• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


09.11.2018

Музыка на острове Канта

Министр культуры и туризма Калининградской области Андрей Викторович Ермак, Таро Стайверс (сын лауреатов Международного конкурса органистов им. М. Л. Таривердиева Хироко Иноуэ и Жан-Пьера Стайверса), Вера Таривердиева на пресс-конференции на прогулочном речном трамвайчике "Иммануил Кант"

Министр культуры и туризма Калининградской области Андрей Викторович Ермак,

Таро Стайверс (сын лауреатов Международного конкурса органистов им. М. Л. Таривердиева Хироко Иноуэ и Жан-Пьера Стайверса),

Вера Таривердиева на пресс-конференции на прогулочном речном трамвайчике "Иммануил Кант"

В Калининградском Кафедральном Соборе грандиозным семичастным Органным хит-парадом завершился фестиваль «Орган плюс», посвящённый 10-летию Большого органа Собора. Начался фестиваль в январе, под Старый Новый год, а финальный аккорд прозвучал в ночь с 30-го сентября на 1-е октября. Согласно задумке, оркестр вступил в полночь. Так на острове Канта встретили Международный День музыки. 

За минувшие девять месяцев под сводами величественного сооружения выступили: Аркадий Шилклопер, Александр Князев, Алексей Гориболь, Батист-Флориан Марль-Уврар, Московский камерный хор Владимира Минина, ансамбль ранней музыки «Инсула магика», дудукист Геворг Дабагян, Российский роговой оркестр, Саксонская государственная капелла и хор Дрезденского оперного театра, калининградские оркестры: симфонический и русских народных инструментов, и многие, многие другие музыканты и коллективы. Почти месяц сцену Собора украшал живописный шедевр из основной экспозиции Третьяковской галереи – знаменитая картина «Московский дворик» Василия Поленова. Летом в Калининградском кафедральном соборе прошли IV Международные органные Ассамблеи. На один из концертов пригласили калининградских волонтёров Чемпионата мира по футболу.

Финальный этап фестиваля «Орган плюс» открылся концертом… в трамвайном депо! Впрочем, «трамвайные» концерты стали уже традицией. У них своя предыстория.

В 1999 году в Калининград на Первый конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева приехал великий французский органист Мишель Шапюи. Дома, в Париже, он изучил историю калининградского трамвайного депо.  Профессор Парижской консерватории, тогда главный органист капеллы в Версале, член правительственной комиссии по сохранению памятников, командор ордена почетного легиона, он был одним из учредителей музея старинного городского транспорта в Париже. Трамваи, паровозы, конки… Это было его хобби. Мишель Шапюи жил в старинном замке XV века. В одной из комнат он построил маленькую, но настоящую, действующую железную дорогу шириной 40 см. По домашним рельсам паровозик перевозил ноты. В Калининграде господина Шапюи по его просьбе прокатили на персональном трамвае и показали местное депо. Потом повезли на обед. В кафе он попросил Книгу жалоб и предложений, чтобы оставить там следующую запись: «В память о нашей поездке в Калининград, о незабываемом путешествии в этот фантастический район Балтийского моря.  Огромное спасибо Вере Таривердиевой, которая открыла нам полные мелодической и гармонической чувствительности произведения Микаэла Таривердиева. Как прекрасно, что этот город весь пересечен трамвайными путями (10 линий) и имеет великолепное депо, Исключительная встреча с людьми компетентными и преданными своему делу. Искренне ваш – Мишель Шапюи».  

Концерты в трамвайном депо стали проводиться в рамках фестиваля «Орган плюс». Там выступали: трио «Меридиан», Гоша Куценко, группы «The Real Tuesday Weld» (Великобритания) и «Subtilu-Z» (Литва), на сей раз из Токио прилетел дуэт «ХИДЕ-ХИДЕ». Я не могла пропустить концерт этих парней, поскольку именно Хидеки Исигаки и Хидеки Оноуэ представляли вместе с баянистом Павлом Ухановым главную радиостанцию нашей страны «Радио России» на фолк-фестивале Еврорадио в Испании. В Калининграде японцы показали программу, которую сделали вместе с ансамблем солистов Калининградского оркестра народных инструментов п/у Андрея Степаненко.

Благодаря концертам в депо Калининград сохранил трамваи. А масштабная концертная деятельность в кафедральном Соборе возвратила городу былую музыкальную славу. Туристы и горожане очень любят Собор, они восхищаются его красотой, величием, наслаждаются звучанием его органа. И никто не знает, как непросто делать эту красоту – ежедневно, ежечасно.

О радостях и трудностях соборного бытия мы говорили с директором Кафедрального собора Верой Таривердиевой:

- Я люблю Собор, он живой. Я помню то острое чувство, когда Собор стоял ещё без крыши, и в нём ещё не было органа, были только стены. Когда я впервые зашла в Собор и увидела эти коричневые стены, увиденное меня захватило… И гораздо позже, когда стены покрылись белой краской после восстановления, он будто облачился в одежды, а тогда, в мой первый день, он был словно обнажённый, незащищённый. Исторически собор первоначально был католическим храмом, затем лютеранским, потом он был разрушен, потом были руины – невероятно выразительные, трогательные, страшные, словно трагические свидетельства Второй мировой войны. Потом он был восстановлен, но не стал культовым сооружением, получив назначение светского культурного места. Сегодня Собор представляет собой музей имени И. Канта, два концертных Зала – Большой и Малый, здесь установлен самый большой и лучший в России орган (это объективное мнение видных специалистов).

Собор на острове Канта – уникальное место в силу своей мультикультурности, оно немецкого происхождения, но земля-то прусская, как мы знаем, не раз переходила к разным государствам, она семь лет была в составе Российской Империи, и господин Кант семь лет был российским подданным. То есть, история здесь невероятная! Есть такие точки в мире, где сходятся разные линии. И здесь это соприкосновение особенно остро чувствуется. Не зря Собор называют местом силы, энергетических вихрей, местом, отмеченным свыше, и т. д. Такого захватывающего места нет не только в России, но и в мире. И с этим связаны его возможности, приоритеты, которое там должны быть. А, может быть, какие-то авангардные явления, которые я пытаюсь привить, водрузить… Собор призван быть местом объединения людей, поиска пониманий, знакомства с драмами и трагедиями истории, осознания того, к чему приводят последствия войн…

- Голос Собора – голос его Большого органа. И то, что орган появился, и то, что он необыкновенный – это большое счастье… В Соборе сейчас работают два титулярных органиста: Евгений Авраменко и Мансур Юсупов.

- Органы – как произведения живописи. Они бывают удачными и неудачными. Рождение органа – мистика появления живого существа…  Два наших органа – это сложный многофункциональный комплекс. Например, при игре на малом, «хоровом» органе, в нашем Соборе может звучать Большой орган. И наоборот. Оба органа звучат, когда человек играет на одной клавиатуре.  На конкурсе органистов им. М. Таривердиева конкурсанты играют только на Большом органе – для торжественности картины.

Титулярный органист Собора Евгений Авраменко

Титулярный органист Собора Евгений Авраменко

- Я свидетель многих концертов и акций, устраиваемых в Соборе, и знаю, что вы готовите интересные программы к юбилею Канта…

- Мы придумали такой формат, который позволяет разными музыкальными жанрами и темами отметить общность философии и музыки. Это и лекции за роялем Михаила Аркадьева, и здешнего профессора Владимира Гильманова, и стендап-драма «Кант и его служанки» Дмитрия Минчёнка.

- Впервые я приехала в Калининград почти двадцать лет назад, бываю в этом замечательном городе каждый год и всякий раз заново открываю его для себя. Мне посчастливилось поработать в 2000-х с историческими документами в городском архиве с Анатолием Бахтиным, а нынче посетить экскурсию, которую устроил нам Владимир Чиликин, художник Собора.

