• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


13.08.2018

Айк Григорян: «Классика – это легко!»

Айк Григорян воплотил свою потрясающую идею проведения импровизационных концертов академической музыки. Он реализует уже несколько успешных проектов, аудитория которых выходит далеко за рамки сообществ музыкальных профессионалов или завсегдатаев академических залов. 

- Как возникла ваша идея создать проект Opera Night?

- Все музыканты 90-х годов сталкивались со сложностями составления своего портфолио. Если кто-то из моих коллег решал поехать на конкурс за границу, то надо было делать видеозапись, приличные фотографии и хорошо «обкатать» программу, и это всегда было проблематично. Надо было где-то найти камеру, договориться  с залом, в котором есть хороший рояль, найти человека, который бы тебя записал. Кроме того, я все время думал вот о чем: почему в джазе есть джем-сейшн, а в классике нет? То есть, а почему импровизационный момент в классике запрещен? Эта мысль никак не уходила из головы. Однажды меня попросили сделать новогодний вечер, на нем мы попробовали, и, собственно, с него все и началось. Затем был Клуб Алексея Козлова, в котором мы реализовывали мои идеи на протяжении трех с половиной лет, где были полные аншлаги. Многие даже не верили, что проект может так долго просуществовать. Наш проект Opera Night сейчас практически живет сам по себе, но ты его должен кормить как ребенка, который уже вырос. Многие московские певцы знают о проекте, и у нас никогда не возникает проблем с набором участников.

- Сложившийся проект Opera Night имеет какое-то продолжение?

- С 2004 года я сотрудничаю с выдающимся американским вокальным педагогом Майклом Холлом, с которым у нас уже 12 лет существует фестиваль «Академия» в Италии. Туда съезжаются певцы со всего мира, мы их готовим, а затем приглашаем самых выдающихся оперных агентов. Мы специально делаем для них такую располагающую к общению обстановку, чтобы у певца была возможность пообщаться с агентом лично. И это «выстреливает». Обычно уже на месте происходят интересные события. Наш проект Opera Night, бесспорно, стал таким организмом, который может «рождать» много новых проектов. Так, однажды ведущий радио «Орфей», известный музыковед и журналист Йосси Тавор пригласил ко мне в гости представителей  Национального фонда поддержки правообладателей. Им очень понравилась наша Opera Night. В итоге проект Opera night «породил» другой проект - Arena Moscow Night. Прошло уже пять программ этого проекта. Интересные цифры - четвертую  программу единовременно смотрели 345 тысяч человек, а в целом за четыре программы нас посмотрели более миллиона зрителей. Это колоссальная цифра. Но есть и другие аспекты – музыканты получили те самые возможности, которых им так недоставало. Музыканты всегда могут получить свою запись после концерта. Если им не понравилось, они приходят и переписываются еще раз.

- Запись идет на профессиональную аппаратуру?

- То, что у нас идет в кафе «Март», снимается на камеру с хорошим звуком.  Музыкант может получить готовую запись и сценическую фотосессию хорошего качества. И в социальных сетях «гуляют» наши фотографии, которые сделаны на мероприятиях. Так как музыканты выступают безвозмездно, то мы не требуем никаких авторских прав на эти снимки. Я считаю, что это прекрасный пиар для молодых музыкантов. Иногда, когда Йосси Тавор бывает у нас на площадке, необязательно, чтобы ты был известным, но если ты приглянулся ему, то он приглашает тебя на радио «Орфей». У участников есть возможность получить интервью. Я хочу этим проектом создать альтернативу то, сложившейся еще в советское время системе, когда педагоги постоянно говорят студентам, что они не готовы. Ведь музыка делается только на сцене, только при публике.

- Фотосессия и видеозапись это, безусловно, хорошо, но главное, - зачем был создан проект - это все-таки выход за академические рамки или что-то иное?

- Собственно, нам удалось объединить все то, что необходимо музыканту, в одно целое. Плюс, конечно, у артсита есть возможность спеть что-то неклассическое, выйти за рамки привычного. У меня есть хороший друг, джазовый пианист Виталий Коваленко, который с легкостью и молниеносной скоростью может переделать любое классическое произведение в джазовую аранжировку. Часто это происходит с неаполитанскими песнями. Он так ловко это делает, что певцы даже не успевают понять, что происходит. Таким образом, мы получили джэм-сейшн в классической музыке. Недавно Екатерина Мечетина была в составе жюри на Arena Moscow Night, и спросила меня: «Вы брали где-то франшизу у западников?», - но ведь нет. Мы смело можем говорить, что проекты Arena Moscow Night и Opera Night - это единственные проекты в мире такого формата. Мои западные друзья, агенты, педагоги, оперные коучи, знают про их существование, они периодически подключаются, слушают, дают свои комментарии. С Opera Night было много историй, когда я звонил друзьям и предлагал подключиться к выступлениям онлайн. Были даже такие истории, когда таким образом певцы проходили прослушивание.

- Можете немного больше рассказать именно про импровизацию, так как пока не сложилось представление, за какие именно рамки выходят певцы?

 - У певцов, которые встречаются на моих вечерах, схема такая: один сет они поют сольно, другой - в дуэте. В 90 процентов случаев певцы друг друга знают, но друг с другом никогда не пели, и все происходит здесь и сейчас на сцене. У нас был случай, когда фантастический контртенор Андрей Немзер, который был в новогоднем выпуске на Opera Night, говорил, что до этого он никогда не пел джаз, но ему бы очень хотелось попробовать. И одну песню он знал, сделал с Андреем сходу, это было фантастически. У него словно открылись чакры, и он начал по-настоящему импровизировать. Наша площадка – то место, где академический музыкант может позволить себе делать то, что ему не дают сделать на академической сцене, потому что наши уважаемые профессора нас затюкали тем, что шаг вправо, шаг влево - расстрел. Я считаю, что это неправильно. Классический музыкант должен иметь «квадрат» для своего перемещения. А нам очень часто его сужают. И когда говорят, что так нельзя, то от этого мозг становится менее вариативным. На моих проектах мы даем возможность ошибаться и посмотреть на себя со стороны. Потому что без этого никак. Когда- то я сам стал так мыслить. Я имею право ошибиться на сцене. Ошибка нас заставляет быть лучше. Мы знаем, над чем нам необходимо работать.

- Каким образом происходит отбор певцов на ваши проекты?

На Opera Night нет никакого отбора. Я прошу прислать запись, я слушаю и спрашиваю, знает ли певец какие-нибудь дуэты, исключительно для того, чтобы я подобрал ему пару. На Arena Moscow Night есть отбор. Так получилось, что за 15 лет я знаю лично несколько сотен вокалистов, я помню, где, кто и что пел, как они поют. Если кто-то меня удивил, заинтересовал, я начинаю просто следить за ними. На Arena Moscow Night мне помогает мой опыт, накопленный  за много лет. Мне легко делать составы. Я просто знаю, кого я хочу. Я знаю интересных певцов из региональных театров. У нас были певцы из Йошкар-Олы, Перми, Уфы и других городов. Я очень рад, что они соглашаются выступить здесь. Это потрясающе. На одном из вечером, у нас была победительница Наталья Буклага из Перми. Феноменальное меццо-сопрано.

- Что означает победитель? В рамках этих вечеров проходит конкурс?

- На каждом вечере у нас присутствует жюри, они и отбирают победителя вечера. Обычно у нас в жюри - один музыкант, а другие - это люди, которые не связаны с музыкой. Их выбор совершенно другой и часто очень интересный. Музыкант начинает сразу оценивать профессиональность. Наша аудитория - это не музыканты вообще. На проекты Opera Night и Arena Moscow Night приходят люди, которые хотят слушать академическую музыку, но, может быть, пока  не «доросли» до нее. У нас была история, когда немного выпивший мужчина, прослушав концерт до конца, подошел ко мне и сказал, что он переосмыслил всю жизнь. И потом он даже сожалел, что нехорошо относился к соседу, который играл на пианино.

Фонд поддержки правообладателей решил, что на последнем гала-концерте, где участвуют все победители прошлых проектов, будет выбран один исполнитель, и на фирме «Мелодия» будет записан для него сольный альбом. Мне кажется, что это очень неплохой приз. Записать альбом - достаточно дорогое удовольствие, надо, чтобы был хороший звукорежиссер и так далее - это очень важно, хорошее место и хороший рояль.

- То есть, с одной стороны, вы помогаете артистам собрать портфолио, а с другой стороны, собираете непрофессиональную аудиторию на свои проекты, в этом и заключается миссия проектов?

- Миссия проектов Opera Night и Arena Moscow Night - образовательная, просветительская, потому что нашей аудитории неудобно искать в интернете либретто, часто через два абзаца ты теряешь мысль и потом сложно вспомнить, что было в начале. Вопрос в том: как публике в двух-трех строчках рассказать, о чем поет музыкант? Эта публика абсолютно не подготовленная, ей надо на современном русском языке доступно объяснить что происходит, также важны некие принципы, связанные с композиторами. Понятно, что не до всех удается достучаться. Но есть ситуации, когда мы смогли «завоевать» этих людей. «Благодаря» телевидению 1990-2000-х годов мы потеряли поколение. Поколение 20-30-летних буквально «засорено» обилием часто ненужной информации, но сейчас они начинают постепенно интересоваться академической музыкой. Я уверен, что эти проекты помогают людям, и в дальнейшем они пойдут в театры. Поколение меняется. Мусор в голове исчезает. Стоит сказать, что, безусловно, я абсолютно не сторонник русской поп-музыки, но западную иногда слушаю - Стиви Уандер, Майкл Джексон, знаменитые рок-группы. Вот это качество, а то, что произошло в те годы в поп-музыке России, оказалось фатальным для нашей аудитории, которую словно заразил вирус.

- Проблема только в вирусе поп-музыки?

- Нет, еще есть проблема. Классический музыкант оделся в одежду элитарности, «умности», он своим поведением оттолкнул людей и создал вокруг себя ауру сложной материи. Это произошло из-за поведения музыкантов. Западные музыканты так себя не ведут, они абсолютно простые и доступные. У них нет масок и скафандров.

Беседовал Антон ИВАНОВ

13.08.2018



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей