• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


24.10.2018

Игорь Райхельсон:
«Я – неисправимый романтик»

Музыка композиторов-романтиков по-прежнему остается самой любимой и востребованной слушателями. Не секрет, что именно она составляет наиболее значительную часть концертного репертуара во всем мире. 28 октября в Малом зале Московской консерватории скрипачи Екатерина Асташова и Марк Бушков, альтист Андрей Усов, виолончелист Александр Бузлов и пианист Константин Лифшиц представят программу «Приношение великим романтикам», где музыка Шумана и Рахманинова вступит в неожиданный диалог с опусами известного российского композитора Игоря Райхельсона. В преддверии этого события Игорь рассказал о необычной концепции вечера, о своих ближайших премьерах и том, легко ли совмещать жизнь в музыке с бизнесом.

– Программа концерта очень нестандартная – два ваших приношения, но не людям, как это бывает обычно, а сочинениям: фортепианное трио №1 посвящено «Элегическому трио» №1 Рахманинова, а Фортепианный квартет соль-диез минор – Фортепианному квартету Шумана. Как родилась идея такого посвящения?

– Оба сочинения написаны давно, их много раз играли. Три месяца назад в Лондоне на CD вышла запись Трио, а диск с Квартетом выйдет через три месяца. Они были написаны как оммаж, приношение. Идея в том, что если вы знаете Квартет Шумана, вы поймете, что это оммаж: произведение другое, язык другой, но слышно, что это посвящение.

– Что вообще значит написать посвящение другому сочинению?

– Каждое произведение – это некая архитектурная конструкция, с определенным развитием тем и структурными элементами, которые ты пытаешься сохранить. Если 4 части – это 4 части, если Шуман провел тему так, а потом начал обыгрывать ее иначе, то и ты действуешь так же, только своим музыкальным языком.

– То есть вдохновляла конструкция?

– Прежде всего, вдохновляла гениальность самой музыки. Но посвящение произведению, в моем понимании, это сохранение неких формул и архитектурных построений композитора. Ты придаешь этому свои краски, ведь ясно, что я не пишу языком Шумана, но такая музыка создается в ограничительных рамках, как оммаж, а не 100-процентное произведение Игоря Райхельсона. Слушатели должны об этом помнить. 

– Значит ли это, что Рахманинов и Шуман особенно важные для вас фигуры?

– Я – неисправимый романтик, по-другому музыку не слышу и не пишу. Рахманинов оказал на меня огромное влияние, и музыка Шумана очень близка мне по духу, безусловно, она наложила отпечаток на мое творчество. Можно также назвать влияние Шостаковича и Прокофьева, но любой композитор – это синтез всего того, что уже написано, и этот синтез помогает ему самовыражаться.

– Планируете ли вы в ближайшее время свои премьеры?

– 22 сентября в рамках «Т фестиваля» состоялась премьера квинтета «Витебск», а в мае, если все получится, в рамках проекта «Над барьерами» должна быть премьера Двойного концерта для скрипки, виолончели и симфонического оркестра, которую будут играть моя жена скрипачка Екатерина Асташова и виолончелист Александр Князев.

– Вы по образованию пианист. Сами садитесь за рояль?

– Я играющий композитор, но, учитывая занятость, просто не успеваю заниматься. Поэтому в последнее время я не сажусь за рояль на концерте, но планирую разгрузить время и продолжать играть. Хотя для меня это не самоцель, интереснее и лучше, когда играют тебя. В свое время я все сам играл, но чем старше становлюсь, тем больше мне кажется, что лучше послушать со стороны.

– Проектов становится все больше. Но вы не только композитор и музыкант, вы еще и серьезный бизнесмен. Как удается это совмещать?

– Я давно живу двойной жизнью, и, видимо, так уже и буду до конца, потому что мне нравится и то, и другое. Я не пытаюсь никому ничего доказывать, я не учился композиторству, и никто мне не навязывал в консерваториях, как надо писать. И пишу, как слышу, делаю проекты, которые мне интересны. Да, известность приходит со временем, но это не самоцель. Я делаю то, что мне интересно, что приносит удовольствие и удовлетворение. И вторая сторона моей жизни дает мне возможность так себя ощущать.

– А как бизнес-партнеры относятся к вашему творчеству и музыкальным проектам?

– У нас есть спонсор – корпорация, с которой я сотрудничаю не только в бизнес-сфере, но и в музыкальной. Они проводят детский конкурс-фестиваль «Музыкальная шкатулка», я там председатель жюри. Конечно, многие не понимают, как можно успевать и то, и другое, но все хорошо относятся – а как еще можно относиться?

– Бизнес-партнеры приходят на ваши концерты?

– Конечно, я всегда их приглашаю, им интересно.

– Наверняка для многих именно вы стали проводником в мир классической музыки?

– Да, не только для партнеров, но и для друзей и знакомых, которые любили эстраду, а постепенно заинтересовались классической музыкой. Это десятки, даже сотни людей, которые под влиянием нашей семьи полюбили классику и джаз.

Информация предоставлена пресс-службой 
Московской консерватории имени П. И. Чайковского

24.10.2018



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей