• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


30.11.2018

Ирина Аврамкова: «У нас проходит огромное количество творческих мероприятий».

В Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена как его подразделение существует Институт музыки, театра и хореографии.  

Директор института Ирина Семеновна Аврамкова поделилась с Антоном Ивановым историей создания успешного образовательного и творческого пространства, одного из самых интересных не только в Санкт-Петербурге, но и в России.

- Студенты и выпускники Института музыки, театра и хореографии РГПУ им. А.И. Герцена систематически побеждают в международных состязаниях и достойно занимают место в современной российской и мировой музыкальной культуре. В чем секрет успеха?

- Первое, и главное, у нас на сегодняшний день сформирован великолепный профессорско-преподавательский состав. Под словом «великолепный», я подразумеваю творческий пул преподавателей, завоевавших педагогическое и исполнительское признание в музыкальном сообществе не только России, но и за ее пределами. Эти специалисты являются гарантами качества обучения наших студентов.

В нашем институте работают ведущие преподаватели фортепианного факультета Санкт-Петербургской государственной консерватории: народная артистка России, заведующая кафедрой специального фортепиано Екатерина Алексеевна Мурина, заслуженный артист России, декан фортепианного факультета Леонид Михайлович Зайчик, заслуженные артисты России Татьяна Михайловна Загоровская и Олег Юрьевич Малов, заслуженный деятель искусств России Игорь Викторович Лебедев. В настоящее время мы пригласили к сотрудничеству и получили согласие заслуженного артиста России Вадима Наумовича Монастырского.

Кафедру сольного пения института представляют певцы Мариинского, Михайловского и других театров: народная артистка СССР Лариса Андреевна Шевченко, народные артисты России Алексей Алексеевич Стеблянко, Владимир Борисович Ванеев, Михаил Иванович Кит, Николай Дмитриевич Копылов, Альберт Нуруллович Асадуллин, который ведет класс эстрадного пения; заслуженные артисты России Елена Васильевна Морозова, Татьяна Алексеевна Кравцова, Александр Викторович Морозов, Карен Робертович Акопов, Николай Михайлович Думцев, Ольга Михайловна Трифонова и могу продолжать, продолжать, продолжать… Заведует кафедрой сольного пения профессор, заслуженный работник культуры России Татьяна Дмитриевна Смелкова.  Названные  и неназванные коллеги — блестящие музыканты, снискавшие признание на поприще исполнительской деятельности, а также честно, умно, талантливо передающие свое мастерство творческой молодежи.

У нас преподает народный артист России Давид Семенович Голощёкин — мультиинструменталист, основатель первой в России государственной джазовой филармонии, автор и ведущий известных радиопередач о джазовой музыке.  

А еще мы богаты театральными и хореографическими образовательными программами, которые также представлены превосходными мастерами сценического искусства и являются чрезвычайно привлекательными для современной молодежи.

У нас осуществляются диссертационные исследования под руководством профессоров, докторов наук, которые терпеливо обучают молодых ученых методике и методологии научных исследований. Таким образом мы можем гарантировать качество образования не формально, а по существу данного понятия.

«Качество образования» — это не просто фигура речи. В этом понятии фокусируются и цели, и задачи, и миссия, и смысл всей нашей деятельности, учитывая, что в нашем институте ведется обучения по четырем образовательным уровням: бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура, которые представлены далеко не во всех вузах страны. И этим мы тоже очень гордимся.

Но самое важное, чем мы дорожим, это профессиональная этика или этика ответственности перед нашими студентами и аспирантами.

Нам удалось создать целостное художественно-творческое, научно-образовательное пространство.

- Есть какие-нибудь особенности при поступлении в институт, большой ли конкурс?

- Я могу сказать, что в 2013-14 учебном году у нас было примерно 600 студентов. Сегодня их более 1500. Мы имеем возможность проводить тщательный отбор абитуриентов. На некоторых образовательных программах обучаются только выпускники средних профессиональных образовательных учреждений, которые имеют фундаментальную довузовскую подготовку. Несколько программ особенно востребованы, конкурс при поступлении достигает 20 и более человек на место.

- В чем заключается различие образования, получаемого в Институте и консерватории?

- У нас существует диверсификация образования. Что это значит? Все программы бакалавриата и магистратуры представлены в педагогическом и, скажем так, направлениях искусства, что позволяет абитуриенту выбрать свой индивидуальный образовательный маршрут. Итак, получив образование в бакалавриате по исполнительской (консерваторской) программе, выпускник может поступить в магистратуру на программу, осуществляемую в рамках педагогического направления. Таким образом, выпускник становится обладателем двух взаимодополняющих дипломов, что повышает его профессиональную ценность.

- Институт живет яркой творческой жизнью, какие ближайшие мероприятия пройдут в его стенах?

- У нас проходит большое количество творческих мероприятий. Мы расцениваем их как площадки для реализации широкого спектра профессиональных возможностей преподавателей, а также исполнительского, научного и педагогического становления студентов. Именно участвуя в конкурсах и фестивалях, форумах и конференциях талантливая молодежь получает возможность предъявить публике свои достижения. Это путь к исполнительскому мастерству, движение к профессиональному совершенству.

В текущем учебном году мы запланировали два конкурса и уже готовим их проведение. Один из них — «Санкт-Петербург в зеркале мировой музыкальной культуры», - состоится уже в восьмой раз. Конкурс входит в Ассоциацию Музыкальных Конкурсов России. Конкурсный проект ориентирован на поиск и поддержку талантливой молодежи — музыкантов-исполнителей, музыкантов-преподавателей, работающих в системе высшего, среднего специального и дополнительного образования; студентов высших и средних профессиональных образовательных учреждений, учащихся профильных музыкальных классов лицеев, гимназий, школ искусств, учреждений дополнительного образования детей России и зарубежных стран.

Номинации охватывают практически все профильные дисциплины: фортепианное, инструментальное, ансамблевое, вокальное исполнительство, концертмейстерское и дирижерское мастерство.

 Открытие пройдет 26 ноября в Малом зале филармонии Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича, а закрытие и концерт лауреатов 3 декабря в Шереметевском дворце.

- Есть ли аналоги такого конкурса в России?

- Подобного рода конкурсы случаются эпизодически, а потому их имидж неясен.

Наш конкурс — это масштабное состязание, которое проходит в известных залах Санкт-Петербурга. В состав жюри конкурса входят известные в России и за рубежом музыканты. По материалам этого конкурса созданы учебно-методические пособия и обширный видеоархив. Наше мероприятие привлекает значительное число участников: от только начинающих музыкантов до зрелых исполнителей, способных создавать на сцене полноценные интерпретации произведений.

Мы — вуз федерального значения. А потому в наших мероприятиях участвуют представители всех регионов России и, конечно, музыканты из зарубежных стран. Огромный поток абитуриентов, которые ежегодно «штурмуют» приемную комиссию, это, отчасти участники наших конкурсов. Можно сказать, наши конкурсы — это своеобразная реклама нашего института.

- Откуда приезжают иностранные студенты?

- Из разных стран, из Европы меньше, а вот студентов из Китайской народной республики у нас много. Сегодня китайские студенты понимают, что качество образования, которые мы гарантируем, дает им преимущество в последующем трудоустройстве. У нас много университетов-партнеров, которые стремятся послать к нам выпускников бакалавриата на обучение в магистратуре, а затем и в аспирантуре.

- Часто ли студенты института становятся лауреатами конкурсов?

- Конечно, часто. Кстати, наши студенты ездят на конкурсы за счет бюджета университета, это уникальная ситуация. Благодарим наше руководство за понимание важности обмена творческими школами и укрепления статуса и имиджа университета.

- Что дает участие в конкурсах, которые проводит Институт музыки, театра и хореографии для самих конкурсантов?

- Это огромный стимул, формирующий творческий компонент личности.

- Как правило, у таких людей с такими яркими именами, как преподаватели вашего института, не слишком много времени для того, чтобы заниматься со студентами. Как у вас решается этот вопрос?

- Раньше существовала такая система, когда при профессорах работали ассистенты, которые занимались со студентами, потом приходил мастер и «накладывал» некие мазки на готовую работу. Это имеет право на существование. Я с этим не спорю, но у нас такой стиль взаимодействия со студентами не принят. И если вы зайдете в кабинет того преподавателя, который заявлен в расписании, вы именно его там и увидите.

- Помимо конкурса «Санкт-Петербург в зеркале мировой музыкальной культуры», какие еще мероприятия пройдут в этом учебном году в Институте?

- Нет также аналога Международному конкурсу педагогического мастерства «Педагог-музыкант в контексте современной культуры». Мы будем поводить его в апреле 2019 года уже пятый раз. Одна из важных целей — инициировать осмысление педагогическим сообществом путей обновления содержания, форм и методов общего и дополнительного музыкального образования в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего и дополнительного образования. Конкурс ставит задачу выявления педагогов-музыкантов, достигших высокого уровня профессиональной компетентности, а также студентов, мотивированных на педагогическое творчество.

Конкурс пройдет в следующих номинациях: «Открытый урок музыки в общеобразовательной школе», «Индивидуальное занятие с учащимися в системе учреждений дополнительного образования детей», «Видеозапись внеклассного мероприятия», «Педагогические проекты», «Открытое музыкальное занятие в дошкольном образовательном учреждении».

Автор идеи проведения конкурса — заслуженный учитель России, почетный работник высшего профессионального образования, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, профессор кафедры музыкального воспитания и образования РГПУ им. А. И. Герцена Белла Соломоновна Рачина. Для молодых педагогов-музыкантов - это настоящая площадка педагогического мастерства.

Беседовал Антон ИВАНОВ

Фотография из личного архива Ирины Аврамковой

30.11.2018



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей