• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


05.03.2019

Ольга Хомова: «Капелла давно не только концертный зал, а целое мультикультурное пространство».

Фото - Дмитрий Соколов

«Музыкальный Клондайк» открывает новую рубрику. В ней мы будем публиковать беседы с ведущими российскими управленцами в области культуры, людьми, чьими усилиями и профессионализмом обеспечивается деятельность концертных залов, театров, музеев и других культурных институтов. 

Генеральный директор Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга Ольга Хомова рассказывает об истории и сегодняшнем дне знаменитой Капеллы, качествах эффективного управленца и своем опыте преподавания.

- Ольга Сергеевна, Капелла Санкт-Петербурга имеет огромную историю…

- Действительно, следующий сезон 2019/20 будет для Капеллы юбилейным. Исполняется 540 лет с момента основания великим князем Московским Иваном III хора Государевых певчих дьяков, это событие произошло 12 августа 1479 года. Петр I переименовал хор Государевых певчих дьяков в Придворный хор. Певчие постоянно сопровождали государя в его поездках и военных походах. А 27 мая  1703 года государевы певчие участвовали в торжествах по случаю основания новой столицы (история сохранила для нас имена всех 28 певчих). Также хор неизменно участвовал во всех главных государственных церемониях петровского времени.

- О каких проектах Капеллы вы хотели бы особо рассказать в преддверии юбилея?

- Мы создали и реализовали много интересных проектов. Прежде всего, это концерты-спектакли хора и симфонического оркестра. В нашей афише каждый год присутствует абонемент «Музыка и слово». Хор, симфонический оркестр, драматические артисты объединяются в единый проект по оригинальному сценарию. Например, литературно-музыкальная композиция «Моцарт и Сальери»  на основе Реквиема Моцарта и «маленькой трагедии» Пушкина. Или музыкально-поэтическая композиция по произведениям русских поэтов и композиторов «Россия, Русь, храни себя, храни!», в которой музыка Чайковского, Глинки, Свиридова, Гаврилина перемежается со стихами Пушкина, Тютчева, Есенина, Майкова, Чупрова и других авторов в исполнении петербургских драматических артистов.

У нас очень ярко и динамично развивается симфонический оркестр Капеллы, который исполняет и не только классическую, но и современную музыку российских, американских и европейских композиторов. Несколько лет назад мы создали специальный оркестровый абонемент «Вокруг света с немецкими музыкантами», который стал одним из самых удачных проектов Капеллы за последние годы. Музыканты ведущих немецких коллективов, лучшие исполнители и дирижерыГермании, педагоги с мировым именем выходят на сцену вместе с симфоническим оркестром Капеллы и молодыми петербургскими музыкантами. Это не просто концертные программы, а проекты, которые включают мастер-классы, взаимодействие с музыкантами, солистами. Подобные мероприятия посещают не только артисты симфонического оркестра Капеллы, но и специалисты со всей страны. После таких проектов рождаются новые формы взаимодействия. Этот абонемент успешно проходит в этом году, и будет иметь продолжение в следующем.

Симфонический оркестр Капеллы создал и совершенно особый проект – иммерсивный концерт, который был исполнен в России впервые. Оркестр расположился не на сцене, а в партере, и публика смогла вблизи увидеть, как работают дирижер и музыканты. Мы разрешили публике записывать действо на камеру, фотографировать, делать селфи, общаться в антракте с исполнителями. У зрителей была возможность подняться на сцену, где наши музыканты рассказывали об инструментах и живо реагировали на вопросы публики. Однако, это было очень яркое именно музыкальное выступление. Звучала классическая музыка, современная и популярная джазовая музыка. Честно говоря, мы опасались реакции аудитории. Оказалось, что иммерсивный концерт вызвал огромный интерес у зрителей, для них это был невероятный интерактив. На концерте было много молодежи, наверняка, не все относились к подготовленной публике, но зрители и музыканты были в гармонии, все были увлечены ярким звучанием симфонического оркестра под управлением Александра Владиславовича Чернушенко.

Но, конечно, главный коллектив  Капеллы – знаменитый хор, под руководством народного артиста СССР, лауреата Государственных премий, почетного гражданина Санкт-Петербурга Владислава Александровича Чернушенко. Наш хор удивителен по своему звучанию и является одним из уникальнейших хоровых коллективов мира. С одной стороны, это - монолитное звучание, с другой стороны, что всех поражает,  - это хор солистов. Очень часто на наших программах народной или духовной музыки в каждом новом произведении выходят разные солисты. На гастролях за рубежом это производит буквально сногсшибательное впечатление. Ведь традиционно считается, что у артиста хора голос априори меньше, чем у солиста. Певческая капелла – исключение.

У нашего хора обширный репертуар: духовная, народная музыка, произведения современных композиторов. Сюрпризом для зрителей стало исполнение спиричуэлсов (духовные песни афроамериканцев) в обработке выдающихся американских дирижеров Уильяма Доусона и Роберта Шоу. Недавно Певческая капелла под управлением Владислава Александровича исполнила  Цыганскую литургию, созданную сербским композитором Зораном Муличем на цыганском языке.

- Какие гастрольные проекты были в прошедшем году у хора?

- Наш хор, с одной стороны, - это уникальная музыкальная история, другой стороны, - это, конечно, сегодняшний огромный труд по продвижению не только русской духовной музыки, но и хоровой музыки мира в целом. Хоровые концерты пользуются огромной популярностью и в России, и за рубежом. Также хочу сказать, что особую дань уважения нужно отдать Владиславу Александровичу, поскольку его творчество является оплотом хорового искусства.

Только за прошлый год у нас были гастроли в Новосибирске, Красноярске, Томске. Из зарубежных гастролей - Эстония, Испания, Словакия, Австрия, Италия. Но хотелось особенно остановиться на гастролях, которые проходят в России. Они всегда сопровождаются мастер-классами Владислава Александровича. Учебные заведения, хормейстеры и музыканты стараются использовать возможность перенять опыт маэстро, пообщаться с ним. В Новосибирске на мастер-классе собралось около 350 человек. Во время гастролей меня также просят выступить с курсом лекций, который посвящен менеджменту концертной сферы. Россия принимает Капеллу всегда с особым чувством. После окончания концерта в Новосибирске к нам подошли артисты местного хора и подарили каждому артисту по бутоньерке. Это был невероятно трогательный момент. Символический подарок от сердца к сердцу, это ощущение всегда с нами, когда мы ездим по России. На мой взгляд, самым важным событием прошлого года были гастроли в Риме в Соборе Санта-Мария-Маджоре, и в Соборе Святого Петра в Ватикане. Я в этом вижу особую миссию учреждения культуры России. Сначала звучала католическая месса, а после с русской духовной музыкой выступил хор Капеллы. Мессу возглавлял генеральный викарий Ватикана Анджело Комастри. Собор был полностью заполнен людьми. Когда запел хор Капеллы, слушатели не могли сдержать слез. Во время выступления в филармонии Братиславы Владислав Александрович поприветствовал публику и дал небольшие комментарии на русском языке перед исполнением программы. После концерта зрители восторженно аплодировали и долго не отпускали музыкантов со сцены.

Фото - Александр Кузнецов

- Что происходит в стенах здания Капеллы, помимо концертов коллективов Капеллы?

- Капелла давно перестала быть просто концертным залом, мы - мультикультурное пространство, в котором проходит множество международных проектов. У нас есть камерный зал, картинная галерея, кинозал и конференц-залы. Многие мероприятия государственного масштаба проходят в зале Капеллы: дни культуры стран, международные конференции, выступления музыкантов и коллективов разных стран.

На Санкт-Петербургском Международном культурном форуме Капелла является одной изцентральных площадок. Здесь проходят не только концерты, но и деловая часть секции «Музыка», а в этом году и секции «Туризм». Во время Культурного форума мы стали деловой, концертной и конгрессной площадкой. В этом году на Деловую площадку секции «Музыка» приехали 94 руководителя концертных организаций страны, также выступиливедущие специалисты концертного менеджмента мира. На международных семинарах поднимаются проблемы продвижения классической музыки в мире. Взаимодействие, которое возникает на форуме, рождает отдельные проекты. Этот год был посвящен перекрестному году музыки «Россия-Австрия». Капелла Санкт-Петербурга и интендант крупнейшего Гайдновского фестиваля в Айзенштадте Вальтер Райхер инициировали создание моста культурного сотрудничества «Россия – Австрия: Санкт-Петербург – Айзенштадт». В России подобный культурный мост проводился впервые: состоялся круглый стол, выставка и концерт. В данный момент мы рассматриваем варианты дальнейшего сотрудничества с Веной, и собираемся выступить в самом известном центре классической музыки в Вене – зале Музикферайн. Культурный форум дает невероятный толчок в развитии сотрудничества, рождении новых интересных проектов и обмене опытом.

- Вы – председатель правления Союза концертных организаций России. Какие актуальные проблемы стоят перед концертными организациями страны сегодня?

- Мы вступили в Союз концертных организаций России в 2006 году, когда он включал 25 концертных организаций, сейчас их 96. На мой взгляд, очень важно объединение сообщества для продвижения интересов концертных организацийи решения принципиальных задач нашего развития. В свое время СКОР был одним из инициаторов создания «Концепции развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации». СКОР так или иначе принимает участие в разных законодательных российских инициативах. Также важный аспект, которым занимается СКОР - это учебные семинары, чтобы коллеги могли быть в курсе всех последних изменений в законодательстве. И, конечно, это обмен опытом. Я люблю посещать филармонии России, так как многие регионы очень прогрессивны, они опережают в новациях Санкт-Петербург и Москву. Многие филармонии, находясь в небольших городах, буквально являются «градообразующими». Фестивали и проекты, которые они инициируют, становятся заметными на культурной карте страны. Именно благодаря тому, что филармонии проводят яркие и интересные проекты, развивается туристический потенциал регионов.

Членам СКОРа важно, чтобы у коллег из разных регионов была возможность учиться друг у друга. Нам не хватает курсов повышения квалификации. Мы неоднократно говорили об этом. И появился инициативный человек - Ильгиз Ришатович Янбухтин, который создал образовательную программу «Стратегия и практика управления в сфере культуры» совместно с Московским государственным университетом им. Ломоносова, что дает этому проекту особую значимость. Я была в числе спикеров программы, и мне было невероятно приятно участвовать в процессе. Я видела отклик от своих коллег.

У меня большой преподавательский стаж и студенты, которые у меня учились, в дальнейшем приходили на практику, а некоторые оставались работать. Я считаю, что существует два важных аспекта для меня, как для спикера, это, во-первых, общение с аудиторией, и, во-вторых, момент обучения у молодых коллег/слушателей Обучая руководителей, мы строим стратегию в концертной сфере.

- Вы являетесь культурным менеджером с огромным опытом работы, как вы считаете, какими качествами необходимо обладать современному управленцу?

- Мне кажется, что каждому управленцу в любые времена надо активно реагировать на меняющийся мир. Это не значит, что мы должны идти на поводу этих изменений, но должны понимать и принимать это. У множества людей сейчас клиповое мышление, очень развито виртуальное общение. Можно сколько угодно по этому поводу сетовать, а можно создать, например, иммерсивный концерт и дать людям возможность в буквальном смысле прикоснутьсяк музыке и ощутить ее изнутри. Однако, не стоит забывать о главном – это качество исполнения!!! Если бы оно было плохим, то зрителей, безусловно, это не тронуло.

- Как вам кажется, есть ли разница в руководстве организаций культуры и других?

-Я не разделяю позицию, что любой менеджер может управлять чем угодно. Я думаю, есть принципиальная разница. В этом году был 50-летний юбилей кафедры продюсирования Неслучайно эта кафедра родилась в недрах Театрального института, на театроведческом факультете. Мне кажется, что, в первую очередь, менеджер, работающий в сфере культуры, должен быть образованным и разносторонне развитым человеком.

 

Беседовал Антон ИВАНОВ.

Фото предоставлены пресс-службой Государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга.

05.03.2019



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей