• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


22.01.2019

«4 причины для того, чтобы прийти
и услышать»..

Одна из причин – «Рапсодия в блюзовых тонах» прозвучит так, как задумал сам Гершвин!

Пётр Востоков. фото Владимира Степанова

3 февраля столицу, а точнее, Большой зал Консерватории ждёт уникальный концерт Большого Джазового Оркестра под управлением Петра Востокова. Уникальность концерта заключается в том, что слушателям будет представлено четыре серьёзных произведения из мира джазовой музыки, в числе которых оригинал «Рапсодии в блюзовых тонах», сочинённый Джорджем Гершвиным в 1924 году, и прежде никогда в России не звучавший.  Читатель сразу почувствует подвох, и справедливо спросит: «Что это за «оригинал», когда эту самую рапсодию «Rhapsody in blue» имеют в своём репертуаре все уважающие себя джазовые, симфонические оркестры ( и даже некоторые народные). Читатель будет прав, но интервью с руководителем оркестра, трубачом Пётром Востоковым должно пролить свет, даже «новый свет» и на предстоящий концерт, и (в том числе) на историю исполнения великого произведения Джорджа Гершвина.

- Пётр, в чём, собственно, заключается уникальность предстоящего концерта?

- Во-первых, в названии «Из Нового света»:  так же называется симфония Антонина Дворжака ( которого, кстати, мы исполнять не будем), однако, мелодия из  его симфонии откроет наш концерт звучанием фанфар. ( прим. ред: «Из Нового света» - последняя и самая популярная симфония ( №9) Дворжака, которая была написана автором в 1893 году, во время его пребывания в США, и основана на негритянских и индейских мелодиях). Смысл названия в том, что именно эта симфония заложила фундамент в понимании того, что такое вообще «американская музыка». В нашем концерте прозвучат серьёзные произведения, отнюдь не развлекательные, большая часть которых находится, как бы, «на стыке» классической и джазовой музыки. Такая программа была осознанно выбрана нами, потому что  Большой зал Консерватории - один из самых уважаемых залов в мире, а наш оркестр будет там звучать впервые, с момента своего возникновения (а это - восемь половиной лет).

Во –вторых: рапсодию Джорджа Гершвина мы сыграем в самой первой редакции, так, как она была задумана и написана самим Гершвином и аранжирована Ферде Грофе. Дело в том, что сегодня все без исключения оркестры исполняют, так называемую, «симфоническую» версию этой рапсодии, адаптированную Ферде Грофе для симфонического оркестра, но уже после смерти Гершвина. Самое забавное, что сам Гершвин НИКОГДА не слышал того, что исполняется симфоническим оркестром. Гершвин умер в 1937 году, а симфоническая версия рапсодии появилась в 1941-1942. Конечно, музыка осталась та же, но расписана она была уже для другого состава инструментов. Версия же 1924 года была написана для оркестра Пола Уайтмена, в котором была скрипичная группа, две трубы, две валторны, туба, три ( или четыре) язычковых, которые во время звучания произведения меняли инструменты, ( три саксофониста, играли на флейтах, бас-кларнетах, кларнетах) - таков был обычный джазовый бэнд того времени. В нашем концерте 3 февраля также будет участвовать приглашённая скрипичная группа для исполнения этого произведения. А поскольку саксофонистов у нас пять, мы слегка адаптировали партитуру для наших возможностей: просто наши саксофонисты не играют сразу на всех вышеперечисленных духовых.

Большой Джазовый Оркестр. фото Леонида Селеменева

-  Пётр, вы всё время говорите «мы», а в конечном счёте, кто отвечает за партитуру, по которой будет исполняться Рапсодия в предстоящем концерте?

- Мы используем оригинальную партитуру, однако слегка скорректировали её для нашего состава. Разумеется, это никак не влияет на звучание, а больше связано с удобством исполнения для самих музыкантов. В нашем оркестре есть замечательный тромбонист, который отвечает за наши партитуры - ( он ещё и поёт прекрасно) – это Антон Гимазетдинов. Но вернёмся к предстоящему концерту.

В-третьих: в нашем концерте прозвучит произведение, которое вообще крайне редко исполнялось и исполняется в России (может быть, всего пару раз) это «Эбеновый концерт» – «Ebony Сoncerto»» Игоря Стравинского, написанный великим русским классическим композитором, но специально для кларнета и джазового оркестра Вуди Германа в 1945 году. Название «Ebony» напоминает нам о материале, из которого сделан кларнет, а это – чёрное дерево. Однако, цвет дерева, в свою очередь, напоминает нам цвет кожи одной из категорий жителей Америки. Редко исполняется этот концерт (не только у нас, но и во всём мире) потому, что джазовому оркестру это довольно сложно сыграть, так как это произведение классическое: нужно очень много репетировать, чтобы джаз-оркестр сыграл как классический, в смысле точности. А классический оркестр это не может исполнить из- за отсутствия в нём нужных инструментов ( 5 саксофонов и т.п.).

В-четвёртых: наступивший год в джазовой музыке – год Дюка Эллингтона: ему в этом году было бы 120 лет. В этой связи мы исполним несколько номеров, собранных в попурри, на тему поездов. Эта тема была весьма популярна в «золотую эру» свинга. У самого Эллингтона я насчитал  9 композиций на эту тему. Наш оркестр играл только пять тем, и мы решили добавить остальные и исполнить эдакую «железнодорожную сюиту». В этом произведении будут, кроме музыкальных звуков, использоваться разные гудки, свистки, чтобы сделать «видимым» движение поезда: разгон, замедление, резко появляющийся встречный поезд, телеграфные столбы - словом, это надо слышать! Надо сказать, что музыку Дюка мы играем достаточно давно, просто для этого концерта сделали компиляцию из его произведений.

Ещё одно произведение концерта - «Вестсайдская история» Леонарда Бернстайна ( 957). Мы играем колоссальную аранжировку из репертуара оркестра Бадди Рича. Это крупная форма: в произведении  несколько частей. Наш барабанщик Александр Зингер будет там солировать.

- Пётр, а что для вас, как для руководителя, для дирижёра, значит этот концерт? Чего вы ждёте, какая это веха в вашем творческом пути?

-  Я хотел бы, чтобы этот концерт обобщил всё, чем мы занимались на протяжении восьми лет. Это даже - в чём-то итоговый концерт. Конечно, это не значит, что мы потом больше не будем играть.(смеётся). Но у нас никогда не было настолько серьёзного зала для сольного концерта, и мы выбрали самое лучшее и готовимся, чтобы этот концерт стал знаковым в нашей истории.

- В ваших дальнейших концертных программах вы планируете исполнять произведения из этого концерта?

- Что касается «Рапсодии» и «Эбенового концерта» - повторюсь: исполнение этих произведений требует определённого количества приглашённых музыкантов: в «Рапсодии» – это скрипки и валторны, а в «Эбеновом концерте» нужен шестой саксофонист–кларнетист. Там же есть и арфа, и валторны. «Рапсодию» мы уже исполняли в малом зале консерватории, и тоже с приглашёнными музыкантами. А «Эбеновый концерт» - уникален. Когда мы его сыграем ещё раз, пока даже не представляю.

Сайт Большого Джазового Оркестра 

 Беседовала Евгения БРАГАНЦЕВА

22.01.2019



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей