• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


15.11.2018

«Арт-Ведомство Ликбез» - о классической музыке для «чайников»

Музыкальный журналист Виталий Волк встретился с авторами музыкального проекта «Арт-ведомство ЛИКБЕЗ», современный формат которого совмещает лекции и живые концерты.

ЛИКБЕЗ проходит в Москве уже 2 года, делая «сложную» музыку доступной для понимания широкому кругу людей. Участниками проекта становятся как уже признанные музыканты, так и восходящие звезды, которые в атмосфере непринужденного диалога со зрителями сами рассказывают о музыке, которую будут исполнять.

Авторы проекта - Инна Смирнова (продюсер) и Анна Паклина (пианистка, музыковед), – рассказали о том, почему важно слушать классическую музыку, как её понять и что нужно знать, чтобы не заскучать на концерте.

Инна Смирнова

- Расскажите всё по порядку. Как вы придумали проект?

Инна: У классической музыки есть «второе дно», за ней всегда стоит какая-то история. И чтобы в этой истории разобраться, нужно проделать большую самостоятельную работу, чего почти никто не делает. В результате приходится довольствоваться просто собственными ощущениями, верхушкой айсберга, что в принципе, тоже неплохо, но это как съесть вишенку, а торт оставить. Именно так формируется ощущение, что классика -это скучно. Так что я всегда хотела, чтобы такой проект, где в музыку будут «погружать», существовал, - но долго не могла найти для этой идеи правильную форму.

Анна: Музыке учатся очень долго, столько учатся, кроме музыкантов, наверное, только врачи. В процессе учебы, когда приходишь на уроки, твой педагог начинает тебе рассказывать про произведение, и ты слушаешь, открыв рот. А ведь люди, приходящие на концерт, не знают и сотой доли этого. Я иногда, просто сидя с друзьями, что-то рассказывала, и даже те, кто говорил, что классическую музыку не особенно любят, загорались.

Я убеждена, что любое искусство надо объяснять. Например, можно просто смотреть на картину, а можно рассказать, что у каждого образа есть точный смысл, что в жизни художника в этот период происходили конкретные события, что он размышлял об определенных вещах. Тогда начинаешь видеть эту картину совсем по-другому.

Анна Паклина

- Расскажите про название «Арт-Ведомство Ликбез». Почему Ликбез? Почему Арт-Ведомство? Почему так по-советски?

Инна: Мы старались через советскую плакатную эстетику в названии донести до потенциального слушателя образовательную сторону проекта, но это все приправлено большой долей юмора, что легко почувствовать на наших мероприятиях. Мы не  говорим о музыке с привычной всем серьезностью, хотим быть с ней на «ты».

- То есть, всё-таки играете на советской эстетике? Не зря мне так показалось?

Инна: В известной степени да, но не хотим заигрываться, потому что мода на советское, как и любая мода, временна, она пройдет, а проект, мы рассчитываем, будет существовать долго. Советская эстетика заканчивается на уровне формы, не слишком проникая в содержание: в «Ликбезе» нет академизма и музыкальной литературы. Есть эксперименты с форматом, площадками, подачей, в общем, подбор ключей к пониманию музыки.

- Расскажите подробнее про первые мероприятия.

Инна: Нулевая встреча была для друзей и знакомых у меня дома на музыкальном квартирнике; тема была не очень конкретно задана, решили просто поговорить о музыке. Начинали с революционной лирики Шопена, а потом куда нас только не унесло, даже «Полёт валькирий» Вагнера послушали.

Потом понадобилось время, чтобы найти площадку, отточить программу первой встречи, подобрать произведения, найти музыкантов.

Ажиотаж, мягко говоря, был гораздо больше, чем мы ожидали – нам пришлось за сутки до мероприятия остановить продажу билетов, потому что закончились места. Мы намеренно не стремимся проводить “Ликбез” в больших концертных залах, нам важно, чтобы площадка поддерживала тему и была небольшой, камерной, это важно для контакта с музыкантами.

- Как вы выбираете темы?

Анна: Темы рождаются непросто, медленно. Пытаемся рассмотреть музыку под интересными углами, то есть тема, подходящая для нас – это не просто «Великий Бетховен» или «Безумный Вагнер». Например, мы делали встречу про запрещенную классическую музыку - хотели объединить разные эпохи, понять, почему музыка может попасть под запрет, хотя, казалось бы, в ней нет никакого сюжета, как в книге или фильме. А первая тема называлась “Музыка «сверхгениев»”, мы объединили нескольких композиторов по принципу их влияния на развитие классики в будущем – Баха, Бетховена и Вагнера. В любом случае, мы вначале формулируем интересную тему, а потом уже под нее ищем площадку, исполнителей и выбираем программу.

- А кто исполнители?

Анна: Музыканты с большой теплотой относятся к нашему проекту. У нас бывают и очень громкие звёздные имена, и молодые виртуозы, которые уже выиграли множество конкурсов, но пока не известны широкой публике. Одна из миссий проекта – давать возможность выходить на сцену молодым талантливым музыкантам. В это трудно поверить, но в России это удаётся единицам. Мы поддерживаем молодых ребят, для нас это важно.

- Где проходит граница того, что вы готовы считать классической музыкой? Шнитке? Кейдж?

Анна: Ну, вот великий Николай Луганский сказал, что, на его взгляд, с Кейджа пошло разложение музыки. Но я не считаю, что для нашего проекта нужны границы жестче, чем просто «классическая музыка» (в противовес, например, джазу). В этом смысле XX век, авангард – это всё для нас классическая музыка.

- Ну это уже было сто лет назад! А второй авангард?

Инна: В целом, мы не торопимся туда погружаться, потому что это для нас одновременно слишком субъективно и слишком сложно, а мы хотим сделать что-то вроде «Классической музыки для чайников» – для людей, которые не очень погружены. Музыка позднего XX века – это как современное искусство, которое еще не прошло проверку временем, еще не все понятно с ее качеством, с трактовками. И это совсем другая аудитория. Скорее, мы можем как раз подумать насчет джаза – у нас есть в проекте тема, в которой звучит слово «джаз», но джаз там тоже через призму классики.

Анна: Я соглашусь, что это музыка пока не для нашей аудитории – если человек не особо разбирается в классической музыке, но хочет побольше узнать, и мы сразу его ошарашим вторым авангардом, он больше не придет. К тому же Инна сказала очень правильную вещь, нам трудно разделить эту музыку на безусловные шедевры и не-шедевры – слишком мало лет прошло. Но в этой области очень много разной музыки, есть и очень интересная, тот же Шнитке – и, кстати говоря, многие вещи Шнитке очень доступны. Поэтому я не исключаю того, что мы можем в какой-то момент использовать этот материал – если будет тема, для которой он нужен. И особенно если найдется узкий эксперт – например, среди тех же самых нововенцев, там же нужно внимательно читать партитуру и, условно говоря, “кроссворды разгадывать”, это требует очень больших музыкальных знаний и, кстати, подготовленной аудитории, поэтому это, скорее, мысли на перспективу.

- А почему вам важно, чтобы музыка прошла проверку временем?

Инна: Потому что тогда она может считаться классикой. (смеется)

У нас есть стремление показать, как это здорово – классическая музыка, - и побудить наших слушателей к диалогу с ней. Потому что у большинства пока нет опыта диалога, для них классика сложна и непонятна. А о ней можно рассказать просто.

Анна: Есть вещи, которые не музыканту мучительно сложно понять. Если не открывать партитуру Третьей симфонии Шнитке и не следить за всеми этими темами, получится просто сумбурный набор звуков.

- ... вместо музыки.

Инна: И еще – можно ли вообще воспринимать музыку второй половины XX века, не зная классики? Будет ли хоть что-то понятно?

- Раз уж речь зашла о планах, какими будут следующие мероприятия? Когда, где?

Инна: У нас масса идей в разработке. Ракурсы, с которых проникнуть в суть произведений будет просто и очень интересно. Будут и пограничные темы: вокруг джаза, 20й век. В общем, афиша будет на likbez.msk.ru!

фото предоставлены Пресс-службой
«Арт-Ведомства Ликбез»

15.11.2018



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей