Новости |
Валерий Воронин:
«Каждая программа – серьезный шаг в нашем развитии»
Валерий Воронин. Фото Р.Кондрашина
Музыкальная жизнь развивается по собственным законам. Оказываясь в регионах, мы нередко пытаемся судить о происходящем по «столичным» меркам и заранее делая скидку на «провинциальный уровень». Присматриваемся к публике, оцениваем средний возраст оркестрантов и с нетерпением ждем начала, гадая, как пройдет? Проходит, как правило, «на ура», и, поддавшись порыву, мы подбираем восторженные эпитеты, готовя к печати хвалебную рецензию. Нельзя исключить и иной сценарий, когда огрехи исполнения заставляют пожалеть о потраченном времени и заточить критическое перо. Но есть и третий вариант – хотя бы на короткое время с головой погрузиться в круговорот событий незнакомого до поры города. Вдруг получится не просто зафиксировать момент истории, но постичь законы ее развития?
Обращение к крупным полотнам – не только театрально-сценическим, но симфоническим, инструментальным, вокально-симфоническим жанрам – прочно вошло в концертную практику исполнительских коллективов Астраханского государственного театра оперы и балета. Последняя громкая премьера – «Домашняя симфония» Рихарда Штрауса. Услышать «день из жизни композитора», провести этот день рядом с музыкантами симфонического оркестра и познакомиться с художественным руководителем и главным дирижером театра оперы и балета Валерием Ворониным в Астрахань отправилась Татьяна Цветковская.
– Валерий Владимирович, расскажите, как, когда сформировался костяк симфонического оркестра Астраханского театра оперы и балета, с какого момента вы считаете этот оркестр «своим»?
– С того момента, как приехал в Астрахань. Мы сразу же устроили большое прослушивание, провели аттестацию. С кем-то пришлось расстаться. С того момента начали создавать новый коллектив, приглашать музыкантов из других городов. Оркестр сложился примерно в 2013-м году, когда мы исполнили цикл из симфонических произведений Бетховена. Это была точка отсчета, качественно иной этап.
– А помимо Бетховена были еще знаковые симфонические программы?
– Мы играли симфонии Рахманинова, Скрябина, Элгара, Моцарта, Дворжака... Я очень люблю симфоническую музыку. Однако с каждым годом увеличивается прокат театрального репертуара, у нас плотный график работы, регулярные гастроли, и поэтому симфонические концерты сегодня проходят у нас нечасто. Жаль, ведь это очень важно и для публики, и для оркестра – одно дело сидеть в оркестровой яме, и совсем другое – играть на сцене симфонию. Каждая программа – серьезный шаг в развитии.
– Программы, действительно, очень серьезные. А как происходит выбор репертуара? У вас все рассчитано на десять лет вперед?
– Есть список произведений, которые я бы очень хотел сыграть. Есть список композиторов, которых я очень люблю. Мечтаю исполнить здесь симфонии Малера, но понимаю, что до этого нужно еще дорасти. Мы на пути к серьезным большим полотнам, циклам, подобным по масштабу бетховенскому.
– «Домашняя симфония» Штрауса – тоже новое в вашем репертуаре сочинение?
– Разумеется! Очень сложное сочинение. Было интересно над ним работать. Много тем, полифонических подголосков, которые нужно было попытаться собрать воедино. Было бы здорово, чтобы зритель перед тем, как прийти на концерт, прочитал, о чем написана эта симфония. Ведь это один день жизни Рихарда Штрауса. Тогда, слушая эту музыку, он пропускал бы ее «через себя», вспоминая, может быть, о том, как сам провел последние сутки.
Фото А. Потапова
– Для исполнения этой грандиозной симфонии вы усилили состав оркестра, пригласив дополнительно музыкантов их других российских коллективов. Это обычная практика, давно налаженные связи?
– Нет, заранее никаких определенных договоренностей у нас не было, хотя, конечно, многие музыканты с нами уже выступали. Музыкальный мир не так уж велик. Кого-то мы пригласили впервые. Некоторые, кстати, отказались. Другие – приехали за неделю до концерта, чтобы вместе подготовить эту премьеру.
– И как долго пришлось репетировать?
– 4-5 часов ежедневно.
– Валерий Владимирович, у вас в оркестре есть какие-то проблемы, о которых стоило бы сегодня сказать?
– Нам не хватает музыкантов.
– В Астрахани ведь есть консерватория.
– Но она, к сожалению, не готовит музыкантов нужного нам уровня. У молодых нет желания, рвения становиться профессиональными музыкантами оркестра. Валторнисты, гобоисты сегодня наперечет.
– Проблемы, наверное, не только с музыкантами, но и с инструментами?
– Эта ситуация в последнее время сдвинулась с мертвой точки. У нас действует трехлетняя программа по полному обновлению всего состава инструментов. Мы закупили медные духовые. Причем, ведущих марок. В течение года будут закуплены и новые деревянные духовые инструменты. Мы планируем приобрести даже некоторые струнные инструменты, причем закупаем целыми квинтетами. Хотя это, конечно, очень сложно для региона. Один фагот стоит порядка 4-х миллионов, а в оркестре должно быть четыре комплекта. Контрафагот стоит еще дороже, причем, эти инструменты не лежат в магазине, их нужно делать на заказ.
– Вы рассказывали о том, как за несколько лет вам удалось поднять посещаемость театра на 300-400%. А можете ли вы в процентах оценить рост мастерства ваших музыкантов?
– Я никогда не бываю доволен, но понимаю, что с 2012-го года мастерство оркестра выросло в два раза. Это большой рывок. Приятно, что артисты работают по-настоящему, занимаются с полной самоотдачей. И я благодарен им за это!
Беседовала Татьяна ЦВЕТКОВСКАЯ
Фото предоставлены Астраханским государственным
театром оперы и балета.
12.02.2019
Анонсы |
-26.04.24-
-26.04.24-
-02.05.24-
-03.05.24-
-07.05.24-
-10.05.24-
-12.05.24-