• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


09.11.2018

Музыка Барокко: «Экзотика, ставшая необходимой частью нашей жизни»

Барочный консорт «Tempo Restauro» под руководством Марии Максимчук связывает с «Музыкальным Клондайком» и компанией «Арт-Центр Плюс» давнее и интересное творческое сотрудничество, и не только в плане постоянной информационной поддержки. В 2015 году в рамках проекта «Открытая сцена» при поддержке Департамента культуры города Москвы «Арт-Центр Плюс» совместно с этим коллективом и молодыми оперными певцами осуществил первое исполнение в России барочной оперы Марка Антуана Шарпантье «Орфей спускается во Ад».  В рамках этого проекта «Арт-Центра», который назывался «Барокко. Картины мира»,  был организован ряд барочных концертов, в которых в исполнении «Tempo Restauro» звучала музыка Евстигнея Фомина, Джованни Феличе Санчеса, Николы Порпоры, Антонио Вивальди, Георга Генделя и других композиторов эпохи барокко. Многое из того, что было осуществлено в этом проекте, получило свое продолжение и дальнейшее развитие в деятельности барочного консорта. Так, большой интерес представляет цикл концертов «Барокко. Шедевры и открытия».

О работе над этим циклом «Музыкальный Клондайк» поговорил с руководителем Барочного консорта «Tempo Restauro» и дирижером театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Марией Максимчук и редактором литературно-драматургической части театра Наталией Сурниной.

Мария Максимчук

- Мария, расскажите о работе вашего Барочного консорта  «Tempo Restauro» с театром им. Станиславского и Немировича-Данченко. Как зародилась идея создания циклов барочной музыки в стенах театра?

- Цикл «Барокко. Шедевры и открытия» являет собой продолжение сотрудничества нашего Барочного консорта  «Tempo Restauro» с театром им. Станиславского и Немировича-Данченко. Руководство театра испытывает большой интерес к музыке барокко и, конечно, заинтересовано в развитии этого жанра. Первый цикл мы разрабатывали непосредственно с Александром Борисовичем Тителем (Прим. редакции - Художественный руководитель и главный режиссёр оперной труппы театра). Свой первый совместный концерт мы исполнили  еще в 2015 году, представив историческую версию кантаты «Stabat Mater» Джованни Перголези в Музыкальной гостиной театра, в рамках цикла «Великолепие барокко». В дальнейшем мы также представили зрителю кантату «Stabat Mater» Джованни Санчеса, ранее не звучавшую в России, также написанную для контратенора. Ее исполнил солист нашего театра Сергей Власов (Балашов).

В рамках цикла было исполнено множество оперных арий различных авторов жанра барокко, что конечно представляло интерес для солистов оперы. Эту музыку любят все, но не каждый знает, как ее исполнить. Тем более ,что не всякий голос можно приспособить для исполнения барочной музыки – нужно умело контролировать вибрацию и звуковедение, при этом грамотно  использовать  вокальные украшения. Голос должен быть подвижным и очень легким.

Первый цикл завершился сценической версией оперы «Сошествие Орфея в Ад» Марка-Антуана Шарпантье – той самой, концертное исполнение которой было осуществлено как раз в проекте «Арт-Центра Плюс». В дальнейшем оно неоднократно звучало в Москве, получив интересную сценическую редакцию, сделанную Сергеем Балашовым специально для Малой сцены тетра Станиславского и Немировича-Данченко.

- И в прошлом сезоне вы представили московской публике цикл «Барокко. Шедевры и открытия».

- Цикл включил в себя 4 разноплановых концерта. В первом концерте была представлена опера в концертном исполнении «Юлий Цезарь в Египте» Генделя. Эта опера имела большой резонанс. Достаточно сказать, что в следующем сезоне она будет исполнена в Малом зале консерватории, где к нам присоединится Камерный хор Московской консерватории – опера обретет иной масштаб. Осенью мы впервые представим оперу «Юлий Цезарь в Египте» на фестивале в Твери.

- Эта постановка стала дебютом на большой сцене для Алексея Конюшкова.

- Алексей - перспективный молодой певец и дебют в данной опере – прекрасное начало. Партия Цезаря сложнейшая, в которой есть все виды техники. Она представляет собой  именно ту партию, в которой певец может полностью раскрыть свой голос.

- Я знаю, что второй концерт также развил тему неизвестного творчества Генделя.

- Именно так. Во втором концерте – «Любовь – жестокий тиран», -  мы представили две его кантаты. Гендель написал их в молодости, во время своего путешествия по Италии.

Этот концерт стал дебютным в жанре барокко для Марии Макеевой. Он является ведущей солисткой театра Станиславского и Немировича-Данченко, и хорошо известна зрителю, как Виолетта («Травиата" Дж. Верди), Манон («Манон» Массне) Татьяна («Евгений Онегин» Чайковского). Мария спела Генделя, и спела, на мой взгляд, великолепно. Мы обязательно будем продолжать с ней сотрудничать. Она исполнила знаменитую на западе, но не известную у нас кантату «Armida abbandonata» («Покинутая Армида»).

Также на этом концерте выступила Лилия Гайсина. Лилия в этом жанре давно, еще с момента учебы в Академии им. Гнесиных. Она много концертирует в Европе и участвует в фестивалях барочной музыки. С ней  мы сделали кантату «Сrudel Tiranno Amor» («Любовь – жестокий тиран»), а  несколько позже – баховскую Jauchzet Gott in allen Landen («Восславим Господа во всех землях»). Лилия исполнила ее в Москве, и в этом году мы представили ее в Тверской филармонии на Баховском фестивале.

- Ваш третий концерт– «Интриги. Дуэли. Баталии» - отличался от всех предыдущих с точки зрения концертной режиссуры. Расскажите, какие именно приемы вы использовали, и как на это отреагировала публика?

- На третьем концерте нашим постоянным спутником стали проекции на видеоэкране:  жанровая живопись, живопись эпохи барокко, тематическая гравюра.  Публика прекрасно восприняла это нововведение. Например, сюита «Школы фехтования» Шмельцера сопровождалась показом картин, где были формы фехтовальщиков XYIII века, зачитывался устав школы фехтования и дуэльные правила. Мы понимаем, что музыка, тем более в XYII- XYIII веках, была совершенно неотделима от повседневной жизни, будь это и храмовые служения, и светские рауты…

- Расскажите, чем вы завершили цикл  «Барокко. Шедевры и Открытия»? Какой сюрприз подготовили зрителю напоследок?

- Финальный концерт – «Мистерии B.A.C.H.» - состоял из знаменитых кантат Иоганна Баха. Специально для исполнения кантат на Малой сцене установили орган – нам было важно воспроизвести строго церковное звучание. И в итоге мы почувствовали, что публика получила сильный заряд, как эмоциональный, так и интеллектуальный. 

Все исполненные кантаты относятся к разному периоду творчества Баха и к разным годовым циклам. Концерт «Мистерии B.A.C.H.» показал каждую кантату, как определенное евангельское событие,  раскрытое в музыке. В разделе концерта, посвященном Рождеству, к нам присоединился Молодежный ансамбль старинной музыки «La Campanella» под руководством Светланы Шевелевой.

- С учетом всех сложностей в исполнении произведений эпохи барокко, как вы осуществляете отбор певцов? Что привлекает исполнителей в барочной музыке? Может быть, именно трудность ее исполнения?

- Безусловно, их интересует преодоление барьера сложности. Но отмечу, что мы говорим о цикле, проходящем в театре Станиславского и Немировича-Данченко, в котором я являюсь дирижером. Я хорошо знаю состав оперной труппы, что позволяет мне заранее продумывать, кому предложить начать работать в этом стиле. Конечно, большая работа проходит в классе, мы много репетируем. Я считаю, что у нас сложился прочный барочный костяк внутри оперной труппы.

- Как  бы вы ее описали музыку барокко тем, кто еще только начинает открывать ее для себя?

- Для того, чтобы эту музыку понять, ее необходимо послушать. Она очень яркая, определенный колорит создает звучание клавесина, на которое «нанизывается» все остальное. Мы играем на аутентичных инструментах и именно в исторической манере, когда звук более прямой и сконцентрированный. У музыки барокко глубочайшие корни, и это уже говорит о многом. Это интереснейший виток в композиторском направлении – он находится между эпохами Возрождения и Романтизма. Эпоха барокко - то время, когда зародился жанр оперы, и время развития крупных оркестровых составов. Именно тогда сформировались жанры, названные позднее симфоническими, ораториальными.  Кантаты, сюиты, симфонии – все складывается в эпоху барокко.  Музыка барокко – большая лаборатория.

- Перед тем, как посетить барочный концерт, зритель должен заранее немного ознакомиться с этим периодом?

- Грамотный зритель всегда готовится к концерту, который планирует посетить. Что касается зрителей нашего театра, мне кажется это уже сложившийся контингент, – эти люди прекрасно разбираются в опере и балете. На сегодняшний день театр старается взаимодействовать с молодежью, и, я думаю, молодым людям интересен формат проведения наших концертов – отсутствие оркестровой ямы, тесный контакт с артистом и возможность познакомиться с инструментами эпохи барокко.

После концертов мы всегда обращаем внимание на реакцию и отзывы зрителей. Своей задачей мы ставили, помимо сыгранного концерта, культурно-просветительскую миссию. Это обсуждалось и с Антоном Гетьманом, нашим директором. Мы должны были показать музыку барокко во всех ее проявлениях, рассказать о ней как можно больше различными средствами, показать разные жанры. Очень важную роль сыграли ведущие наших концертов, представители литературной части театра – Наталия Сурнина и Дмитрий Абаулин. Они создавали к концертам прекрасные тексты и в течении мероприятия общались с публикой, рассказывая о звучащих композициях и даже отвечали на вопросы из зала.

Я думаю, такой формат самый верный – наша публика чувствовала себя погруженной в происходящее на сцене и обогащенной именно интеллектуально.

Наталия Сурнина

- Наталия, кроме самого первого концерта, вы были задействованы во всем цикле «Барокко. Шедевры и Открытия». Расскажите, как проходила подготовка к концертам?

- Большая часть этой музыки в России звучит редко, а кантаты Генделя «Любовь – жестокий тиран» и «Покинутая Армида», судя по всему, вообще у нас не исполнялись. Поэтому публику нужно было познакомить с произведениями, рассказать об обстоятельствах их возникновения, ведь за историей создания стоят не просто факты, а некий культурный бэкграунд, который делает восприятие музыки гораздо богаче. В последнем концерте – «Мистерии B.A.C.H» – мы поговорили о числовой и музыкальной символике Баха, конструкции его композиций, которой невозможно не восхищаться, разбирались в том, для кого эти произведения могли быть написаны. Бах оставил нам много ребусов и загадок. Попытка разобраться в них помогает иначе настроить слух.

Вокальные произведения, в первую очередь кантаты, дают ключ к музыкальному языку Баха в целом, поэтому если в программе соседствуют вокальные и инструментальные произведения, говорить о музыкальной, мотивной символике очень интересно и показательно. Конечно, баховские сочинения можно слушать и без подготовки, просто наслаждаясь их красотой, гармонией, совершенством, которые чуткий слушатель способен воспринять самостоятельно. Но когда ты знаешь, например, что конструкция сочинения идеально рассчитана по тактам, каждая строфа сопряжена со своим числовым эквивалентом, с музыкальным символом и ни одно музыкальное событие не происходит просто так, – слушание становится более интригующим и осмысленным.

- Некоторые моменты достаточно сложны для восприятия, особенно для неподготовленного зрителя.

- Нужно учитывать, что в зале может оказаться очень разная публика: и зрители, случайно купившие билет, и профессионалы, коллеги, критики. Я давно веду концерты классической музыки, адресованные широкой аудитории, и всегда ищу компромисс. Важно не упрощать смысл, а говорить о серьезных вещах понятным языком, – тогда интересно всем.

- В работе над циклом открыли ли вы для себя что-то новое? Что вам особенно запомнилось?

- Открытием для меня стали две кантаты Генделя, прозвучавшие во второй программе. Обе они связаны с личностями выдающихся певиц, каждая из которых сыграла важную роль в жизни Генделя. «Покинутую Армиду» он написал в 1707-м, в свой первый год в Италии, вдохновленный голосом и актерским темпераментом Виттории Тарквини. Ее отношения с Генделем – один из немногих известных нам романтических эпизодов в биографии композитора. Кантату «Любовь – жестокий тиран» впервые исполнила в 1721 году Маргерита Дурастанти, верный друг и соратник Генделя, исполнявшая центральные партии в его первых итальянских сочинениях, а затем ставшая первой примадонной его лондонской труппы. Музыка Генделя запечатлела характерные творческие черты обеих певиц.

Или взять знаменитую лейпцигскую кантату Баха «Jauchzet Gott in Allen Landen» с виртуозными партиями сопрано и трубы. Для кого она создавалась?  В Лейпциге Бах занимал пост кантора церкви Святого Фомы и был мюзикдиректором четырех главных церквей города. Но в хорах пели мальчики, и, насколько нам известно, в распоряжении композитора не было столь виртуозных солистов. Поэтому не исключено, что Бах написал ее для кого-то из певцов итальянской оперной труппы в Дрездене, где, кстати, были в ту пору и лучшие исполнители на медных духовых инструментах. И откуда Гендель переманил в Лондон Маргериту Дурастанти. Не только ответы, но и правильно поставленные вопросы могут многое добавить к нашему восприятию.

- Какое место в культурной среде сейчас занимает музыка барокко?

- Еще не так давно музыка барокко была представлена в репертуаре российских исполнителей довольно узким кругом авторов: Бах, Вивальди, Гендель, Перселл, Тартини, Корелли.  На сегодняшний день ситуация сильно изменилась. В записи можно найти множество оперной, оркестровой и камерной музыки композиторов всех стран Европы,  и дискография эта интенсивно пополняется. В Филармонии огромной популярностью пользуется абонемент, в рамках которого в Москву приезжают лучшие барочные музыканты мира. Да и в России уже существует немало ансамблей, специализирующихся на барочной музыке, владеющих принципами исторически информированного исполнительства, играющих на исторических инструментах. Это экзотика, ставшая необходимой частью нашей жизни.

Беседовала Александра САЙДОВА

фото из личного архива
Марии Максимчук и Наталии Сурниной

09.11.2018



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей