все вопросы, прежде всего ради нашего слушателя, нам следует постараться отыскать ответы. И, конечно, эти ответы, понимание этих процессов не должны причинить никакого вреда народному творчеству и как-то обеднить профессиональное искусство. Но сдаётся мне, что именно в этом понимании и коренится способ разрешения многих насущных наших проблем: Кто мы в современной культуре? Где наше место в сегодняшнем искусстве? Какой он, наш слушатель?

- Со слушателем-то у вас, насколько я знаю, проблем никаких...

- Мы нашего слушателя любим. И он нас любит... Это чувствуется. Но всегда ощущается, что нас разделяет рампа. Слушателю всегда хочется приблизиться к нам, поблагодарить, обнять, подарить цветы... Как бы познакомиться с нами поближе. На наших концертах не всегда бывают аншлаги в силу разных причин. И в этих случаях иногда бывает полезно помнить об этой зрительской любви, иначе такие концерты, наверное, проходили бы по-другому... В качестве примера я позволю себе вспомнить такую курьёзную ситуацию: несколько лет назад мы были на гастролях в Германии, и один из наших концертов проходил в городе Брауншвейге. На этом концерте оказалось всего четыре человека. Это были близкие друзья наших музыкантов. Мы не стали отменять наш концерт, у нас даже мысли такой не возникло. Всё -таки люди ждали, скучали, надеялись нас послушать... мы с удовольствием сыграли всю программу, но постарались выяснить причину такой «необязательной явки». Оказалось, что зрителей организаторы разделили на две группы, которые никак не были согласованы между собой. Каждая из них пребывала в полном убеждении, что на сегодняшний концерт должна пойти другая группа…и получилось, что на концерт не пришла ни одна из них. Этот ситуация свидетельствует о том, что мы в ансамбле дорожим каждым нашим слушателем, остаемся ему верны.

- Дмитрий Сергеевич, когда вы говорите о разделении или о понимании слушателем того, что он сейчас слушает, это ведь задачи, скорее всего, просветительские... А как в ансамбле обстоят дела с этой миссией?

- К слову, меня пригласили вступить в новую организацию, которая сейчас формируется. Она называется «Совет отцов». Я — отец двух дочерей, и моё отношение к просвещению касается лично моей ответственности перед тем поколением, которое приходит в ансамбль «Россия», чтобы получить какие-то знания, опыт, умения... В стенах нашего ансамбля зародился в этом году новый культурно-просветительский проект под названием «Школа музыкального лидера». Он направлен во многом на формирование профессионального самосознания музыканта-исполнителя, на его умение находиться в этом современном культурном пространстве, представлять себя обществу, организаторам концертов. Мы даем представление о том, как сформировать свое портфолио, научиться вести себя на сцене. Это очень важные моменты для исполнителя, о которых мало кто задумывается всерьёз в музыкальной среде. Мы стараемся передавать все эти знания вместе с лучшими традициями, которые сами стараемся сохранять в нашем искусстве.

- А как это возможно — передать традицию?

- Допустим, мы обучаем человека игре на баяне. Первое, что мы делаем, учим его извлекать звук посредством технических возможностей инструмента. Для этого существует методика. Скажем так, некая «таблетка»... Однако, следует понимать, что одна и та же таблетка, обладающая одними и теми же свойствами и составом, но выписанная разными врачами, не одинаково подействует на одного и того же пациента. То же самое можно сказать и о методике. Мы учим, как правильно задеть медиатором струну, зажать струну на грифе или как правильно вести мех, но традиция и заключается ведь именно в этом вопросе: для чего все эти умения исполнителю нужны? Для чего он стремится освоить все эти средства? Что он захочет выразить при помощи своего мастерства? Вот в этом и коренится сама традиция.

 - В ансамбле как-то по-особому подготовились к Году театра?

- Ни для кого не секрет, что в репертуаре ансамбля уже несколько лет существуют спектакли, театрализованные концертные программы, сценические композиции и многое другое, что говорит о прочном присутствии театра в жизни ансамбля «Россия». Это одно из важнейших направлений нашего коллектива, которое мы намерены развивать и уделять особое внимание в год театра. Мы запланировали на этот год порядка 10 премьер новых театрализованных представлений и спектаклей. На мой взгляд, внедрение каких - либо интересных художественных направлений в какое-то отдельно взятое искусство будет его только обогащать и развивать. Когда, скажем, музыка становится важнейшим элементом театра, тогда и сам театр становится музыкой. Кстати, ведь и ансамбль «Россия» в свое время создавался как некое синтетическое с точки зрения искусства явление.

А уж если говорить именно о встрече Года театра, то для нас большой честью стало приглашение поучаствовать в крупномасштабном фестивале «Путешествие в Рождество», который был посвящён как раз Году театра. В этом году впервые Тверскую улицу сделали пешеходной для этого фестиваля. В нем приняли участие более 150 театральных и музыкальных коллективов со всего мира.

Ансамбль «Россия» представил свою недавнюю премьеру спектакля «Серебряное копытце» по сказам Павла Бажова: «Ключ земли», «Серебряное копытце» и «Огневушка Поскакушка». Эти сказки прозвучали в исполнении нашего режиссёра и актера Вячеслава Корниченко в сопровождении ансамбля. А лауреат Московской и Берлинской недель искусств, художник Лилия Чистина, украсила эту сказку живыми иллюстрациями из песка, которые создавались прямо на глазах у зрителей. В спектакле прозвучали самые яркие «самоцветы» из сокровищницы академической русской музыки, наполнившие повествование образностью и колоритом настоящей русской сказки.

- Значит, и в театре ансамбль нашел свое место? Я задаю этот вопрос от своего изумления: сколько же талантов и возможностей спрятано в этом небольшом музыкальном коллективе?! Год кино ансамбль встречал с Оскаром за саундтрек к фильму «Отель Гранд Будапешт», Год экологии — гастрольным туром по самым отдаленным уголкам России... и Год тетра ансамбль встретил театральным фестивалем... Так ведь и до «Золотой маски» недалеко.

- Даже ближе, чем кажется! (Смеётся) Мы получили приглашение выступить в 2018 году на церемонии закрытия театрального фестиваля «Золотая Маска», что очень убедительно определяет современное лицо нашего ансамбля. Во время церемонии закрытия прозвучит музыка из нашей композиторской лаборатории «Открытый космос» под руководством Дмитрия Курляндского. Это также для нас очень важно. Ведь сейчас в нашем исполнительском академическом искусстве идет период интеграции в современное культурное пространство, и мы должны это понимать. Здесь важно не просто не растерять всё лучшее, что было накоплено предыдущими поколениями, но и взять на себя ответственность за будущие поколения, которое будет развивать наше искусство. 

Здесь традиции, о которых мы так часто и много любим говорить, когда речь заходит о национальном искусстве, надо определить не на место некой ценности, которую жалко выбросить, а сохранить эту ценность с просветительской точки зрения. Надо понимать, что и сегодня формируются те традиции, которые будут лежать в основе завтрашней культуры.

Здесь будет уместно вспомнить о Николае Николаевиче Калинине, выдающемся музыканте и общественном деятеле. Он сыграл огромную роль в деле сохранения нашего искусства в самые нелёгкие для культуры переходные годы в нашей стране. Более 20 лет он проработал Художественным руководителем и главным дирижёром в Осиповском оркестре. Его слова об этом оркестре очень во многом характеризуют тот сценический вид искусства, которым мы занимаемся. Он говорил: «Мы не просто оркестр, мы - театр народной музыки». Говоря так, он, сам того не ведая, заглянул на много-много лет вперед. И вот сегодня, когда появляется взаимопроникновение этих видов искусства: театра и музыки, рождается что-то интересное, новое, уникальное и нам это очень нравится.

- Вы даже не представляете, как радостно слышать от вас хорошие новости! Даже настроение поднимается.

- Не могу не поделиться с вами еще одной хорошей новостью. В этом году мы не только полны энтузиазма и мечтаний, у нас еще и появилась возможность все наши планы осуществить. Это произошло благодаря нашему учредителю - Министерству культуры России. Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ о расширении списка получателей грантов в области культуры и искусства, инициатором которого стало Министерство культуры. В этот список вошёл ансамбль «Россия» имени Людмилы Зыкиной, и в этом году мы стали грантополучателем. Это поможет нам поправить материально-техническую базу, отремонтировать музыкальные инструменты, пошить новые костюмы, заняться рекламой. Мы давно уже мечтали обзавестись своей студией звукозаписи и записывать компакт-диски. Теперь это стало возможно. Это очень актуальная сегодня для нас поддержка!

Текст и фото предоставлены пресс-службой ГАРНА «Россия»

http://russia-ensemble.ru

20.02.2018



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей