Новости |
Мамед Гусейнов: «Наш фестиваль стал неким генератором идей для Туркменистана»
В этом году выдающемуся туркменскому композитору Нуры Халмамедову могло бы исполниться 80 лет. Нет, пожалуй, ни одной области музыкального искусства, которой не коснулось бы перо Нуры Халмамедова – сочинения для симфонического оркестра, балет, камерно-инструментальные и вокально-симфонические произведения, пьесы для различных инструментов, которые благодаря таланту композитора «заговорили на туркменском языке». Вокальные циклы на слова Махтумкули, Молланепеса, народных певцов и поэтов ХIХ века, а также Сергея Есенина и Генриха Гейне, японских поэтов, сделали его имя известным далеко за пределами Туркменистана. Одно из знаковых событий в творчестве композитора – это создание, в стенах Московской консерватории, фортепианного опуса «Звуки дутара», посвящённого туркменскому народному музыканту, исполнителю на национальном инструменте дутаре – Мыллы Тачмурадову.
«Звуки дутара» - так называется и Московский международный фестиваль имени Нуры Халмамедова. Сегодня гость «Музыкального Клондайка» - основатель и арт-директор этого фестиваля Мамед Гусейнов.
- Благодаря вашему фестивалю многие в России узнали о таком замечательном композиторе, как Нуры Халмамедов. Расскажите, а как формировалось академическое искусство Туркмении?
- Академическое искусство Туркменистана очень молодо. Буквально до 30-х годов прошлого века на территории нашей страны не было ни консерваторий, ни каких-либо других музыкальных учебных заведений. Существовало лишь народное искусство, которое передавалось с помощью наставнической традиции, подчиненной древним законам. В каком-то смысле, наставническая традиция существует и до сих пор, но уже в рамках консерватории.
Когда Туркмения вошла в СССР, началось формирование в начале академических училищ, а потом уже и институтов. Конечно, за этой реформой образования последовало появление ярких композиторов из Туркмении. Самый пик пришелся на 60-е года – так называемые композиторы-шестидесятники, среди которых наиболее ярким и сильным является Нуры Халмамедов.
Его музыка так естественно и прочно вплетена в быт туркменского народа, что «Колыбельную» из фильма «Решающий шаг» матери поют детям, даже не подозревая о том, что музыка эта – авторская. Или другой пример: когда человек умирает, его провожают в последний путь под траурную мелодию Халмамедова из кинокартины «Горькая судьба».
Такой парадокс – казалось бы, симфоническая музыка не для всех, но в Туркмении симфонические сочинения Халмамедова звучат по телевидению и радио так часто, что их воспринимают как нечто родное.
- Продолжается ли сейчас та линия в искусстве, которую начал Нуры Халмамедов?
- Пожалуй, нет такого исполнителя в Туркмении – вокалиста, скрипача, пианиста и т.д., – кто бы не играл его музыку. Если мы говорим о композиторском русле, то здесь, конечно не все однозначно. Никто из композиторов не хочет повторять кого-то. Но, например, в профессиональной среде я часто слышу, как восхищаются именно легкостью и простотой его композиций – если мы взглянем на его оркестровки, то они и вправду окажутся простыми. Но в том и дело, что гений и простота всегда идут рука об руку. Халмамедов слишком простой и слишком сложный одновременно – такая парадоксальность. И все, наверняка, хотят добиться такой легкости написания.
- Как произошло ваше знакомство с творчеством Нуры Халмамедова? И как возникла идея создать фестиваль его имени?
- С его музыкой я познакомился еще в детстве. И тут сработала история «поделись со всеми тем, что ты знаешь, и что тебе нравится». Еще обучаясь в музыкальном училище в Санкт-Петербурге, я все время наигрывал своим друзьям его произведения. Неизменная реакция товарищей – какая красивая музыка, почему я не слышал ее раньше. После я включал произведения Халмамедова во все свои концерты и уже знакомил зрителей с его творчеством.
В 2015 году мы впервые провели «Звуки дутара» - тогда фестиваль был посвящен исключительно туркменской музыке. В рамках фестиваля исполнялись произведения как Халмамедова, так и других известных туркменских композиторов. На втором фестивале мы разнообразили музыкальную часть, а уже на третьем, в прошлом 2017 году, мы дополнили концепцию – теперь наш фестиваль посвящен именно академической национальной музыке композиторов, опирающихся в своем творчестве на фольклор. И, конечно, в России тоже есть такие композиторы. Нуры Халмамедов выступает как символ композитора, базирующегося именно на народной музыке.
- В рамках вашего фестиваля также проходит конкурс исполнителей, с обязательной программой – композиция эпохи барокко и произведение национальных композиторов, такое вот неожиданное сочетание. Чем вы это объясняете?
- Чем хороша национальная музыка – она подразумевает момент импровизации. Например, в нотах идет фиксация и хороший исполнитель понимает, что это просто знак, который необходимо оживить. Но есть и те, кто не может оторваться от эталонных записей. Ранее уже возникала мысль, что аудиозапись убьет искусство и, в какой-то степени это и произошло. Многие музыканты играют стерильно, тем самым просто повторяя за кем-то, и из-за этого академическое искусство испытывает некий кризис. Сейчас нужны такие композиторы, музыка которых не успела превратиться в эталонные записи.
На музыке барокко все зиждется, а национальная музыка дает нам простор – участники находят такие произведения, которые еще никто не исполнял. Во время нашего фестиваля исполнители знакомятся с новыми для себя композиторами, происходит взаимообмен произведениями. И в этом наша цель – международное общение.
- Ваш фестиваль включает в себя обширную программу мероприятий, от концертов до конференций. Чего удалось достичь за три года существования фестиваля «Звуки Дутара»?
- Изначальная идея популяризации музыки Нуры Халмамедова выросла в популяризацию национальной музыки любой страны. Наш фестиваль проходит под эгидой ЮНЕСКО и под патронажем Российской академии художеств.
В прошлом году в рамках фестиваля мы презентовали книгу президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова «Музыка мира, музыка дружбы и братства», основанную на истории туркменского певца и музыканта конца XIX начала XX века Шукура-бахши. Конечно, основной посыл книги – история Шукура-бахши в контексте политики нейтралитета, но в то же время в книге очень много исторических фактов, которые интересны как музыкантам, так и кинокритикам. Интересный факт – в 1962 Булат Мансуров снял фильм о подвиге этого музыканта, а композитором картины выступил как раз Нуры Халмамедов. Написанная в студенческие времена музыка к фильму "Состязание", была названа Чингизом Айтматовым "непридуманной музыкой, приносящей славу туркменской музыкальной культуре" и удостоена профессиональных и государственных наград. Кстати, Мансуров доснимал кадры фильма, чтобы не «резать» музыку Халмамедова, это очень редкое явление в истории кинематографа.
В прошлом году мы проводили конференцию «Взаимопроникновение национальных культур в контексте музыкального искусства». Было много интересных докладов, и мы выпустили сборник научных статей, который разошелся по всем центральным библиотекам России. Даже американский посол в Туркмении отвез экземпляр в библиотеку Конгресса. В последний раз аналогичная литература выпускалась еще в советские времена, после чего последовал вакуум.
Так получилось, что наш фестиваль стал неким генератором идей для Туркменистана. Когда мы создавали наш фестиваль, то столкнулись с тем фактом, что наши чиновники плохо представляли себе кто такой Нуры Халмамедов. Сейчас же, год 80-летия отмечается на государственном уровне. Впервые создали программу увековечивания: появились диски и книги.
И конечно не могу не отметить тот факт, что в этом году в Туркмении впервые пройдет фестиваль, посвященный творчеству Нуры Халмамедова, пока республиканского масштаба, но надеюсь, в будущем он разрастется, и будет иметь статус Международного.
- Что ожидает участников IV фестиваля «Звуки дутара»?
- В этом году в Туркмении объявлен год «Туркменистан: сердце великого Шелкового пути» и, так как база у нас туркменская, мы идем в ногу с нашей страной. В рамках фестиваля у нас пройдет конференция под названием «Великий Шелковый путь в истории развития музыкальной культуры: прошлое и современность».
Конечно, тематика докладов по данной теме достаточно обширна, ведь Шелковый путь простирался от Китая до Италии. Главная задача будущей конференции – диалог Востока и Запада.
Также мы планируем провести художественную выставку. Проведения выставок стала неотъемлемой часть нашего фестиваля. Например, в рамках второго фестиваля прошла масштабная выставка живописных и графических работ туркменских художников «Легенды Древнего Мерва: эволюция образа», в прошлом году прошла выставка народного художника СССР и Туркменистана Иззата Клычева, посвященная 95-летию непревзойденного мастера живописи. Для нас он олицетворяет живопись так же, как Нуры Халмамедов музыку. Имя художника, чью выставку мы проведем в этом году, пока не раскрываем.
И, конечно же, гостей нашего фестиваля ждет насыщенная концертная программа.
15.06.2018
Анонсы |
-07.12.24-
-17.12.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-