• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


21.06.2018

Ольга Бер: "Мы существуем по законам живого организма"

Ольга Бер

Продолжаем рассказывать о лауреатах ежегодной премии «Музыкального Клондайка» «Синергия социального служения». Ольга Бер – генеральный директор Российской гильдии пианистов-концертмейстеров, концертмейстер, музыкант, педагог, дипломант международных конкурсов, организатор творческих проектов. Российская гильдия пианистов-концертмейстеров – уникальное объединение профессионалов, без которых немыслима ни концертная жизнь, ни учебный процесс в музыкальных образовательных учреждениях любого уровня – от школы искусств до консерватории. И в то же время представители этой замечательной и необходимой профессии всегда находятся словно бы «на втором плане», ведь на первом плане на концерте будет солист, а в учебном классе – педагог. И, наверное, практически все, кто поступает на фортепианные факультеты и отделения, видят себя в будущем либо концертирующими солистами, либо преподавателями фортепиано, ведь здесь престиж профессии представляется более высоким. Гильдия пианистов-концертмейстеров успешно преодолевает устоявшиеся стереотипы и открывает новые горизонты, вне всякого сомнения, одной из самых, если не самой-самой, востребованной музыкальной специальности.

- Ольга, как бы вы определили статус Российской гильдии пианистов-концертмейстеров? Вы кто – общественное объединение, профсоюз, творческий союз или все вместе?

- Все термины подходят. Общественная организация – это очевидно. Это тот статус, который прописан у нас в уставе. Профсоюз – это идея, ради которой мы все затевали. Творческий союз – безусловно, ведь именно творческие люди объединены в этой организации.

- Расскажите немного об истории создания Гильдии. Каковы основные цели и задачи?

- История началась в стенах Музыкального академического училища при Московской консерватории П.И. Чайковского, в знаменитой Мерзляковке, где встретились два концертмейстера этого музыкального учреждения – я и Мария Баранкина. Как многие хорошие истории, наша история началась в буфете. Мы с Марией обсуждали неприятную ситуацию, произошедшую с одним из концертмейстеров. К сожалению, есть некий устоявшийся стереотип, что когда всё хорошо – то это заслуга замечательного солиста, а плохо – виноват концертмейстер. Как раз ситуация с тем концертмейстером была подтверждением этого дурацкого «правила». В процессе обсуждения мы с Марией задумались, занимается ли кто-то помощью концертмейстерам в решении статусных и финансовых вопросов. Так и зародилась идея создать организацию, объединяющую концертмейстеров. Дальше –  подготовительная работа, в которой нам помогала Тамара Васильевна Паршина, занимавшаяся, в том числе, Рахманиновским обществом. Поскольку она уже занималась юридическим оформлением организации, мы обращались к ней именно за помощью в составлении необходимой документации. И, конечно, были люди, знающие юридическую сторону оформления документов. На этапе оформления документации нам очень помогли гранты общественного благотворительного Фонда «Русское исполнительское искусство» под руководством Валерия Иосифовича Вороны. Потребовалось немало лет, чтобы о Гильдии узнали наши коллеги в разных городах от Камчатки до Калининграда, и география продолжает расширяться. Огромную помощь оказывает интернет. Мы делаем информационные рассылки, и в этом нам активно помогает МК «Арт-Центр Плюс». С одной стороны, сформировался «костяк» Гильдии – это те люди, которые из года в год участвуют в наших мероприятиях. С другой стороны – мы существуем по законам живого организма.  А значит, некоторые приходят и остаются с нами надолго, а некоторые со временем по различным причинам уходят из нашей Гильдии.

Ольга Бер и Наталья Белькова

Ольга Бер и Наталья Белькова

Наша организация тем хороша – хотя некоторые могут посчитать это и за минус, - что у нас все руководители, занимающиеся всеми вопросами и делами Гильдии, продолжают свою профессиональную деятельность. Так было на первом этапе существования Гильдии –  помимо концертмейстерской работы, Мария Баранкина занималась продюсированием, организацией концертов и творческих мероприятий и параллельно занимала пост генерального директора Гильдии. Я же работала концертмейстером в Московской консерватории и училище, занималась педагогической деятельностью, при этом занимала должность исполнительного директора Гильдии и курировала творческий процесс. И на сегодняшний день, после того, как Марии не стало (Прим. редакции – Мария Баранкина скончалась 31 января 2014 года), я совмещаю пост генерального директора со своей обширной творческой деятельностью. Конечно, мне нужен был помощник, и им стала моя коллега, доцент Московской консерватории Наталья Белькова, занявшая пост исполнительного директора. Мы - общественная организация, и всю работу по Гильдии выполняем бескорыстно из любви к профессии. Объем работы большой,  и количество постоянно растет. Поэтому с этого года в нашей команде появилась помощница – Ирина Маштакова. Она очень активно влилась в рабочий процесс и её помощь, в том числе при подготовке основного нашего детища – Школы концертмейстерского мастерства, неоценима, за что ей большое спасибо.

Когда мы подходим к организации таких серьёзных мероприятий, как Школа, дела Гильдии для меня становятся приоритетными. В период подготовки и во время её проведения, я стараюсь не брать на себя никакую другую работу. Ведь идёт колоссальная физическая, моральная и временная нагрузка. Именно поэтому мы проводим нашу школу в январе, во время студенческих каникул.

- Кто может стать членом Гильдии?

- Любой пианист-концертмейстер. Мы никого не ограничиваем, главное, чтобы человеку это действительно было нужно и интересно. Конечно, приходят люди разного профессионального уровня и статуса. Но ведь для этого мы и объединяемся – повысить свой профессионализм, захотеть быть лучше. Никто не знает предела своих возможностей развития и совершенствования. Ты растёшь во время работы, во время своих занятий и творческого поиска. Кстати, я могу сказать, что среди членов Гильдии есть несколько не пианистов. Существует такая категория творческих работников – концертмейстеры-иллюстраторы,  по профессиональному реестру записанные именно как концертмейстеры. Это могут быть певцы или инструменталисты, сопровождающие работу в классе концертмейстерского искусства.

- Существуют ли отделения Гильдии в других городах, регионах?

- У нас не то, что отделения, скорее ячейки, получившиеся естественным путём. То есть, несколько человек из одного города вступили в Гильдию, и произошло некое объединение коллег уже на месте. С их помощью организуются курсы повышения квалификации для концертмейстеров этого региона, концерты. Мы стараемся поддержать наших коллег на местах, рекомендуем туда преподавателей, за которых можем поручиться, или же приезжаем сами.

- Этот процесс зависит от энтузиазма членов Гильдии?

- Да, безусловно. Люди, у которых есть потребность идти вперёд, у которых возникает желание совершенствоваться, а не сидеть в изолированном пространстве, находят возможность «завести» своих коллег. Особенно, если появилась какая-то идея. Вообще, именно на таких людях земля и держится. И рождаются совершенно потрясающие начинания. Например, года 4 назад на одном из конкурсов я познакомилась с концертмейстером из Читы – Галиной Бенкалюк. От меня она узнала о Гильдии и, заинтересовавшись, приехала к нам на Школу концертмейстерского мастерства. Дальше больше – благодаря своим усилиям, Галина смогла убедить руководство Забайкальского краевого училища искусств в необходимости организовать концертмейстерские курсы в Чите. Эти курсы повышения квалификации прошли в начале апреля 2018 года. Аналогичная ситуация произошла и в Петропавловске–Камчатском, благодаря Наталье Фоминой, концертмейстеру ДМШ № 6.

- Интересно, а происходят ли изменения в профессиональной жизни членов Гильдии и слушателей Школы концертмейстерского мастерства после посещения курсов?

- Конечно. Многие люди после посещения Школы говорят о сильнейшей эмоциональной и творческой встряске. У нас многогранные занятия: помимо мастер-классов с замечательными профессорами, мы предлагаем участникам и слушателям Школы посещать уроки интересных и ярких педагогов Москвы,  а также вечерние концерты в крупнейших столичных залах. Мы стараемся подарить им мощный поток знаний и навыков, которые нужно реализовывать. И те, кто действительно приехал за этим, по-новому начинают слышать себя, у них появляется стремление к творческому поиску и самосовершенствованию. Часто я слышу такие фразы в разговорах участников: «Я будто вновь окунулась в студенческие годы. С течением времени кое-что забылось, ухо «замылилось», а здесь на меня вновь нахлынула волна знаний, после чего хочется начать заниматься, восстановить  прежнюю форму и дальше развиваться».

Устанавливаются контакты, и часто общение продолжается и в дальнейшем. Более того, на Школе зачастую рождаются новые ансамбли.

И, конечно, достигая новых высот в профессии, концертмейстер поднимает свою самооценку. Благодаря этому и отношение к нему коллег на местах, безусловно, меняется.

- Каковы основные проекты Гильдии?

- В первую очередь, Школа концертмейстерского мастерства. Также мы проводим  концерты серии «Концертмейстер приглашает солиста».

