Новости


Подписка RSS    Лента RSS


25.05.2018

Инга Кутянская: "Перестать стесняться собственной культуры"

Инга Кутянская

Проекты продюсера Инги Кутянской имели настоящий успех в России и за ее пределами. Ею был создан блистательный балетный конкурс «Майя», в годы ее директорства достиг пика популярности ансамбль «Терем-квартет». Инга Кутянская - один из немногих арт-менеджеров, способных реализовывать самые смелые идеи и преодолевать любые трудности.

В ноябре в Санкт-Петербурге откроется Первый международный конкурс ансамблей «Национальная коллекция». Расскажите про это событие, в чем его уникальность?

Что такое «коллекция»? Это собрание лучшего, наиболее ценного. Первый тур заочный, участники присылают видеоматериалы. Во втором туре нужно исполнить музыкальную визитную карточку коллектива и классическое произведение или обработку классики, это свободная программа. В третьем туре участники играют три произведения в общей сложности 20 минут. Первое из них - это музыка, написанная не  ранее 2000 года. Второе - представление музыкантов ансамбля о музыке XXI века, назовем её актуальной музыкой, и третье - это медленное произведение. Мы все прекрасно знаем, что можем занимать зрителя беглой игрой, но лакмусовая бумажка - это кантиленная музыка. Все конкурсные прослушивания будут проходить в Капелле, а Гала-концерт, в котором победители выступят вместе с потрясающими музыкантами – членами жюри конкурса, состоится в Большом зале Петербургской Филармонии в день открытия Международного культурного форума. Мы хотим услышать музыкальный язык будущего, «прорубить новые музыкальные окна», понять, чем сейчас живут молодые музыканты, как они мыслят. Также отмечу, что мы приветствуем участие ансамблей, в которых хотя бы один инструмент – народный, потому и название - «Национальная коллекция». Звучание таких инструментов добавляет колорит, краску, живую кровь. Мы живём в многонациональной стране, мы ждём чуда, которое нам подарит многокрасочный музыкальный язык, мы хотим превратить конкурс в сказочный молодёжный музыкальный форум. Это конкурс для смелых, свободных, дерзких. Но при этом, как в балете, 32 фуэте, владение техникой, никто не отменял! Свое лицо участники продемонстрируют нам во втором туре, а третий тур - это свобода, мысль, идея, новый взгляд. Прошлый век прошел в стиле кроссовер, но, я считаю, что кроссовер исчерпал себя. Соединение музыки Шаинского и Моцарта - это тупик. Мы упёрлись в стену. Будущее за композиторской, авторской музыкой. Будущее за профессионалами.

- В Санкт-Петербурге открывается проект «Царица песня», который посвящён народной музыке в исполнении академических музыкантов. В чём прелесть таких соединений?

Этот проект – ода народной песне. Все мы выросли на колыбельных, которые понятны любому человеку, такая песня легко и просто входит в сознание и проходит через всю его жизнь. В нашем проекте народная песня перенесена на академическую сцену и исполняется выдающимися оперными певцами, которые при помощи профессионального мастерства потрясающе передают всю её суть и красоту. Один концерт будет посвящён русской народной песне, а другой - многонациональной. 

- Что, на ваш взгляд, сейчас происходит с русской народной культурой?

- Мы истоптали нашу русскую песню. Вот, например, у меня живут друзья в Сербии, там у молодых людей есть игра, они собираются и поют народные песни, тот, кто споёт самую старинную – выиграет. Представляете, какой интерес к своей культуре? Мы, благодаря нашей 70-летней советской истории и жутчайшей деятельности наших популярных музыкантов, втоптали нашу песню в землю. И зомбоящик сделал свое дело. Или же вторая крайность, когда фольклористы обязывают петь аутентично ту музыку, которая существовала в разных регионах, а это зачастую непонятно слушателю. На фестивале мы хотим показать всё достоинство и красоту русской народной песни в исполнении лучших мастеров оперной сцены. 

- Какие национальные культуры будут представлены в концертах проекта?

- Русская - от величия сермяжной песни до хора из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин». Пройдём через музыку композиторов - Гаврилина, Свиридова, Чайковского, тех, кто сделал из народной профессиональную академическую музыку. В конце концерта фольклористы уведут зрителей на улицу, чтобы исполнить кадриль. Мы хотим, чтобы в финале запел зритель. И 11 июня, в преддверии дня России, второй концерт, где мы представим русские, армянские, узбекские, аргентинские, итальянские, еврейские, испанские песни. Мы живём в многонациональном государстве и на планете Земля и любим культуры друг друга.

- И, всё-таки, почему сейчас нет масштабной, массовой любви к русской песне?

- Мы немножко испорчены нынешним «глянцевым временем». Все красивые, модные. Пропала какая-то самобытность. И я делаю всё, чтобы у зрителей была возможность окунуться туда, откуда мы все родом. Я часто думаю, как нам сделать так, чтобы мы перестали стесняться собственной культуры? 

- Скажите, как вам удалось воплотить идею о  контрабас-балалайке как сольном инструменте? 

- Это Михаил Дзюдзе перевел инструмент из ансамблевого в ранг солирующих. Впервые в истории музыки композиторы стали писать музыку для контрабас-балалайки, так как произведений для этого необычного инструмента практически нет. Можно смело говорить, что Дзюдзе – лучший контрабас-балалаечник на сегодняшний день, тот репертуар, который для него пишут композиторы, технически не может исполнить никто.

- Возникают сложности с подбором репертуара?

- Когда мы только начинали, репертуар собирался из «шлягерных» тем и при помощи наших коллег. Прошло немного времени и композиторы – Евгений Петров, Бронислав Семичев, Сергей Евтушенко, Антон Танонов и другие замечательные авторы – сами стали предлагать написать музыку, ведь появился новый сольный инструмент, у нас было ощущение, что композиторам самим уже наскучило писать для академических инструментов. Скоро выходит наш первый диск «Фильм-концерт». Сейчас на подходе семь премьер. За два года написано девять произведений, в том числе и для электронного контрабаса. В следующем году Михаил играет на Транссибирском фестивале, на фестивале у Юрия Башмета. Михаил невероятно талантливый музыкант. И желание только одно: хочется играть хорошую музыку с хорошими музыкантами. 

Беседовала Арина Деревесникова

Фото из личного архива И.Кутянской

 

25.05.2018



← интервью

Дети в мире старинной музыки

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Партнёры Музыкального Клондайка



Афиша + билеты

 
 
« Октябрь »
 
  
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234567 
 891011121314 
 15161718192021 
 22232425262728 
 293031     

Подписка RSS    Лента RSS


Все афиши



афиша