Новости


Подписаться на новости


20.11.2018

Ульф Ваденбрандт:
«Моя работа – открывать новые возможности для классических музыкантов»

Ульф Ваденбрандт – известный шведский дирижер, хорошо знакомый Российской публике своими работами в жанрах classical crossover и symphonic rock. 17 ноября Ваденбрандт вновь возглавил Симфонический оркестр Москвы «Русская Филармония» в рамках концертов  «ABBA Gold Hits».

Перед концертом  корреспондент «Музыкального Клондайка» встретился с Ульфом Ваденбрандтом и поговорил с ним об особенностях classical crossover, работе с оркестром и планах на 2019 год.

- В прошлом году я была на вашем концерте «Queen & ABBA symphony» в Кремле. Мне запомнилась ваша фраза «Забудьте, что вы на концерте. Вы на самой отвязной вечеринке». На взгляд, важно ли сохранять тот изначальный посыл, вложенный в оригинальные произведения?

- Конечно. Зрители привыкли видеть симфонический оркестр на концертах классической музыки, и это может их дезориентировать – должны ли они чинно слушать представленные композиции или же они могут в полной мере наслаждаться музыкой. 

Я считаю, что людям необходимо передать данный импульс и тогда они смогут расслабиться и дать волю своим эмоциям.

- И вам это удалось в полной мере, так как в завершении концерта весь зал начал танцевать.

- Это именно тот эффект, которого я добиваюсь. Я хочу, чтобы вовремя концерта люди были раскованными и счастливыми и сохранили эти эмоции после концерта.

- Тогда у меня было ощущение, что передо мною скорее фронтмен рок-группы, нежели дирижер симфонического оркестра. И раз уж мы затронули эту тему – на рок-концертах ощущается эмоциональный обмен между исполнителем и аудиторией. Чувствуете ли вы нечто подобное?

- Да, безусловно. На концерте не должно быть  четкого разделения между оркестром и публикой – все они находятся на одной вечеринке. Моя цель – объединить оркестр и публику. Я не хочу, чтобы музыканты просто играли со скучными лицами и с мыслью «когда же я пойду домой». Они должны играть с эмоциями, отрывом и конечно чувствовать музыку.

- К слову, вы работали со многими оркестрами в разных странах. Что для вас важно в работе с оркестром? Есть ли у вас какие-то критерии идеального оркестра?

- В первую очередь, мне важно чтобы все музыканты в оркестре были объединены в одно целое. Оркестр, играющий с эмоциями, которому нравится та музыка, которую он исполняет – вот мой идеальный оркестр. Ведь это видно даже по глазам, когда есть отдача от музыкантов, когда им нравится то, что они делают. И конечно, они должны звучать.

-Работали ли вы с оркестром, который идеально подходит под эти параметры?

- Каждый оркестр становиться идеальным, после того как я начинаю с ним работать.

- Вы работали в жанре classical crossover как с эстрадными певцами, так и с оперными исполнителям. Скажите, кому из них сложнее войти в этот жанр?

- Оперным артистам сложнее исполнять музыку crossover, ведь им приходится привыкать к другой технике звукоизвлечения. В этом смысле, рок-музыкантам и популярным исполнителям намного легче подстраиваться под данный жанр.

- Все ли артисты могут работать в этом жанре?

- Следует отметить, что исполнять музыку в жанре classical crossover не так просто. В первую очередь все должно идти от сердца – важна эмоциональность – и конечно, ты должен быть открыт к экспериментам.

Однозначно не каждый артист может относить себя к этому жанру. Для этого недостаточно переложить произведение на струнный квартет. Должно быть что-то большее. Все же, у этого жанра есть свои четкие правила построения композиции.

Моя работа, как crossover-артиста заключается в том, чтобы вовлечь и объединить людей. Заинтересовать классикой тех, кто слушает популярную музыку и показать классическим музыкантам, что популярная музыка не настолько проста и легка, как зачастую все думают. Что звук может быть гораздо богаче, нежели если ее исполняет отдельно группа или отдельно оркестр. Что если объединить эти жанры возникает большая палитра звучания.

- Многие группы и оперные артисты, достигшие популярности в своём жанре, замечены в classical crossover . На ваш взгляд, почему музыканты из совершенно разных миров начинают экспериментировать?

- Для эстрадных артистов работа с симфоническим оркестром означает как профессиональный рост, так и больше возможностей звучания. Обычно их звук включает в себя стандартный набор инструментов: ударные, гитара, клавиши и так далее. А когда они впервые слышат свои композиции в оркестровом звучании, то у них перехватывает дух «Вау, вот как это может звучать». Собственно, любой артист, впервые начавший работать с симфоническим оркестром, испытывает эти ощущения.

Для академического исполнителя это скорее возможность расширить свою аудиторию.

- В России, в академических кругах, до сих пор существует некое недоверие к жанру classical crossover. Хотя в данный момент, стена непонимания начинает рушиться. Существует ли такое непонимание в Европе?

- Я думаю, что аналогичная ситуация и в Европе. Некоторые классические музыканты до сих пор считают исполнение более легкой – популярной музыки – ниже своего достоинства. Мне кажется, эти стереотипы разрушатся со сменой поколения, как музыкантов, так и аудитории. Тем более что в настоящий момент классическая музыка переживает кризис жанра и нам жизненно необходимо новое звучание.

В данной ситуации важно чтобы у двух сторон – классической и популярной музыки – было взаимопонимание и желание работать вместе. Я считаю, что будущее классической музыки – classical crossover.

Сейчас в Швеции академическое музыкальное образование расширяет свои рамки – студентов, помимо игры на классических инструментах, обучают и работе в других жанрах. И в будущем они смогут играть любую музыку в любом стиле: джаз, рок, поп… Соответственно, это поколение открыто поиску нового звучания, открыты к импровизации.  А значит, у них есть возможность привлечь аудиторию.

- Несомненно, многих зрителей привлекают названия любимых групп и ожидание их хитов. Как вы считаете, во время концерта поклонникам этих групп нужно ли анализировать переложенную на оркестровку композицию или все же полностью отдаться музыке и чувствовать её?

- Приведу пример. В прошлом году мой оркестр играл концерт на большом гейм-фестивале «DreamHack» - это то место, где на протяжении 24 часов геймеры проводят онлайн-соревнования.

Мы исполняли популярные темы из многих компьютерных игр. И для меня была показательна реакция аудитории – в начале концерта они немного «прифигели», а потом я заметил, что у некоторых в глазах стояли слезы. Они не ожидали, что музыка, к которой они привыкли и слушали ее множество раз в фоновом режиме, может так звучать. В этом и заключается моя работа – открывать новые возможности для классических музыкантов.

Мне не нравится, когда на концерте оркестр находится в тени и являет собой некую декорацию для основного действа. Моя задача – объединить исполнителей и музыкантов и вместе создать нечто уникальное, что не повторяет ранее услышанное. В противном случае, работа может превратиться в рутину.

- Существуют ли такие группы или композиции, которые бы вы хотели исполнить в жанре crossover, но их невозможно переписать для оркестра?

- На самом деле любую музыку можно исполнить с оркестром – здесь нет никаких границ и исключений.

Например, сейчас совместно с компанией Новая Русская Классика разрабатывается новый проект с электронной музыкой, премьеру которого мы планируем представить в России. В мире не существует аналогичных проектов – это будет полноценное электронное шоу с оркестром и ди-джеем.

- В следующем году вы представите в Москве две программы: «Let it Be. The Beatles Symphony» и «Elvis. The King». Расскажите, чего нам ожидать от этих концертов?

- Я давно хотел привезти эти программы в Россию. The Beatles и Элвис Пресли – величайшие музыканты и иконы музыки. Отмечу, что эти исполнители были замечены в работе в жанре classical crossover.  Это будут уникальные концерты с шикарными аранжировками, расширяющими и показывающими знаменитые хиты в новом свете. Концерты пройдут при участии Большого Академического оркестра имени Силантьева в Конгресс-центре им. Плеханова 25 января и 6 марта соответственно.

Российских зрителей ждет отличная программа с превосходными артистами и обалденным дирижером (смеется).

беседовала Александра САЙДОВА
фото предоставлены
пресс-службой Ульфа Ваденбрандта 

20.11.2018



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Афиша + билеты

Афиша + билеты

 
 
« Май »
 
  
ПнВтСрЧтПтСбВс
   12345 
 6789101112 
 13141516171819 
 20212223242526 
 2728293031   

Подписка RSS    Лента RSS


Все афиши






афиша

 

 
Рассылка новостей