Мы стремимся поддерживать коллег, обращающихся по вопросам методической помощи, проведения курсов повышения квалификации и отдельных мастер-классов. Мы стараемся рекомендовать в качестве педагогов именно тех, кто не только является замечательным концертмейстером, но и обладает педагогическим даром, то есть  может передать свой опыт и научить других. Прежде всего это касается и нашей Школы. Например, первый Почётный член Гильдии Важа Николаевич Чачава был великим концертмейстером и замечательным педагогом. Он бессменно вёл мастер-классы вплоть до своего ухода из жизни в 2011 году. Народный артист Российской Федерации, профессор Московской консерватории Александр Зиновьевич Бондурянский сотрудничает с нами с 2008 года. Также ежегодно принимает участие в наших занятиях профессор РАМ им. Гнесиных Мария Наумовна Бер. Спасибо всем замечательным профессорам, проводившим незабываемые мастер-классы высочайшего уровня в рамках нашей Школы концертмейстерского мастерства!

Александр Бондурянский на Школе концертмейстерского мастерства

Александр Бондурянский на Школе концертмейстерского мастерства

На наших занятиях мы стараемся охватить все направления деятельности концертмейстера, поэтому постоянно появляются новые темы. Уже два года в рамках курсов проводятся практические занятия по профессиональным заболеваниям рук. Их ведет Элиза Ильфатовна Сафарова. На последней Школе прошел психологический практикум под руководством Александры Марковны Гальберштам-Федеровой по вопросам преодоления страха сцены и установления творческого контакта с партнёром.

Одним из направлений деятельности Гильдии является поддержка профильных конкурсов, в том числе уже много лет подряд мы сотрудничаем с конкурсом юных концертмейстеров в Кисловодске (Прим. редакции – последний конкурс прошел с 1 по 6 июня 2018 года), конкурсом вокально-фортепианных дуэтов «Pianovoce», проводимым Московской консерваторией, конкурсом  им. Натальи Шпиллер, Межрегиональным конкурсом концертмейстерского мастерства им. Николая Константиновича Гусельникова («Юный концертмейстер») и многими другими.

Интересная тенденция, касающаяся конкурсов, – за последнее время во многих творческих соревнованиях появилась номинация «Концертмейстерское искусство», а также выросло количество специализированных конкурсов.

- Серия концертов «Концертмейстер приглашает солиста», организованная вашей Гильдией,  становится всё более популярной. Расскажите, как зародилась идея проведения такого мероприятия.

- У истоков возникновения организации мы придумали бессрочный абонемент под названием «Концертмейстер приглашает солиста». Основная изюминка в том, что с таким названием мы как бы меняем угол зрения – концертмейстер становится главным в ансамбле. Мы не ограничиваем членов Гильдии игрой только в концертмейстерских ансамблях –  они также могут выступать в фортепианных дуэтах, с камерным репертуаром, и даже соло. Бывает и удивительная смена амплуа - например, концертмейстеры, параллельно занимающиеся вокалом, выступают как певцы, приглашая на роль концертмейстера своего коллегу. Последние два года делаем тематические программы, и они всегда очень яркие. Например, 3 июня состоялся концерт, приуроченный к Пушкинскому дню.

- Идеал концертмейстера – достижим ли он, и как бы вы его определили?

- Я думаю, что идеальный концертмейстер – это пианист, тонко чувствующий ансамбль, умеющий грамотно и быстро прочитать нотный текст. Человек очень мобильный в общении с другими музыкантами, обладающий педагогическими способностями и при этом психологически устойчивый и умеющий поддержать своего солиста во время выступлений.

- Расскажите о ближайших и перспективных планах Гильдии.

- В 2014 году в рамках Школы мы провели конференцию, посвященную концертмейстерским  вопросам, и в том же году выпустили сборник по материалам этой конференции. За прошедшие три года мы выпустили два тиража, а в ближайшее время мы планируем запустить третий тираж первого сборника.  Профессиональной концертмейстерской литературы не хватает, и потому наши издания достаточно востребованы. На последней школе мы провели крупномасштабную вторую конференцию, и в наших ближайших планах – выпуск второго сборника по её материалам. Большая доля вероятности, что мы приурочим выпуск этого сборника к юбилею Важи Николаевича Чачавы – исполнилось 85 лет со дня его рождения.

Наступившее лето намекает, что пора готовить следующую Школу, значит, снова запускать необходимые организационные процессы и, конечно, искать изюминку и идею новой Школы.

4 октября этого года Марии Баранкиной исполнилось бы 50 лет. Я уверена, что это будет широко отмечаться, так как Мария была публичным человеком и её знали и очень любили многие люди мира искусства. Я думаю, что в рамках нашей Школы мы обязательно обозначим это событие.

Беседовала Александра САЙДОВА

Фото из архива Гильдии пианистов-концертмейстеров предоставлены Гильдией

 

 
 

21.06.2018



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей