• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


06.05.2018

Кельтской арфе доступны все жанры

Задолго до рождения ребенка родители задумываются над его именем, ищут, спорят. Мода на имена возникает не вдруг, не случайно. Сегодняшняя популярность таких имен, как, например, Нестор, Мирон, Агафья, Ефросинья, Марфа, –  это не прихоть нынешних родителей, но естественное желание прикоснуться к чему-то вечному, таинственному и прекрасному, оживить забытое, вернуть потерянное. Какой нам представляется Россия, какие образы вызывает в памяти? Кто-то припомнит фантастическую картину несущейся стремглав птицы-тройки, Руси у Гоголя. Чье-то воображение нарисует поэтичные пейзажи Тютчева или Левитана. Музыкальные ассоциации рождаются реже, их сложнее запечатлеть в слове, но вслушайтесь в пушкинские строки: «Свирели звук унылый и простой слыхали ль вы?» Или: «На лире лёгкой и небрежной старинны были напевать…» А вот еще одна пушкинская строка: «Теперь мила мне балалайка». Духом «старины глубокой» веет от самих названий – свирель, лира, балалайка, а пушкинский язык добавляет им загадочные нотки.

Погружаясь в историю музыки, мы отправляемся в увлекательное странствие. Мы путешествуем во времени, перемещаемся в пространстве. «Музыка похожа на океан, а музыкальные инструменты подобны островам, разбросанным в океане», – считал прославленный испанский гитарист Андрес Сеговия. Бывают острова крупные, бывают поменьше. Встречаются затерянные и вовсе необитаемые. Даже страшно представить, сколько было бы на музыкальной карте мира неизвестных островов, если бы не горячий энтузиазм исследователей-первооткрывателей. Один из самых заслуженных – Василий Васильевич Андреев. Именно благодаря его неуёмной энергии и самобытному таланту мир узнал и полюбил русские народные инструменты. Впрочем, народными эти инструменты можно считать весьма условно. Одни из них были значительно усовершенствованы, другие реконструированы. Народные инструменты теперь изготавливают профессиональные мастера, музыку для народных инструментов пишут профессиональные композиторы, а исполняют ее профессиональные музыканты, так правомерно ли говорить сегодня о народной музыке?

Сегодня интерес к инструментам разных национальных традиций очень высок. Это подтверждают новые конкурсы, фестивали, творческие и образовательные инициативы, расширение репертуара, усовершенствование самих инструментов. «Музыкальный Клондайк» обращается к теме народных музыкальных традиций. Мы попытаемся понять, что делает русскую музыку «русской», разобраться, где спрятана та живая интонация, благодаря которой с такой легкостью угадывается национальная принадлежность музыкального произведения, постичь, что стоит за словами Глинки: «Народ сочиняет музыку, мы, композиторы, только аранжируем ее».

 

Ольга ПАцук_фото Константина Воронова

Ольга Пацук, руководитель Московской школы кельтской арфы, основатель и организатор Международного фестиваля кельтской арфы в Москве.

 - В начале весны в Москве прошел VII международный фестиваль кельтской арфы «АрфаVita». Идея организации подобного мероприятия впервые пришла в голову Анастасии Сергеевой, руководителю Школы кельтской арфы в Санкт-Петербурге. В Ирландии и Шотландии фестивали кельтской арфы проходят регулярно, а вот в России «АрфаVita» является, по сути, уникальным проектом, единственной в своем роде площадкой для людей, влюбленных в ирландскую арфу. За семь лет существования фестиваля мы познакомили наших зрителей с музыкантами со всего мира. К нам приезжали виртуозы из Ирландии, Шотландии, Англии, Франции, Аргентины, Венесуэлы, Италии. Участники фестиваля могли не только насладиться игрой, но перенять их исполнительский опыт на мастер-классах. Юные таланты выступают в бесплатном детском концерте. Кроме того, мы стараемся знакомить наших зрителей с кельтскими арфами разных мастеров, для этого у нас проходят интерактивные выставки. На прошлом, VI фестивале в подобной выставке участвовали даже африканская и кристальная арфы! Мы очень ценим и любим наших зрителей, поэтому стараемся удивлять их.

Ещё недавно кельтская арфа воспринималась в России, как экзотика, но постепенно рос интерес к кельтской культуре, музыке. Аудитория нашего фестиваля очень разнообразна. Это представители самых разных профессий и возрастных категорий. Арфа – инструмент, привлекающий очень многих. Всех, кого вы встретите у нас на фестивале, объединяют позитивный взгляд на жизнь, открытость и чуткость. Наверно, иначе они бы не стали искренними почитателями музыки. И, конечно же, очень приятно из года в год видеть не только новые лица, но и «старожилов» фестиваля. К нам уже семь лет приезжает девушка из Воркуты и молодой человек из Калининграда. Ну, а постоянных участников из Санкт-Петербурга и Москвы не счесть!

У нас есть и мастер-класс для начинающих, который провожу я. Научиться играть на арфе за 45 минут, конечно, невозможно, но попробовать себя в этом деле и получить информацию для размышления участники успевают. В России нет ни одного государственного учебного заведения, где преподавалась бы кельтская арфа. Все обучение происходит силами энтузиастов. Школа кельтской арфы – первое негосударственное учебное заведение, где можно овладеть этим искусством.

Арфа – инструмент не дешевый, и так как он сравнительно недавно появился в России, его приобретение еще несколько лет назад было непростой задачей. Сейчас в России появились мастера, изготавливающие арфы, а несколько лет назад питерская фабрика Resonance harps начала производство кельтских арф, которые сегодня по качеству вполне могут соперничать с ведущими мировыми брендами. Что же касается репертуара, начинающие арфисты осваивают, прежде всего, народные мелодии – все-таки необходимо отдать дань истории и происхождению инструмента. Кельтской арфе доступны самые разные стили – от фолка до классики, от рока до джаза но они требуют уже более уверенного владения инструментом.

Татьяна ЦВЕТКОВСКАЯ

Фото Констатнтина ВОРОНОВА

ПРОДОЛЖЕНИЕ ►►►►►

 

06.05.2018



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей