• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


29.01.2019

ВЛАДИМИР ГОРБИК:
“ЗА ОДИН ДЕНЬ ПРОЖИВАЮ ТРИ ЖИЗНИ”

Владимир Горбик

30 января 2019 года Владимир Горбик - московский музыкант, хоровой и симфонический  дирижёр - выступит с новым, недавно созданным Столичным симфоническим оркестром в Малом зале Московской консерватории. Прозвучат Четвёртая («Трагическая») симфония Франца Шуберта и Первая симфония Феликса Мендельсона.

Владимир Александрович - уникальная личность и разносторонний, талантливый музыкант. За его плечами внушительная дискография, фильмография и награды. В течение 20 лет он успешно руководит Мужским хором Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Также в конце прошлого года  Владимир Горбик номинирован на премию “Grammy - 2019” с альбомом "Научи мя оправданием Твоим" Павла Чеснокова в исполнении Мужского хора Российско-Американского Музыкального Института им. Патриарха Тихона (США). Вручение награды состоится 10 февраля в Лос-Анджелесе.

 - Владимир, нашу беседу мы начнём с концерта в Малом зале и Столичного оркестра. В Москве немало симфонических оркестров. Когда вы создавали новый коллектив, какую нишу вы бы хотели с ним занять? Название “Столичный”  - это знак качества, географическая привязка или что-то другое?

-  Если совсем коротко сказать, то, создавая этот оркестр, я преследовал цель вернуться к корням. Мы сейчас видим, к сожалению или к счастью, как этот мир меняется, видим много шоу с участием симфонических оркестров. С кем они только ни выступают. Я не то чтобы всё это отвергаю, но в глубине души я абсолютно академический музыкант и ещё православный человек. Я воспитан на традициях Светланова, Караяна - это всё мне близко и дорого. Сейчас почему-то вспомнился образ Рахманинова, который на фоне быстро меняющейся ситуации в конце XIX начале XX века всё-таки остался предан корням и некоторые из музыкальных произведений базировал ни много ни мало на знаменном распеве.

В чём вернуться к корням? Прежде всего, в интерпретациях. Сейчас мне как музыканту приходится слышать много не очень оправданных интерпретаций, в основе которых непрофессионализм и популизм. Планка - исполнительская и слушательская - падает во всём мире.  К сожалению, в России это происходит быстрее,чем в Европе, Америке или Австралии. Но, что радует, благодаря моей международной деятельности, у меня много сторонников и в России, и в Америке, я использую все связи, чтобы придать оркестру динамику. И, кстати говоря, среди помогающих мне людей много верующих. Им особенно важно то, о чём я говорил выше, - возвращение к корням.

Столичный симфоничекий оркестр. Дирижёр и художественный руководитель Владимир Горбик.

Что касается названия “Столичный”, мне хотелось бы, чтобы со временем у людей, слушающих оркестр, это было в первую очередь привязано к знаку качества. Но сейчас я об этом говорить не могу, потому что оркестр в стадии бурного развития. Хотя, безусловно, уже есть свои наработки. Потом музыканты, которые работают у меня, играют и в других - известных в Москве и Нью-Йорке -  оркестрах. Именно они - единомышленники, помогающие мне создать правильный имидж оркестра, разделяющие мои взгляды. Им, кстати говоря, ужасно надоело ненужное самовыражение дирижёров, особенно молодых, поэтому они готовы идти и помогать. Смотреть на музыку нужно через призму великих дирижёров и композиторов. У тех людей была очень высокая степень сдержанности. Они и стали великими, потому что при создании музыки возлагали на себя невероятные труды. Может быть, это сейчас загадочно звучит, но эти люди работали по канонам. Сейчас же идёт нарушение канонов во всех отношениях. Какой-нибудь чрезмерно самовыражающийся дирижёр фактически пляшет за пультом, все хлопают. Такое исполнение сильно дистанцируется от традиций и, как мне кажется, является неприемлемым с точки зрения великого дирижёрского искусства.

- Понятно, откуда это берётся. Все оправдываются привлечением молодёжи. Как сделать, чтобы на концертах были слушатели не только среднего и преклонного возраста?

- Я вам приведу такой пример. Вчера в одном из мессенджеров мне пишет мужчина “Как попасть на концерт, есть ли скидки для многодетных?” Я спросил, сколько детей он привезёт с собой. Оказалось, троих - 6, 9 и 12 лет. Молодёжи, действительно, будет много, билеты в зале почти раскуплены. И конечно, на концерт придут мои дети. У меня их десять, от трёх до двадцати четырёх лет, все слушают разную музыку - не только классику, но и рок, эстраду, джаз, всегда делятся со мной музыкальными впечатлениями. Я сам могу сесть со своими детьми и послушать, что их сейчас интересует, чтобы сохранять душевную связь с ними. Послушаем какую-то новомодную песню, а потом я предлагаю включить, например, концерт Грига. И таким образом, получается эффект музыкальной капельницы. Дети привыкают слушать хорошую музыку, она впитывается буквально с молоком матери.  

- Хотелось бы знать ваш типичный распорядок дня. Как вы всё успеваете? Многодетный отец, регент, преподаватель консерватории, дирижёр, который постоянно на гастролях, - музыкальные программы идут по обе стороны океана. Что такое “выходной день” в вашем понимании?

- Типичного распорядка нет. Каждый день настолько полон событий, что к вечеру мне кажется, что я прожил жизнь за троих людей. Вообще вырвать себя из этой ситуации, когда ты всем нужен, востребован, довольно сложно. Правда, дня 4 назад удалось покататься на горке с детьми. Мы, кстати, когда куда-то едем все вместе на машине, обязательно песни поём. И дети начинают петь и достаточно чисто интонировать с полутора лет.

- Вернёмся к концерту. Шуберт и Мендельсон. Чем обусловлен выбор программы?

- Во-первых, я очень люблю музыку этих композиторов. Вторая причина, которая также оказала влияние и на создание Столичного симфонического оркестра: в современной концертной практике есть общие тенденции. Первая - берутся брендовые сочинения, например, “Реквием” Моцарта, “Кармина Бурана”, ежемесячно крутятся по всему миру, собирая полные залы. Исполнение при этом может быть самое посредственное, какое угодно, но народ всё равно ходит и слушает. А музыка, хотя бы даже другие сочинения этих композиторов исполняются гораздо реже либо не исполняются совсем. Вот сколько у Моцарта музыки, у того же Карла Орфа? И получается, что у людей ухудшается вкус, при том, что вроде бы исполняется высокая классика. Вторая тенденция, которая существует сейчас,  - музыка, достойная исполнения, не звучит, потому что о ней не знают люди, она не так популярна. Я сейчас готовлюсь к концерту и смотрю разные дирижёрские трактовки знаменитых музыкантов. Какое соцветие! Ну это же просто приятно посмотреть, приятно послушать. Какая глубина мысли, никакого излишнего самовыражения в плане того, что “вот это сделаю я, потому что так вижу”. Чем-то напоминает чтения Святых отцов, когда человек, читая древних, выравнивает свою жизнь, как ему идти дальше. Напоминает, конечно, отдалённо, потому что мы имеем дело с такой тонкой тканью, как светская музыка.

Vladimir Gorbik, conductor. Best Choral Performance. Best Choral Performance

- Расскажите о вашей регентской работе и об альбоме, номинированном на "Grammy". Диск с духовной музыкой Павла Чеснокова записан американской компанией "Саунд Миррор" (Sound Mirror) и выпущен в США в мае 2018 издательством "Референс Рекордингс" (Reference Recordings).

- В 2013 году в апреле ко мне приехал американский бизнесмен Алексей Лукьянов, он из первой волны эмиграции. Точнее, он сам сын священника, который эмигрировал за океан после Октябрьской революции. Так вот, Алексей приехал в  Храм на Подворье Троице-Сергиевой Лавры, послушал Покаянный канон Андрея Критского, увидел очень много плачущих людей, то есть искренне тронутых богослужением и пением нашего Мужского хора Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Потом спросил, сколько профессионалов поёт в хоре, и был искренне удивлён тем, что больше половины хора обучались, фактически во время репетиций и Богослужений.  Тогда он предложил создать альянс, который вылился в создание Российско-Американского Музыкального Института им. Патриарха Тихона,  который воспитывает в Северной Америке регентов и певцов. Я как  сооснователь, художественный руководитель и главный дирижёр, занимаюсь творческой деятельностью. Когда мы уже создали  институт, когда пошла преподавательская деятельность, стали проводиться мастер-классы на регулярной основе, был набран педагогический состав, институт засверкал всеми своими гранями. Финансовая поддержка со стороны Алексея Лукьянова просто неоценима.

Записать диск духовной музыки Чеснокова предложил именно он и его супруга Екатерина. В России об этом композиторе сейчас знают достаточно много, а в Америке он, практически, неизвестен.

Сразу было понятно, что мы не будем исполнять какую-то одну его Литургию или какую-то одну Всенощную, потому что нужно было взять такую музыку этого великого композитора, которая известна всем православным людям. То, что уже в церкви стало практически обиходным, является краеугольным камнем. У Чеснокова много подобных песнопений, и из них собрано такое, если так можно выразиться, “ожерелье” и выложено в богослужебном порядке.

Что касается оформления, то оно  просто великолепное. Есть аннотация, приведены тексты для англоязычных слушателей с транслитерацией. Они смогут могут реально слушать это, глядя в ноты, и петь на церковно-славянском языке. Среди первых отзывов от обычных слушателей, например, такой: “Я неверующий человек. Но когда я услышал эту музыку и увидел альбом, мне захотелось пойти в храм”.

Понимаете, когда люди видят, например, красивое здание церкви и заходят туда, им хочется прикоснуться к красоте. То же самое и с записями музыки: они слышат красивое и хотят пойти туда, где эта музыка будет звучать в реальности.

А в реальности она тоже прозвучит. Следующий мастер-класс состоится в июне 2019 года на базе Свято-Александровского храма. Я с мужским хором, а мой ученик  - со смешанным хором будем петь на двух клиросах, в том числе - и музыку Гречанинова.

- Насколько вас волнует предстоящая церемония награждения и есть ли шансы получить "Grammy"?

- Если я и волнуюсь, то не за себя. Сейчас поясню. Получение награды поможет поднять планку Православия в той же Америке, хотя из-за номинирования на "Grammy-2019"  она и так сейчас оказалась поднята достаточно высоко.

Кто такие номинанты? Это люди, которые были выбраны из сотен, или даже из тысяч претендентов. В Америке все уже поздравляют пятерых победителей, а у нас, видимо, восточный менталитет, и нужно знать самого главного.

- А какая главная победа в России была бы желанной?  

- У меня у самого есть грамота, которую мне вручили на Подворье от Патриарха Алексия II, им подписанная. Называется “Патриаршия грамота за труды во благо Русской Православной церкви”. Я считаю для себя это высшей наградой.

Что касается светской музыки, если мне удастся - а мне уже многое удалось за 2 года - вывести Столичный симфонический оркестр на стабильный уровень, я буду это считать большим достижением.

 

Беседовала Елена АЛЕКСАНДРОВА

Фото из личного архива Владимира Горбика

 

29.01.2019



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей