• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


04.12.2018

Александр Болдачёв:
«Вся музыка взаимосвязана»

Александр Болдачёв известен своими интересными концертными программами, которые включают как классические, так и современные композиции. Арфист-виртуоз, композитор и педагог в гостях у «Музыкального Клондайка».

- Александр, на ваш взгляд, сейчас арфа – популярный музыкальный инструмент?

- Делаю для этого всё возможное. Я начал активную карьеру музыканта с 1996 года, и с тех пор, на мой взгляд, арфа получила сильное развитие. Насколько сильное – сведущие люди смогут определить уже потом. Мне кажется, инструмент движется в правильном направлении. Конечно, существует стереотип, что арфа - это символ ушедшего времени. Античность и барокко, неизменные девушки в пышных платьях, перебирающие струны…

Я и мои коллеги создаем образ современной арфы, масштабного и сложного инструмента, имеющего возможность играть любую музыку. Я исполняю электронику и рок-композиции, поп-музыку и музыку из кино, современные композиции, авангард и классику. Я пытаюсь охватить многие жанры для того, чтобы показать людям, что этот инструмент современен и достоин находиться на широкой сцене.

- Как вы считаете, новый взгляд на классические стандарты делают музыку ближе к зрителю?

- Отмечу, что на сегодняшний день у нас много заблуждений. Например, как в разных странах понимают определенные термины. Современный танец Contemporary у нас воспринимается абсолютно иначе, чем за рубежом – мы выбрали иной путь для его развития. Так и с музыкальными жанрами. Неоклассический жанр появился в прошлом веке, и тогда это была совсем другая музыка. А то, что сегодня исполняется под этим названием – примитивизм. Ничего плохого в этом термине нет – мы же уважаем творчество, например, Шагала. Но если музыкант сегодня назовет свое творчество примитивизмом, то вряд ли сможет хорошо продаваться. Поэтому, в угоду маркетингу и появляются такие красивые картинки и названия.

- Вы смешиваете различные стили в своём творчестве, но есть ли у вас жанры, с которыми работать нравится больше всего?

- У меня нет определенных "любимчиков" ни в одной сфере. Например, книги и фильмы – они каждый день разные. Может, это хорошо, что у меня постоянно меняются предпочтения. Сегодня ближе один жанр, а на следующий день могу предпочесть другой. Зависит от настроения.

То же самое касается и музыки, которую я играю. Самое сложное, это быстро переключаться. Последнее мое переложение на арфу - «Богемская рапсодия» Фредди Меркьюри, являющаяся для меня традиционно классическим произведением. Не нужно забывать, что Меркьюри классический музыкант (Прим. редакции – Фредди Меркьюри получил четвёртую степень (Piano Grade IV) по теории и практике игры на фортепиано). И то, что его карьера сложилась именно в области рок-музыки, является лишь правильным для него стечением обстоятельств. Но его музыка не так сильно уходит из концепции классики.

Или, например, рок-музыка и джаз имеют корни в более ранних периодах: Ренессанс и Барокко, где мы как раз можем услышать такую же полифонию, структуры, модуляции.

Вся музыка взаимосвязана. Если представлять ее, как единое древо, то невозможно выбрать какую-то определенную ветвь. Либо ты любишь все дерево, со всеми его жухлыми и зелеными листочками, либо нет.

- Вы являетесь приглашенным солистом Большого театра. Арфа - голос в оркестре или полноправный сольный инструмент?

- Если бы вы делали интервью с Чайковским, то он бы сказал, что арфа лишь краска в оркестре, а не сольный инструмент. Именно в таком ключе он упоминал арфу в своих письмах.

На самом деле, в оркестрах и оперном творчестве арфа появилась очень давно, изначально занимая одну из лидирующих позиций. С главенствующего сольного инструмента ее вытеснил рояль и арфа ушла в краску.

Сегодня же композиторы, достаточно образованные, чтобы работать с таким сложным инструментом, снова вытягивают арфу на солирующие позиции и пытаются показать с её помощью не только волшебство и магию любви.

Например, в нашумевшем балете «Нуреев» я работал с Кириллом Серебренниковым и Ильей Демуцким. Авторы изначально планировали, что арфа в балете будет присутствовать, как солирующий инструмент. Правда, я тогда и представить не мог, что в итоге это будет 20 минут сольного звучания. Илья написал музыку, я сделал соответствующую редакцию, теперь каждую постановку выхожу на авансцену вместе со своим инструментом.

Я думаю, что по прошествии более ста лет, после того как арфа в последний раз выступала на сцене вместе с Матильдой Кшесинская, это пиковая точка истории арфы в Большом театре. И я надеюсь, что такая тенденция будет продолжаться.

- В этом году вы отправились в юбилейный тур по Японии. Расскажите, что вас привлекает в этой стране?

- Впервые я посетил Японию 15 лет назад, и тогда мне показалось, что я попал на другую планету. Все, что я видел, выглядело иначе, чем где-либо еще. Совершенно другие люди с уникальными традициями – как они здороваются и прощаются, какое у них чувство юмора, что они дарят и говорят, как ходят, как одеваются. Так как я с детства люблю фэнтези и фантастику, то Япония стала для меня неким полу-выдуманным миром, к которому я с удовольствием возвращаюсь вновь и вновь.

- Что ждет зрителей на ваших концертах?

- В Японии пройдут 4 концерта в Киото и Токио. На самом деле я люблю экспериментировать, поэтому часто не могу точно сказать, что именно ожидает зрителя. Я могу дать идею концепта, как будет проходить концерт, но саму программу я часто составляю только на сцене – я придумываю ее «от зрителя». Например, японской публике нравится то, что в Европе было популярно 25 лет назад.

Волна трендов доходит до них намного позже, и они с большим удовольствием слушают то, что мы уже относим к классической попсе. «Маленькая ночная серенада» Моцарта или «Щелкунчик» Чайковского, «Медитация» Массне – те легенды, которые стали для нас замыленными. А для них это насущная классика. Также я исполню Игоря Стравинского, Фредди Меркьюри и обращусь к японским композиторам. В их числе Дзё Хисаиси – один из самых интересных современных композиторов. Его музыку можно услышать в хорошо известных нам анимационных фильмах «Ходячий замок» и «Унесенные призраками» Хаяо Миядзаки.

Также, на концертах я сыграю свои собственные композиции: «Театр Кабуки» и «Краски Японии». Сочиняя музыку, я всегда обращаюсь к своим личным переживаниям и впечатлениям, которые смогу перенести на бумагу и подарить зрителю.

- Вы собираетесь создать школу игры на арфе в Токио. Расскажите об этом подробнее. На каком вы этапе?

- Идея создать школу появилась давно. Я часто приезжаю в Японию, и там сформировалась группа учеников, постоянно посещающие занятия. Хочется создать то место, которое бы объединяло всех вместе. Не только арфистов, но и музыкантов разных направлений. Возможно, уже получится открыть на следующий год. Хочется реализовать двухуровневое обучение: преподавать учителям во время визитов в Японию, а они в свою очередь передадут эти знания ученикам. В таком формате успешно работают многие мои коллеги, и я считаю этот подход правильным.

- И конечно, мы ждем ваши концерты в Москве. Когда мы сможем увидеть вас на столичной сцене?

- Конечно. 22 декабря я выступлю на сцене Кремлевского дворца в рамках юбилейного творческого вечера Олега Погудина. Олег нашёл мою запись Шопена на фэйсбуке и сразу написал мне, что это близкий ему композитор. Изначально он пригласил меня играть именно Шопена, но когда мы встретились на репетиции, то попробовали разные композиции из его репертуара, в течении трех часов играли и пели различные песни и романсы. В Кремле мы представим три произведения, которые, как я надеюсь, в дальнейшем станут основой для отдельного альбома с арфой.

С замечательной саксофонисткой Вероникой Кожухаровой я выступлю 21-го декабря в Доме Актёра, а вот сольно меня можно будет услышать 5 февраля в Камерном зале московской Филармонии и 11го февраля в Большом Зале Консерватории.

Беседовала Александра САЙДОВА
Фото из личного архива Александра Болдачёва

04.12.2018



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей