Новости


Подписаться на новости


15.06.2018

Мамед Гусейнов: «Наш фестиваль стал неким генератором идей для Туркменистана»

В этом году выдающемуся туркменскому композитору Нуры Халмамедову могло бы исполниться 80 лет. Нет, пожалуй, ни одной области музыкального искусства, которой не коснулось бы перо Нуры Халмамедова – сочинения для симфонического оркестра, балет, камерно-инструментальные и вокально-симфонические произведения, пьесы для различных инструментов, которые благодаря таланту композитора «заговорили на туркменском языке». Вокальные циклы на слова Махтумкули, Молланепеса, народных певцов и поэтов ХIХ века, а также Сергея Есенина и Генриха Гейне, японских поэтов, сделали его имя известным далеко за пределами Туркменистана. Одно из знаковых событий в творчестве композитора – это создание, в стенах Московской консерватории, фортепианного опуса «Звуки дутара», посвящённого туркменскому народному музыканту, исполнителю на национальном инструменте дутаре – Мыллы Тачмурадову.

«Звуки дутара» - так называется и Московский международный фестиваль имени Нуры Халмамедова. Сегодня гость «Музыкального Клондайка» - основатель и арт-директор этого фестиваля Мамед Гусейнов.

 
 

- Благодаря вашему фестивалю многие в России узнали о таком замечательном композиторе, как Нуры Халмамедов. Расскажите, а как формировалось академическое искусство Туркмении?

- Академическое искусство Туркменистана очень молодо. Буквально до 30-х годов прошлого века на территории нашей страны не было ни консерваторий, ни каких-либо других музыкальных учебных заведений. Существовало лишь народное искусство, которое передавалось с помощью наставнической традиции, подчиненной древним законам. В каком-то смысле, наставническая традиция существует и до сих пор, но уже в рамках консерватории.

Когда Туркмения вошла в СССР, началось формирование в начале академических училищ, а потом уже и институтов. Конечно, за этой реформой образования последовало появление ярких композиторов из Туркмении. Самый пик пришелся на 60-е года – так называемые композиторы-шестидесятники, среди которых наиболее ярким и сильным является Нуры Халмамедов.

Его музыка так естественно и прочно вплетена в быт туркменского народа, что «Колыбельную» из фильма «Решающий шаг» матери поют детям, даже не подозревая о том, что музыка эта – авторская. Или другой пример: когда человек умирает, его провожают в последний путь под траурную мелодию Халмамедова из кинокартины «Горькая судьба».

Такой парадокс – казалось бы, симфоническая музыка не для всех, но в Туркмении симфонические сочинения Халмамедова звучат по телевидению и радио так часто, что  их воспринимают как нечто родное.

- Продолжается ли сейчас та линия в искусстве, которую начал Нуры Халмамедов?

- Пожалуй, нет такого исполнителя в Туркмении – вокалиста, скрипача, пианиста и т.д., –  кто бы не играл его музыку. Если мы говорим о композиторском русле, то здесь, конечно не все однозначно. Никто из композиторов не хочет повторять кого-то. Но, например, в профессиональной среде я часто слышу, как восхищаются именно легкостью и простотой его композиций – если мы взглянем на его оркестровки, то они и вправду окажутся простыми. Но в том и дело, что гений и простота всегда идут рука об руку. Халмамедов слишком простой и слишком сложный одновременно – такая парадоксальность. И все, наверняка, хотят добиться такой легкости написания.

 
Дарья Рубанова, Старший хор ДМШ № 64 под руководством Валерии Горюновой
 

- Как произошло ваше знакомство с творчеством Нуры Халмамедова? И как возникла идея создать фестиваль его имени?

- С его музыкой я познакомился еще в детстве. И тут сработала история «поделись со всеми тем, что ты знаешь, и что тебе нравится». Еще обучаясь в музыкальном училище в Санкт-Петербурге, я все время наигрывал своим друзьям его произведения. Неизменная реакция товарищей – какая красивая музыка, почему я не слышал ее раньше. После я включал произведения Халмамедова во все свои концерты и уже знакомил зрителей с его творчеством.

В 2015 году мы впервые провели «Звуки дутара» - тогда фестиваль был посвящен исключительно туркменской музыке. В рамках фестиваля исполнялись произведения как Халмамедова, так и других известных туркменских композиторов. На втором фестивале мы разнообразили музыкальную часть, а уже на третьем, в прошлом 2017 году, мы дополнили концепцию – теперь наш фестиваль посвящен именно академической национальной музыке композиторов, опирающихся в своем творчестве на фольклор. И, конечно, в России тоже есть такие композиторы. Нуры Халмамедов выступает как символ композитора, базирующегося именно на народной музыке.

- В рамках вашего фестиваля также проходит конкурс исполнителей, с обязательной программой – композиция эпохи барокко и произведение национальных композиторов, такое вот неожиданное сочетание. Чем вы это объясняете?

- Чем хороша национальная музыка – она подразумевает момент импровизации. Например, в нотах идет фиксация и хороший исполнитель понимает, что это просто знак, который необходимо оживить. Но есть и те, кто не может оторваться от эталонных записей. Ранее уже возникала мысль, что аудиозапись убьет искусство и, в какой-то степени это и произошло. Многие музыканты играют стерильно, тем самым просто повторяя за кем-то, и из-за этого академическое искусство испытывает некий кризис. Сейчас нужны такие композиторы, музыка которых не успела превратиться в эталонные записи.

На музыке барокко все зиждется, а национальная музыка дает нам простор –  участники находят такие произведения, которые еще никто не исполнял. Во время нашего фестиваля исполнители знакомятся с новыми для себя композиторами, происходит взаимообмен произведениями. И в этом наша цель – международное общение.

 
Мамед Гусейнов
 

- Ваш фестиваль включает в себя обширную программу мероприятий, от концертов до конференций. Чего удалось достичь за три года существования фестиваля «Звуки Дутара»?

- Изначальная идея популяризации музыки Нуры Халмамедова выросла в популяризацию национальной музыки любой страны. Наш фестиваль проходит под эгидой ЮНЕСКО и под патронажем Российской академии художеств.

В прошлом году в рамках фестиваля мы презентовали книгу президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова «Музыка мира, музыка дружбы и братства», основанную на истории туркменского певца и музыканта конца XIX начала XX века Шукура-бахши. Конечно, основной посыл книги – история Шукура-бахши в контексте политики нейтралитета, но в то же время в книге очень много исторических фактов, которые  интересны как музыкантам, так и кинокритикам. Интересный факт – в 1962 Булат Мансуров снял фильм о подвиге этого музыканта, а композитором картины выступил как раз Нуры Халмамедов. Написанная в студенческие времена музыка к фильму "Состязание", была названа Чингизом Айтматовым "непридуманной музыкой, приносящей славу туркменской музыкальной культуре" и удостоена профессиональных и государственных наград. Кстати, Мансуров доснимал кадры фильма, чтобы не «резать» музыку Халмамедова, это очень редкое явление в истории кинематографа.

В прошлом году мы проводили конференцию «Взаимопроникновение национальных культур в контексте музыкального искусства». Было много интересных докладов, и мы выпустили сборник научных статей, который разошелся по всем центральным библиотекам России. Даже американский посол в Туркмении отвез экземпляр в библиотеку Конгресса. В последний раз аналогичная литература выпускалась еще в советские времена, после чего последовал вакуум.

Так получилось, что наш фестиваль стал неким генератором идей для Туркменистана. Когда мы создавали наш фестиваль, то столкнулись с тем фактом, что наши чиновники плохо представляли себе кто такой Нуры Халмамедов. Сейчас же, год 80-летия отмечается на государственном уровне. Впервые создали программу увековечивания: появились диски и книги.

И конечно не могу не отметить тот факт, что в этом году в Туркмении впервые пройдет фестиваль, посвященный творчеству Нуры Халмамедова, пока республиканского масштаба, но надеюсь, в будущем он разрастется, и будет иметь статус Международного.

 
 

- Что ожидает участников IV фестиваля «Звуки дутара»?

- В этом году в Туркмении объявлен год «Туркменистан: сердце великого Шелкового пути» и, так как база у нас туркменская, мы идем в ногу с нашей страной. В рамках фестиваля у нас пройдет конференция под названием «Великий Шелковый путь в истории развития музыкальной культуры: прошлое и современность».

Конечно, тематика докладов по данной теме достаточно обширна, ведь Шелковый путь простирался от Китая до Италии. Главная задача будущей конференции – диалог Востока и Запада.

Также мы планируем провести художественную выставку. Проведения выставок стала неотъемлемой часть нашего фестиваля. Например, в рамках второго фестиваля прошла масштабная выставка живописных и графических работ туркменских художников «Легенды Древнего Мерва: эволюция образа», в прошлом году прошла выставка народного художника СССР и Туркменистана Иззата Клычева, посвященная 95-летию непревзойденного мастера живописи. Для нас он олицетворяет живопись так же, как Нуры Халмамедов музыку. Имя художника, чью выставку мы проведем в этом году, пока не раскрываем.

И, конечно же, гостей нашего фестиваля ждет насыщенная концертная программа.

Беседовала Александра САЙДОВА
Фото из личного архива М.Гусейнова
 

15.06.2018



← интервью

Третий звонок

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Афиша + билеты

Афиша + билеты

 
 
« Декабрь »
 
  
ПнВтСрЧтПтСбВс
      12 
 3456789 
 10111213141516 
 17181920212223 
 24252627282930 
 31       

Подписка RSS    Лента RSS


Все афиши






афиша

 

 
Рассылка новостей