• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


08.12.2018

Николай Швалев: «Занятия вокалом - это процесс, приносящий радость».

Врач-фониатр Николай Вадимович Швалев рассказывает об особенностях детского голоса, о профессиональных заболеваниях певцов и дает практические советы педагогам вокала.

- Николай Вадимович, расскажите, в чем главное отличие ЛОР-врача от фониатра?

- В нашей стране фониатрия – это раздел отоларингологии, в некоторых европейских странах это отдельная специальность, но тоже имеющая отношение к отоларингологии. Фониатры - специалисты, занимающиеся диагностикой и лечением заболеваний голоса, изучением физиологии, анатомии и патологии голосообразования. В России это происходит на базе отоларингологического образования. Я учился у знаменитого фониатра - Татьяны Евграфовны Шамшевой. Она была старшим научным сотрудником в НИИ уха, горла, носа, возглавляла там отдел физиологии и патологии речи. Татьяна Евграфовна известна в среде специалистов своими многочисленными трудами по разным направлениям фониатрии, также была отмечена медалями Немецкого общества фониатров, выдающийся врач, ученый, педагог. Долгое время она работала фониатром в Мариинском театре, и так получилось, что я продолжил дело своего учителя, на этом непростом и ответственном месте.

- Вы работаете в нескольких театрах Санкт-Петербурга, с какими жалобами обычно приходят к вам ваши пациенты?

- Основные жалобы – это, конечно, проблемы с голосом: осиплость, охриплость, сужение и изменение диапазона, вопросы о состоянии голосового аппарата, способности выдержать ту или иную нагрузку, просьбы помочь в подготовке к выступлению.

- Вы давали мастер-класс в рамках Международной Творческой школы вокального мастерства Елены Образцовой для педагогов и студентов вокальных отделений. На что вы делаете основной акцент в своих лекциях?

- В данной лекции я пытался осветить ряд важных для вокалистов вопросов. Во-первых, просвещение в плане анатомии и физиологии здорового голоса и  теории голосообразования, что позволяет объяснить природу заболевания. Во вторых, вопросы гигиены голоса и жизни певца. В частности, я касаюсь сложностей в  работе вокальных педагогов, ведь им приходится сочетать речевой голос, когда они объясняют и вокальный голос, когда они показывают, все это им необходимо делать одновременно. И, в-третьих, - рассказываю об особенностях детского голоса, делюсь различными аспектами сохранения и развития голоса у детей.

- В чем различие голосовых аппаратов у женщин и мужчин, встречаются ли похожие заболевания?

- По большому счету, статистически можно выявить различие в структуре заболеваемости у мужчин и женщин. Но кардинальных различий нет. Существуют состояния, связанные с течением гормональных изменений, у мужчин одного толка, у женщин – другого. У мужчин более остро протекает мутация, затем, во взрослом возрасте и до старости все идет достаточно спокойно, у женщин – есть несколько периодов, это и  период взросления, индивидуальные проблемы во время месячных, изменения во время беременности, родов и послеродовом периоде. Есть определенное влияние, до конца не изученное, гормональных контрацептивов на голос. И климактерический период, период увядания голоса, иногда требует особого внимания, особых подходов и консультаций фониатра.

- Например, такая болезнь как узелки голосовых складок, она встречается одинаково часто как у мужчин, так и у женщин?

- Да, среди таких пациентов есть лица обоих полов. Другое дело, что узелки голосовых складок они более свойственны высоким голосам.

- С чем это связано?

- Это проблема злоупотребления голосом.  Большая, неадекватная голосовая нагрузка, пение не в своей тесситуре, пение в больном состоянии, при отечности голосовых складок любой природы - простудной, аллергической, воспалительной и так далее. Основная причина – это неправильная эксплуатация голосового аппарата. Микроба или вируса, вызывающего узелки, - нет.

- А что касается детских голосов?

- Узелки имеют особый характер у детей. У них часто корень проблемы даже не медицинский, а педагогический, и связан с воспитанием, или психоневрологический, связанный с состоянием здоровья, когда дети вынуждены выражать какие-то свои внутренние проблемы поведением не совсем адекватным поведением, криком. Часто эти состояния можно отследить по анамнезу из разговора с родителями. В данном контексте, я бы хотел сказать, что я приветствую занятия пением, под руководством опытного педагога и после фониатрического осмотра. Вокальные занятия позволяют  правильно организовать и использовать их внутренние потребности детей, что бы их голосовые запросы были реализованы в правильной форме.

- Какие вы можете дать советы педагогам, работающим с детьми и подростками, ведь детский голосовой аппарат совсем не похож на взрослый, и как не травмировать в этот период ребенку голос?

- Прежде всего, слушать голос ребенка, если есть какая-то осиплость, которая носит постоянный, нарастающий или регулярный характер, то ребенка следует показать специалисту для оценки его пригодности к той или иной голосовой нагрузке. Стоит прислушиваться к физиологии, к естественному диапазону голоса, но и надо быть особенно аккуратным в период мутационного изменения, «взросления» голоса. Стоит подобрать адекватную нагрузку, уменьшить ее, иногда полностью исключить. Надо обратить внимание на подбор должного репертуара, чтобы были произведения, написанные для детского голоса, но и не стоит чрезмерно увлекаться пением на результат для подготовки к конкурсам. Конечно, соревновательный момент необходим  в воспитании голоса, но это не должно быть целью. Занятия вокалом - это процесс, приносящий радость.

- На ваш взгляд, существует ли детское академическое пение?

- Я всецело приветствую занятия хоровым пением, это может способствовать и развитию личности и сплочению коллектива. Детский академический вокал – это вещь эфемерная, сложности занятия состоит в том, что голос ребенка очень нестабилен, он меняется в процессе взросления. Определенного  результата  можно добиться на короткий промежуток времени, дальше ребенок будет взрослеть, наступит мутация, пока мы его учим, ставим дыхание. Да, безусловно, ребенок может блеснуть, но иногда это больше амбиции педагогов или родителей. Изредка появляются выдающиеся голоса, как, например, у Робертино Лоретти, или у некоторых детей в нашей стране, которые в свое время блистали, к сожалению, как показывает история, это не всегда гарантирует им такой же  необыкновенный голос во взрослой жизни, поэтому тут надо быть очень осторожным.

Беседовал Антон ИВАНОВ

Фото из личного архива Н.Швалева

08.12.2018



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей