• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


03.12.2018

Андрес Мустонен: О секретах мышления современного музыканта.

Андрес Мустонен, фото - Яана Кривеля

Андрес Мустонен – основатель ансамбля Hortus Musicus, скрипач, дирижёр и член жюри I фестиваля-конкурса ансамблей «Национальная коллекция», который прошёл в Санкт-Петербурге в ноябре, поделился с нашим корреспондентом своим видением будущего народной музыки,  рассказал об истории успеха своего ансамбля  и о многом другом.

- Ансамбль Hortus Musicus существует с 1972 года и является ведущим коллективом старинной музыки, вышедшим из постсоветского пространства. В чём его успех и секрет долголетия?

- Трудно сказать одним словом, но это, безусловно, творческий ансамбль. У многих коллективов происходит стагнация, и часто они с ней не справляются и умирают, не зная, каким образом выйти из застоя. Для нас каждая программа, каждое сочинение – это новая музыка. Мы находимся в бесконечном развитии и открытии. Hortus Musicus занимается новой и старинной музыкой, но все это для меня – современная музыка, точнее, скорее эстетика современная, а не сами ноты. Это является основой нашего долголетия. Конечно, еще то, что у нас есть огромное уважение среди музыкантов ансамбля. Каждый артист ансамбля готов к восприятию нового, открытию и активным импульсам. Я считаю, что именно это надо использовать, а не огромное количество теоретических знаний, ведь наука не звучит.  

- Время идёт, ваш ансамбль существует более 40 лет, многие, с кем вы начинали, продолжают с вами работать. Как вам удается сохранить и дружбу, и работу с вашими музыкальными коллегами?

- Многие сделали свои коллективы, некоторые уехали жить за рубеж. Кто-то ушел из этого мира, все меняется, это естественный процесс.

Андрес Мустонен, фото из личного архива

-А те, кто остался с вами, они для вас являются друзьями?

- Все друзья, кто сегодня со мной. Это не значит, что один друг является им 10 лет, другой 30 лет. Те, кто сегодня рядом со мной, – это мои самые близкие друзья.

- Как заставить публику поверить в то, что это аутентично, а это - нет?

- Исторического исполнения нет, никто не может играть так, как играли даже 20 лет назад. А как мы можем утверждать, что играли таким образом, если прошло 200 или 500 лет? Абсурд. Это просто какие-то знания, которые мы получили из трактатов. Я всегда говорю, что барочная интерпретация, которая принята сейчас, это новая интерпретация, которая выступила против романтизма. Это произошло несознательно, просто эстетика меняется. И сейчас тоже все меняется: тот, кто играл как будто аутентично, уже не хочет так играть и ищет что-то новое. Откуда взяться этому новому? Безусловно, человек начинает лезть в исторические знания, в трактаты, это необходимо. Но, на мой взгляд, нельзя ограничивать себя никакими правилами. Если начинаешь играть и жить по закону, тогда ты теряешь свою свободу и пропадает творческое мышление.

- Можно сказать, что аутентичность – это не знания, а умение убеждать?

- Правильно. Я аутентичный и оригинальный человек. Это и есть аутентизм, не аутизм (смеется). И сейчас говорят historic informed (исторически информированное), но это не аутентичность. Мы ничего не знаем, мы ни с кем не общались. Мы только предполагаем. Мы сейчас так думаем, но через 15 лет точно будем думать по-другому. Или через 15-20 лет эту музыку вообще не будут играть, а интерес будет совсем в другой музыке. Это очень ценно, но исключительно из-за эстетики. Не просто какие-то ноты или инструменты, это вообще неважно. Эстетика, философия, идеология - это важно. А как поставить свое мышление в ноты, это уже секрет.

- Вы выступили в качестве члена жюри конкурса «Национальная коллекция», какие впечатления остались от участников?

- Очень позитивные. Хороший уровень, но, так называемого нового мышления для меня там не было. Я мог бы все это петь и играть вместе с ними, там ничего нет такого, о чем можно было бы сказать: «Ого, они нашли что-то новое». Было много качественной игры инструменталистов, в технике коллаж или попурри. Для развлечения публики этого вполне достаточно, но для высокой культуры слишком мало. Потому что высокая культура ищет новую эстетику. Она говорит: «Я открываю для вас новые пути средством музыки». Хорошая игра – это уже больше 50 процентов успеха. Эти исполнители могут быть на сцене и играть для широкой публики.

Члены жюри фестиваля-конкурса "Национальная коллекция", фото - Анны Флегонтовой

- Как вам кажется, есть ли будущее у народной музыки?

- Опять же, она превратилась во что-то музейное. Если ее использовать, то необходимо создавать что-то новое. Чтобы мы не думали как наши прабабушки, естественно, хорошо, что они были, это ценно, но нам надо дать следующему поколению то, что они хотят, и будут развивать.

 

Беседовал Антон ИВАНОВ

03.12.2018



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей