Новости


Подписаться на новости


27.01.2019

Поющая «Ярославия»

«Ярославия» – имя красивое, звучное, поэтичное и – узнаваемое. 15 лет назад в старинном Ярославле родился музыкальный коллектив, чей голос полюбили, как любят голос родного человека. С возрастом он меняется, крепнет, сохраняя при этом характерные нотки тембра и интонации.

Нынешний концертный сезон – юбилейный не только для самого коллектива, но и для его руководителя. 10 лет за пультом Филармонической хоровой капеллы «Ярославия» стоит замечательный музыкант, дирижер, профессор Московской консерватории, лауреат премии Собинова Владимир Контарев.

Владимир Викторович, какими судьбами вы оказались в Ярославле?

– Да я и сам до сих пор не совсем понимаю, как это произошло. Мне посчастливилось в жизни возглавлять несколько прекрасных хоровых коллективов, первым из которых в 1991 году стал Камерный хор Новгорода Великого. Потом были коллективы, в создании которых я принимал непосредственное участие: Государственный камерный хор Республики Коми, Камерный хор телекомпании РЕН ТВ, Хор радио «Свободная Россия» и Камерный хор «Кострома». С этими коллективами мы много и успешно  гастролировали и в нашей стране, и за рубежом, выступали на самых престижных концертных площадках, были и в Ярославле. Мог ли я когда-нибудь в самых смелых своих мечтах ожидать, что приеду в этот ставшим мне теперь родным город?

Хоровая капелла «Ярославия» была создана в 2003 году Сергеем Михайловичем Березовским. Именно ему, человеку, основавшему в Ярославской государственной филармонии профессиональный хоровой коллектив, возглавившему его в самый сложный период становления, но внезапно ушедшему от нас на пике своего творческого таланта, мы должны быть особенно благодарны, и благодарность наша безмерна!

– В чем секрет, и как случилось, что в Ярославле часто собираются музыканты экстра-класса?

– Мне сложно это объяснить... Здесь удивительная атмосфера, работает сила особого человеческого и творческого притяжения, какая-то магия, настоящая тайна, которая всех согревает, объединяет, воодушевляет... В Ярославль приезжаешь и начинаешь по-другому слышать, дышать, думать. Здесь рядом настоящие друзья, всегда готовые откликнуться, помочь, поддержать. Из Ярославля не хочется уезжать, здесь чувствуешь себя дома.

– В истории капеллы были разные периоды, но, наверняка, какие-то этапы, события и для коллектива, и для вас лично стали по-настоящему знаковыми?

– Конечно, не сразу все стало получаться. Было трудно всем – и артистам, которым пришлось привыкать к дирижёру, новому, порой непонятному стилю работы, было трудно и дирижёру. Надо было самому заслужить уважение и абсолютный авторитет у всех без исключения артистов капеллы.

Первой важной ступенью нашего профессионального роста стала поездка на Фестиваль старинной музыки  в Катовице 2009-м году, где мы вместе с замечательными польскими музыкантами спели ораторию Йозефа Гайдна «Сотворение мира». В следующем году мы, по приглашению Юрия Башмета, выступили на его Музыкальном фестивале в Сочи. Очень важным стал для нас 2011-й год, когда «Ярославия» получила звание лауреата (категория профессиональных хоровых коллективов) на престижном Хоровом конкурсе-фестивале духовной музыки в Хайнувке (Польша). А дальше были выступления на сценах филармоний Москвы, Санкт-Петербурга, концерты в других городах и концертных залах.

– Вы профессор Московской консерватории. Среди ваших студентов есть ярославцы?

– Да, у нас в Московской консерватории ярославцы учатся на разных факультетах. И у меня в классе было несколько человек, которые сейчас, правда, уже закончили своё обучение в консерватории. Приятно, что питомцы Ярославского музыкального училища очень достойно выглядят на вступительных экзаменах.

– Все же Ярославль не консерваторский город.

– В этом смысле, конечно, нам сложно. Музыкантов такого высокого уровня, который есть в Москве, в Ярославле немного. Тем не менее, профессионализм капеллы растёт, а желающих прийти к нам на работу не убавляется.

– В репертуаре капеллы колоссальное количество современной музыки.

– Вы абсолютно правы. В творческом росте нашего коллектива огромную роль сыграли Союз московских композиторов и его председатель, прекрасный музыкант и композитор Олег Борисович Галахов, который ежегодно приглашает нас на фестиваль «Московская осень». Когда-то всё ограничивалось одним небольшим отделением в концерте, а теперь у нас на фестивале полноценные программы. Очень много хорошей хоровой музыки из той, что нам доверили спеть, осталось в нашем репертуаре.

– А с кем из авторов установились по-настоящему дружеские отношения?

– С профессором Московской консерватории Михаилом Степановичем Петуховым. Это личность легендарная. Он блистательный пианист и композитор, интеллектуал, автор изумительных по тонкости и глубине музыкальных произведений. Из хоровых сочинений Михаила Степановича нам особенно дорога «Божественная Литургия от Иоанна Златоуста» (2007), которую Капелле «Ярославия» посчастливилось несколько раз исполнять и которую, надеюсь, мы сможем  записать.

Известный музыкант и прекрасный композитор Александр Левин живет в Англии. Он тесно сотрудничает с крупнейшими нотными издательствами и хоровыми коллективами. Мировые премьеры его новых сочинений проходят на лучших концертных площадках мира. Для премьеры «Стихиры в честь Курской Коренной Иконы Божией Матери «Знамение» композитор выбрал Россию и осуществить её предложил на фестивале «Московская осень», что было нами сделано в ноябре 2016 года. Многие ведущие композиторы –Андрей Микита, Кирилл Уманский, Владимир Рябов, Арфения Тараканова, Андрей Комиссаров, Георгс Пелецис (Латвия), Ромуальд Твардовский (Польша) – доверяют нам концертный показ своих новых работ. Их в нашем творческом портфеле скопилось достаточно много, и некоторые мы планируем исполнить в этом и следующих сезонах.

– Я обратила внимание, что отдельной строкой в вашем репертуаре стоят транскрипции Юрия Потеенко и обработки Валерия Калистратова, сделанные специально для «Ярославии».

Что касается Валерия Юрьевича, то это не совсем так. Его замечательные обработки сделаны не для «Ярославии», но мы их очень любим. Особенно нам нравится его хоровой цикл «Сентиментальный салон», сделанный с большим мастерством, художественным вкусом и композиторской фантазией. А с Юрием Анатольевичем Потеенко нас связывает давняя творческая дружба. Автор целой серии замечательных музыкальных проектов пользуется в Ярославле неизменным успехом. Среди его сочинений транскрипции для хора с сопровождением «Песен военных лет», «Популярных советских песен» и песен из любимых  кинофильмов. Особенно слушатели ждут того момента, когда автор садится за рояль, и начинается чудо. Замечательный пианист и импровизатор часто сам представляет свои сочинения, и мы, находящиеся в этот момент рядом с ним на сцене, испытываем необычайный прилив творческих сил, радости и вдохновения.

– А если говорить о репертуарных особенностях?

– Нас иногда упрекают в том, что мы поем слишком много духовной музыки.

– А как может быть иначе?

– Я тоже не совсем понимаю. Иногда приходится сталкиваться с тем, что публика хочет слушать только хорошо знакомую и понятную ей музыку, поэтому если и идёт на концерты, где будут звучать сочинения для неё новые, не всегда ясные, то без особой охоты и энтузиазма. Слушать серьёзную музыку трудно. Это работа души, разума, сердца, поэтому вся хорошая музыка обязана быть духовно наполненной. Только тогда она будет вызывать яркие эмоции: радость, восхищение, любовь, восторг… Без этой наполненности музыки нет вообще, слышим же мы всего лишь определённый набор связанных между собой звуков. Духовность – основа музыки!

– У вас огромный опыт руководства разными хоровыми коллективами. Как вы считаете, в России существует хоровое братство?

– А вы как думаете?

– У вас с Полянским точно сложились братские отношения!

– Мы с Валерием Кузьмичом учились у одного профессора, у великого Бориса Ивановича Куликова. Из его класса вышли многие прославленные музыканты. Борис Иванович всегда с большим вниманием  следил за своими воспитанниками, радовался их творческим успехам, помогал в трудные минуты жизни, как близкий и родной человек, наставник, коллега... Этому он всегда учил нас, и мы стараемся быть достойными его светлой памяти.

Валерий Кузьмич Полянский – безусловный авторитет, супер-профессионал, музыкант, обладающий ярким дирижёрским дарованием, высоким художественным вкусом и артистическим чутьем – поверил в наши исполнительские возможности, стал приглашать в свои интереснейшие филармонические программы, где звучали Орф, Малер, Стравинский, Моцарт, Танеев...

– Ну, а динамика есть? Концепция развития хоровой музыки воплощается в жизнь?

– Думаю, есть. Здесь важно упомянуть не так давно созданный Детский хор России, который не просто существует, а ведет активную творческую жизнь.

Мне, как члену жюри хоровых конкурсов, часто приходится слышать весьма достойные выступления  прекрасных хоровых коллективов, которых в нашей стране становится всё больше и больше. Это не просто радует, это вселяет устойчивую надежду, что наша хоровая культура находится на своём, пусть пока и не столь заметном многим, подъёме.

– Какие события ждут еще слушателей в нынешнем юбилейном сезоне?

– Планы у нас большие. Концерты не только в родном Ярославле, но в Москве, Владимире, Санкт-Петербурге, других городах и странах... Если говорить о ближайших крупных проектах, то это исполнение Высокой мессы си-минор Баха в Кафедральном Римско-католическом соборе в Москве и поэмы Рахманинова «Колокола» в версии Вячеслава Грязнова для солистов, хора и двух фортепиано, но уже в Ярославле. Над этой редакцией Вячеслав Грязнов сейчас работает, а премьеру мы надеемся спеть в мае, на закрытии нашего концертного сезона вместе с замечательным фортепианным дуэтом «LegeArtis» – Еленой Кузнецовой и Ильёй Чуднецовым.

Отец Гарник Лорецян, настоятель Армянской Апостольской церкви в Ярославле, предлагает нам в апреле спеть концертную программу, состоящую из армянской духовной музыки. В начале мая мы ждём в Ярославле XI Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета.

– Каким вы видите завтрашний день капеллы «Ярославия»?

– Одна из наших главных задач – добиться эталонного звучания исполняемого произведения, эталонного во всех смыслах музыкального исполнительства: по стилистике, вкусу, строю, ансамблю, динамике. Знаем, какая трудная цель перед нами стоит, но будем упорно стремиться к её достижению. Мы продолжим расширять концертный репертуар, куда, по традиции, включим исполнение наиболее интересных сочинений современных авторов и, конечно, хоровую классику. Постараемся не забыть и другие, на первый взгляд, менее значительные, но сопутствующие каждому творческому коллективу «концертные мелочи». Ведь из них всё и складывается!

Беседовала Татьяна ЦВЕТКОВСКАЯ

Фото из личного архива В. Контарева

 

Капеллу «Ярославия» поздравляют с юбилеем коллеги. «Музыкальный Клондайк» присоединяется к поздравлениям. Ждем новых встреч с замечательным коллективом в концертных залах и на страницах нашего издания!

Художественный руководитель и главный дирижер Тверской академической филармонии Андрей КРУЖКОВ:

Есть коллективы, звучание которых нельзя забыть или с чем-либо перепутать. Среди таких самобытных хоров выделяется капелла «Ярославия». Её руководитель – прекрасный музыкант и авторитетный наставник Владимир Викторович Контарев – сумел за эти годы создать бренд столичного уровня, который стал неотъемлемой частью культурной жизни не только Ярославля и Москвы, но и многих других российских городов. Сюда я с удовольствием отношу и город Тверь, куда капелла регулярно приезжает, каждый раз открывая новые грани своих возможностей. Это русская и зарубежная классика, исполнению которой присуще безупречное чувство стиля. Это и большой пласт современной музыки, участие капеллы в совместных проектах с хором, оркестром и солистами нашей филармонии!

Мне очень приятно поздравить этот коллектив с 15-летием и пожелать дальнейших творческих свершений, продолжать свой интересный и насыщенный путь развития!

Народная артистка России, солистка-органистка Ярославской филармонии, профессор, лауреат премии им. Собинова

Любовь Шишханова:

Без профессионального хорового коллектива в таком городе, как Ярославль, невозможна полноценная музыкальная жизнь. За 15 лет существования Хоровой капеллы «Ярославия» было исполнено множество замечательных произведений, в том числе, для хора с органом. Одно из последних наших совместных выступлений состоялось в январе в Большом зале Московской консерватории, где прозвучали Сугубая ектения из Демественной литургии и шесть мотетов Гречанинова. Это был настоящий успех!

Я от всей души поздравляю коллег с юбилеем и желаю коллективу и его руководителю Владимиру Контареву удачи, радости, вдохновения, новых интересных программ и живого творческого общения, а публике – незабываемых впечатлений от каждой встречи с Филармонической Хоровой капеллой «Ярославия»!

 

27.01.2019



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Афиша + билеты

Афиша + билеты

 
 
« Июль »
 
  
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234567 
 891011121314 
 15161718192021 
 22232425262728 
 293031     

Подписка RSS    Лента RSS


Все афиши






афиша

 

 
Рассылка новостей