- Чиликин знает все закоулки и «трещины» Собора. Представьте себе, на днях он мне сказал: «Я нашёл губы коровы»! Оказалось, это ранее утерянная деталь с одной из эпитафий. А ведь В. Чиликин пришёл в собор несколько лет назад, узнав о вакантном месте… дворника. Ему в тот момент важно было быть в Соборе, быть его живой частицей. Но теперь он занимается своим делом. Ведь собор был разрушен, и его буквально по частям растащили в разные уголки мира. А Владимир разыскивает пропавшие артефакты. Кроме того, он проводит эксклюзивные экскурсии.

- В Соборе есть замечательный музей…

- Директор музея им. И. Канта – Марина Ядова, одна из создателей Фридландских ворот. У нас почти нет музейных субъектов, экспонатов, надо всё создавать самим. И в этом плане я очень надеюсь на опыт М. Ядовой.

Очередь в кассу за билетами на "Органный хит-парад" в Калининградский кафедральный собор

Очередь в кассу за билетами на "Органный хит-парад" в Калининградский кафедральный собор

- Собор стал знаковым местом для калининградцев… На один из концертов закрытия фестиваля «Орган плюс» выстроилась огромная очередь в билетную кассу. Такого ажиотажа раньше я никогда не наблюдала! Это же сенсация!  Но то был вечер воскресенья, а как у вас с публикой в остальное время?

- Непросто. Особенно в будни, потому что город сложный с точки зрения музыкальной публики. Её тут очень мало – той публики, которая знает, кто такой дирижёр Курентзис, пианист Березовский, и которая, несмотря на плохую погоду и другие неблагоприятные сопутствующие факторы, придёт послушать пианиста Березовского. Борис [Березовский], кстати, у нас выступал, билеты на его концерты были по очень доступной цене, но всё равно в Соборе были свободные места. Здесь нужны специальные посылы, месседжи. Наверное, такие уникальные концерты не должны быть частыми. Вот, например, когда я вступила в должность директора Собора, мы составили абонементы. Калининградцы спрашивали: а что такое абонемент? Было куплено пять абонементов: один приобрёл губернатор Калининградской области А. Алиханов, остальные четыре – вице-губернаторы, три абонемента были подарены детской музыкальной школе им. М. Л. Таривердиева в городе Гвардейске. Это говорит о том, что здесь пока нет того потребителя классической музыки и в том количестве, к которому мы привыкли в больших российских городах – Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Перми, Казани, Уфе, Томске, Омске, там, где есть музыкальные ВУЗы и старые музыкальные традиции. Здесь же специфическое место – это сообщество приезжих людей, по большей части связанных с флотом, армией. Калининград ведь когда-то был закрытым городом.

- Мне кажется, здесь как раз должна помочь местная пресса…

- Да, хочется активности местных журналистов…

- Ещё нет афиш, но я уже знаю, что в Соборе в текущем концертом сезоне выступят известные мастера…

- Евгений Дятлов будет читать «Божественную комедию» Данте под орган, запланирован авторский концерт Алексея Рыбникова с премьерой его Кончерто гроссо и музыкой из кинофильмов.  Отметим 90-летие со дня рождения Чингиза Айтматова программой «АЗ и Я» (с участием актрисы Натальи Аринбасаровой, органисток Хироко Иноуэ и Лады Лабзиной), Светлана Крючкова будет читать Анну Ахматову. Готовится программа, посвящённая Шаляпину и Горькому.

- Вера, кого ты мечтаешь заполучить для самого-самого концерта?

- Теодора Курентзиса. С его программой для Собора. Если мы сможем сохранить фестиваль «Территория мира – территория музыки», который поддерживался Министерством культуры РФ, это станет возможным. Я уверена, что, если мы встретимся с самим Теодором, я смогу его увлечь своей идеей. Потому что он человек увлекающийся не просто партитурой, но идеей существования музыки в пространстве. И Калининградский Собор должен заинтересовать его. Моя идея – чтобы его оркестр начал на острове Канта, а потом двинулся в Собор со свечами. Это мог бы быть волшебный ночной концерт…

Беседовала Людмила ОСИПОВА

Фото Юлии АЛЕКСЕЕВОЙ предоставлены пресс-службой Кафедрального собора в Калининграде.

 

09.11.2018



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей