Новости |
Поющая «Ярославия»
«Ярославия» – имя красивое, звучное, поэтичное и – узнаваемое. 15 лет назад в старинном Ярославле родился музыкальный коллектив, чей голос полюбили, как любят голос родного человека. С возрастом он меняется, крепнет, сохраняя при этом характерные нотки тембра и интонации.
Нынешний концертный сезон – юбилейный не только для самого коллектива, но и для его руководителя. 10 лет за пультом Филармонической хоровой капеллы «Ярославия» стоит замечательный музыкант, дирижер, профессор Московской консерватории, лауреат премии Собинова Владимир Контарев.
– Владимир Викторович, какими судьбами вы оказались в Ярославле?
– Да я и сам до сих пор не совсем понимаю, как это произошло. Мне посчастливилось в жизни возглавлять несколько прекрасных хоровых коллективов, первым из которых в 1991 году стал Камерный хор Новгорода Великого. Потом были коллективы, в создании которых я принимал непосредственное участие: Государственный камерный хор Республики Коми, Камерный хор телекомпании РЕН ТВ, Хор радио «Свободная Россия» и Камерный хор «Кострома». С этими коллективами мы много и успешно гастролировали и в нашей стране, и за рубежом, выступали на самых престижных концертных площадках, были и в Ярославле. Мог ли я когда-нибудь в самых смелых своих мечтах ожидать, что приеду в этот ставшим мне теперь родным город?
Хоровая капелла «Ярославия» была создана в 2003 году Сергеем Михайловичем Березовским. Именно ему, человеку, основавшему в Ярославской государственной филармонии профессиональный хоровой коллектив, возглавившему его в самый сложный период становления, но внезапно ушедшему от нас на пике своего творческого таланта, мы должны быть особенно благодарны, и благодарность наша безмерна!
– В чем секрет, и как случилось, что в Ярославле часто собираются музыканты экстра-класса?
– Мне сложно это объяснить... Здесь удивительная атмосфера, работает сила особого человеческого и творческого притяжения, какая-то магия, настоящая тайна, которая всех согревает, объединяет, воодушевляет... В Ярославль приезжаешь и начинаешь по-другому слышать, дышать, думать. Здесь рядом настоящие друзья, всегда готовые откликнуться, помочь, поддержать. Из Ярославля не хочется уезжать, здесь чувствуешь себя дома.
– В истории капеллы были разные периоды, но, наверняка, какие-то этапы, события и для коллектива, и для вас лично стали по-настоящему знаковыми?
– Конечно, не сразу все стало получаться. Было трудно всем – и артистам, которым пришлось привыкать к дирижёру, новому, порой непонятному стилю работы, было трудно и дирижёру. Надо было самому заслужить уважение и абсолютный авторитет у всех без исключения артистов капеллы.
Первой важной ступенью нашего профессионального роста стала поездка на Фестиваль старинной музыки в Катовице 2009-м году, где мы вместе с замечательными польскими музыкантами спели ораторию Йозефа Гайдна «Сотворение мира». В следующем году мы, по приглашению Юрия Башмета, выступили на его Музыкальном фестивале в Сочи. Очень важным стал для нас 2011-й год, когда «Ярославия» получила звание лауреата (категория профессиональных хоровых коллективов) на престижном Хоровом конкурсе-фестивале духовной музыки в Хайнувке (Польша). А дальше были выступления на сценах филармоний Москвы, Санкт-Петербурга, концерты в других городах и концертных залах.
– Вы профессор Московской консерватории. Среди ваших студентов есть ярославцы?
– Да, у нас в Московской консерватории ярославцы учатся на разных факультетах. И у меня в классе было несколько человек, которые сейчас, правда, уже закончили своё обучение в консерватории. Приятно, что питомцы Ярославского музыкального училища очень достойно выглядят на вступительных экзаменах.
– Все же Ярославль не консерваторский город.
– В этом смысле, конечно, нам сложно. Музыкантов такого высокого уровня, который есть в Москве, в Ярославле немного. Тем не менее, профессионализм капеллы растёт, а желающих прийти к нам на работу не убавляется.
– В репертуаре капеллы колоссальное количество современной музыки.
– Вы абсолютно правы. В творческом росте нашего коллектива огромную роль сыграли Союз московских композиторов и его председатель, прекрасный музыкант и композитор Олег Борисович Галахов, который ежегодно приглашает нас на фестиваль «Московская осень». Когда-то всё ограничивалось одним небольшим отделением в концерте, а теперь у нас на фестивале полноценные программы. Очень много хорошей хоровой музыки из той, что нам доверили спеть, осталось в нашем репертуаре.
– А с кем из авторов установились по-настоящему дружеские отношения?
– С профессором Московской консерватории Михаилом Степановичем Петуховым. Это личность легендарная. Он блистательный пианист и композитор, интеллектуал, автор изумительных по тонкости и глубине музыкальных произведений. Из хоровых сочинений Михаила Степановича нам особенно дорога «Божественная Литургия от Иоанна Златоуста» (2007), которую Капелле «Ярославия» посчастливилось несколько раз исполнять и которую, надеюсь, мы сможем записать.
Известный музыкант и прекрасный композитор Александр Левин живет в Англии. Он тесно сотрудничает с крупнейшими нотными издательствами и хоровыми коллективами. Мировые премьеры его новых сочинений проходят на лучших концертных площадках мира. Для премьеры «Стихиры в честь Курской Коренной Иконы Божией Матери «Знамение» композитор выбрал Россию и осуществить её предложил на фестивале «Московская осень», что было нами сделано в ноябре 2016 года. Многие ведущие композиторы –Андрей Микита, Кирилл Уманский, Владимир Рябов, Арфения Тараканова, Андрей Комиссаров, Георгс Пелецис (Латвия), Ромуальд Твардовский (Польша) – доверяют нам концертный показ своих новых работ. Их в нашем творческом портфеле скопилось достаточно много, и некоторые мы планируем исполнить в этом и следующих сезонах.
– Я обратила внимание, что отдельной строкой в вашем репертуаре стоят транскрипции Юрия Потеенко и обработки Валерия Калистратова, сделанные специально для «Ярославии».
– Что касается Валерия Юрьевича, то это не совсем так. Его замечательные обработки сделаны не для «Ярославии», но мы их очень любим. Особенно нам нравится его хоровой цикл «Сентиментальный салон», сделанный с большим мастерством, художественным вкусом и композиторской фантазией. А с Юрием Анатольевичем Потеенко нас связывает давняя творческая дружба. Автор целой серии замечательных музыкальных проектов пользуется в Ярославле неизменным успехом. Среди его сочинений транскрипции для хора с сопровождением «Песен военных лет», «Популярных советских песен» и песен из любимых кинофильмов. Особенно слушатели ждут того момента, когда автор садится за рояль, и начинается чудо. Замечательный пианист и импровизатор часто сам представляет свои сочинения, и мы, находящиеся в этот момент рядом с ним на сцене, испытываем необычайный прилив творческих сил, радости и вдохновения.
– А если говорить о репертуарных особенностях?
– Нас иногда упрекают в том, что мы поем слишком много духовной музыки.
– А как может быть иначе?
– Я тоже не совсем понимаю. Иногда приходится сталкиваться с тем, что публика хочет слушать только хорошо знакомую и понятную ей музыку, поэтому если и идёт на концерты, где будут звучать сочинения для неё новые, не всегда ясные, то без особой охоты и энтузиазма. Слушать серьёзную музыку трудно. Это работа души, разума, сердца, поэтому вся хорошая музыка обязана быть духовно наполненной. Только тогда она будет вызывать яркие эмоции: радость, восхищение, любовь, восторг… Без этой наполненности музыки нет вообще, слышим же мы всего лишь определённый набор связанных между собой звуков. Духовность – основа музыки!
– У вас огромный опыт руководства разными хоровыми коллективами. Как вы считаете, в России существует хоровое братство?
– А вы как думаете?
– У вас с Полянским точно сложились братские отношения!
– Мы с Валерием Кузьмичом учились у одного профессора, у великого Бориса Ивановича Куликова. Из его класса вышли многие прославленные музыканты. Борис Иванович всегда с большим вниманием следил за своими воспитанниками, радовался их творческим успехам, помогал в трудные минуты жизни, как близкий и родной человек, наставник, коллега... Этому он всегда учил нас, и мы стараемся быть достойными его светлой памяти.
Валерий Кузьмич Полянский – безусловный авторитет, супер-профессионал, музыкант, обладающий ярким дирижёрским дарованием, высоким художественным вкусом и артистическим чутьем – поверил в наши исполнительские возможности, стал приглашать в свои интереснейшие филармонические программы, где звучали Орф, Малер, Стравинский, Моцарт, Танеев...
– Ну, а динамика есть? Концепция развития хоровой музыки воплощается в жизнь?
– Думаю, есть. Здесь важно упомянуть не так давно созданный Детский хор России, который не просто существует, а ведет активную творческую жизнь.
Мне, как члену жюри хоровых конкурсов, часто приходится слышать весьма достойные выступления прекрасных хоровых коллективов, которых в нашей стране становится всё больше и больше. Это не просто радует, это вселяет устойчивую надежду, что наша хоровая культура находится на своём, пусть пока и не столь заметном многим, подъёме.
– Какие события ждут еще слушателей в нынешнем юбилейном сезоне?
– Планы у нас большие. Концерты не только в родном Ярославле, но в Москве, Владимире, Санкт-Петербурге, других городах и странах... Если говорить о ближайших крупных проектах, то это исполнение Высокой мессы си-минор Баха в Кафедральном Римско-католическом соборе в Москве и поэмы Рахманинова «Колокола» в версии Вячеслава Грязнова для солистов, хора и двух фортепиано, но уже в Ярославле. Над этой редакцией Вячеслав Грязнов сейчас работает, а премьеру мы надеемся спеть в мае, на закрытии нашего концертного сезона вместе с замечательным фортепианным дуэтом «LegeArtis» – Еленой Кузнецовой и Ильёй Чуднецовым.
Отец Гарник Лорецян, настоятель Армянской Апостольской церкви в Ярославле, предлагает нам в апреле спеть концертную программу, состоящую из армянской духовной музыки. В начале мая мы ждём в Ярославле XI Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета.
– Каким вы видите завтрашний день капеллы «Ярославия»?
– Одна из наших главных задач – добиться эталонного звучания исполняемого произведения, эталонного во всех смыслах музыкального исполнительства: по стилистике, вкусу, строю, ансамблю, динамике. Знаем, какая трудная цель перед нами стоит, но будем упорно стремиться к её достижению. Мы продолжим расширять концертный репертуар, куда, по традиции, включим исполнение наиболее интересных сочинений современных авторов и, конечно, хоровую классику. Постараемся не забыть и другие, на первый взгляд, менее значительные, но сопутствующие каждому творческому коллективу «концертные мелочи». Ведь из них всё и складывается!
Беседовала Татьяна ЦВЕТКОВСКАЯ
Фото из личного архива В. Контарева
Капеллу «Ярославия» поздравляют с юбилеем коллеги. «Музыкальный Клондайк» присоединяется к поздравлениям. Ждем новых встреч с замечательным коллективом в концертных залах и на страницах нашего издания!
Художественный руководитель и главный дирижер Тверской академической филармонии Андрей КРУЖКОВ:
Есть коллективы, звучание которых нельзя забыть или с чем-либо перепутать. Среди таких самобытных хоров выделяется капелла «Ярославия». Её руководитель – прекрасный музыкант и авторитетный наставник Владимир Викторович Контарев – сумел за эти годы создать бренд столичного уровня, который стал неотъемлемой частью культурной жизни не только Ярославля и Москвы, но и многих других российских городов. Сюда я с удовольствием отношу и город Тверь, куда капелла регулярно приезжает, каждый раз открывая новые грани своих возможностей. Это русская и зарубежная классика, исполнению которой присуще безупречное чувство стиля. Это и большой пласт современной музыки, участие капеллы в совместных проектах с хором, оркестром и солистами нашей филармонии!
Мне очень приятно поздравить этот коллектив с 15-летием и пожелать дальнейших творческих свершений, продолжать свой интересный и насыщенный путь развития!
Народная артистка России, солистка-органистка Ярославской филармонии, профессор, лауреат премии им. Собинова
Любовь Шишханова:
Без профессионального хорового коллектива в таком городе, как Ярославль, невозможна полноценная музыкальная жизнь. За 15 лет существования Хоровой капеллы «Ярославия» было исполнено множество замечательных произведений, в том числе, для хора с органом. Одно из последних наших совместных выступлений состоялось в январе в Большом зале Московской консерватории, где прозвучали Сугубая ектения из Демественной литургии и шесть мотетов Гречанинова. Это был настоящий успех!
Я от всей души поздравляю коллег с юбилеем и желаю коллективу и его руководителю Владимиру Контареву удачи, радости, вдохновения, новых интересных программ и живого творческого общения, а публике – незабываемых впечатлений от каждой встречи с Филармонической Хоровой капеллой «Ярославия»!
27.01.2019
Анонсы |
-18.04.24-
-19.04.24-
-20.04.24-