• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


07.11.2018

Ирина Устинова: «У маленького города может быть большое будущее».

С 21 по 22 сентября в Карелии проходил Всероссийский форум «Академическая музыка в малых городах России». Главной его темой стало развитие регионального музыкального пространства и эффективные методы привлечения аудитории на концерты академической музыки. Участники форума – руководители концертных организаций, – делились своим опытом, а также предлагали различные альтернативы традиционным концертам, опираясь на современные тенденции. Ирина Устинова – директор Карельской государственной филармонии и идеолог форума – рассказала «Музыкальному Клондайку» об итогах мероприятия.

- Как задумывалась идея создания Всероссийского форума, почему решили проводить его именно в Кондопоге? 

- Летом 2017 года Кондопожский Дворец искусств получил статус филиала  Карельской филармонии. Произошло это как раз перед началом концертного сезона, и мы экстренно стали соображать, что делать с этим великолепным наследием и как его развивать. Важным этапом стала наша совместная поездка с руководством филиала на органный форум в Челябинск, который проходил на базе их филармонии. По его окончании мы поняли, что нам необходимо провести мероприятие подобного масштаба в Кондопоге.

- Зачем?

- Во-первых, нам нужно привлечь внимание к нашему новому залу. Органы Кондопоги имеют высокую репутацию в среде органистов, но для широкой публики, увы, мало известны.

Изначально это мероприятие задумывалось как органный форум, но в процессе подготовки мы решили провести более масштабное мероприятие. Мы понимали, что вопрос не только в том, как привлечь внимание к новому органному залу, но и в том, как вообще заниматься продвижением академической музыки в малых городах. Здесь, как и во многих других уголках нашей страны, существует немало проблем, которые в итоге были объединены главной темой: «Как сформировать филармоническую среду». На форуме мы много общались, делились опытом, спорили, слушали интересные лекции, и я уверена, что каждый уехал с новыми идеями и планами.

- С какими общими проблемами сталкиваются филармонии в малых городах России?

- Главная проблема, собственно, одна – как привлечь публику в зал. По статистике академическую музыку в среднем слушают от трех до пяти процентов населения. У нас в Кондопоге, с прекрасным наследием в виде зала и органа и населением 30 тысяч человек, эта проблема стоит особенно остро.

- Карельская филармония – это уникальное культурное учреждение, так как она находится в городе с населением менее 300 000 тысяч…

- Чем больше мы общаемся сейчас с коллегами, тем больше мы понимаем: таких как мы, много, но мы обычно в тени. Понимаете, руководители концертных организаций регулярно встречаются на различных мероприятиях, но на виду, как правило, крупные филармонии, а здесь – другая история. Карельской филармонии 80 лет, и с какими бы проблемами мы не сталкивались, нам помогают наш опыт, традиции, партнеры-музыканты. А Кондопоге все гораздо сложнее. Пока этот зал не был нашим филиалом, мы здесь практически не работали: у нас не было (и нет) бюджетных дотаций, а билеты должны быть доступны по цене, поэтому каждый выезд для нас был большой проблемой. Но теперь, даже понимая, что мы не заработаем на концертах в органном зале, мы стали ездить туда чаще в расчете на то, что когда-нибудь это даст свои плоды.

- На форуме поднималась тема виртуальных концертных залов в регионах. В Карелии уже появились площадки, на которых реализуется этот проект?

- На сегодняшний день ни одной такой площадки нет. Но прошедший форум дает нам основания полагать, что несколько таких залов в ближайшее время появятся в районах Карелии. Для нас виртуальный зал – это инструмент просвещения и пропаганды академической музыки. Используя опыт коллег из Екатеринбурга и Вологды, мы предварительно договорились о сотрудничестве с Национальной библиотекой Республики Карелия, у них есть и филиальная сеть по республике, и доступ к интернету в филиалах, и желание заниматься формированием культурной среды в районах.

- Существует ли сотрудничество между «малыми» филармониями России?

- Все филармонии очень разные: по какому признаку не рассматривай – везде есть свои отличия. Если вы называете «малыми» филармонии в малых городах, так это не всегда справедливо: можно в малых городах встретить концертные организации, работающие гораздо более эффективно, чем некоторые филармонии в городах крупных.

Мы, увы, не очень удобно для активного сотрудничества расположены на территории России: Карелия значительно удалена от основных филармонических «скоплений», за нами только Мурманск, да и до него еще около суток езды на поезде. Мы, конечно, всегда находимся в курсе событий – нам помогает в этом Союз концертных организаций России, Московская филармония и Федеральная программа «Всероссийские филармонические сезоны», близость к Петербургу, а так же собственные творческие контакты с коллегами из других регионов. Но мы возлагаем надежды на то, что форум станет новым объединяющим звеном в нашем сотрудничестве.

- Прошел первый такого рода и масштаба форум, будет ли продолжение?

- Мне бы хотелось, конечно. Мы часто встречаемся с коллегами на разных площадках в рамках деятельности Союза концертных организаций России. Но там доминируют обычно большие филармонии, что, с одной стороны правильно: они – флагманы, которые задают общий тон, делятся технологиями, и это важно. Но если крупные города похожи, малые, как правило, очень различны между собой, и здесь особое значение имеют любые детали и нюансы. Хорошо, что была возможность поделиться ими.

- Форум такого формата будет постоянно проходить в Карелии?

- Не вижу в этом смысла. Он должен проводиться на разных площадках в разных регионах. Было бы неплохо по истечении года вновь собраться где-то и посмотреть, что поменялось, а что нет.

- Как вы считате, есть ли все-таки будущее у филармоний в малых городах, будут ли они расширяться, станут ли они центром всей культурной жизни города или на данный момент существуют сложности, которые непреодолимы, это могут быть и финансовые и ресурсные, когда не хватает артистов или квалифицированных специалистов?

- Можно отнестись к этому вопросу пессимистично и сказать, что да, к сожалению, мы обречены на выживание, что при всеобщей оптимизации наши потери заметнее, чем у крупных филармоний. Но в культуре очень многое зависит от личности, и это обязывает меня как руководителя к оптимизму. И все, кто приезжает в Карелию, видят, как работает команда филармонии, и дают нашей работе высокую оценку.

- Вы считаете себя культурным лидером Карелии?

- Про себя очень сложно говорить. Я просто люблю свою работу и люблю филармонию.

- Какими качествами и знаниями должен обладать лидер такой культурной институции, как, например, филармония?

- К сожалению, мы понимаем, что у нас нет такого ВУЗа, который мог бы предоставить готовый рецепт руководителя. Мне кажется, что здесь должны быть несколько базовых вещей. В первую очередь, это сочетание музыкального и менеджерского образования. Далее – ряд личностных качеств: харизматичность и внутренний стержень, способность повести за собой людей и оправдывать их доверие, умение вступать в диалог с властью и бизнесом, креативность и открытость новым идеям.

- В Кондопоге есть великолепные органы, меценатом и вдохновителем их покупки в свое время стал директор целлюлозного завода Виталий Федермессер. На ваш взгляд, логично ли было поставить эти инструменты в такой небольшой город?

- В Петрозаводске не нашлось такого человека, который смог бы это сделать. Кто-то может покрутить у виска и сказать: зачем орган в маленьком, забытом Богом городе, где стоит бумажный завод, где живет рабочий класс? Но у Федермессера была идея – не он ее придумал, она успешно функционирует в европейских городах: нужно заботиться о людях и социальной составляющей. Люди захотят жить, работать и растить детей в городе, если там будет хорошая инфраструктура – медицинские, образовательные учреждения, парки, библиотеки... Концертный зал и высокое музыкальное искусство – неотъемлемая часть комфортной среды. Даже если у человека нет пристрастия к классической музыке, он должен знать, что возможность услышать эту музыку у него есть, она рядом. Вот в Кондопоге зал есть, и это значит, что у маленького города может быть большое будущее.

Беседовал Антон ИВАНОВ.

Фото предоставлены пресс-службой Карельской государственной филармонии.

07.11.2018



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей